Решение по делу № 2-1903/2011 от 14.06.2011

К делу №2-1903/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2011 г. Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Попова П.А.,

при секретаре Плотниковой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бондарева А.А. к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по Краснодарскому краю о признании права на получение мер социальной поддержки и выдаче удостоверения единого образца как пострадавшему в результате ядерных испытаний,

УСТАНОВИЛ:

Бондарев А.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по Краснодарскому краю о признании права на получение мер социальной поддержки и выдаче удостоверения единого образца как пострадавшему в результате ядерных испытаний. В обоснование заявленных требований указал, что в период с . по . проживал в г. Семипалатинске и г. Усть-Каменогорске в Восточно-Казахстанской области, расположенных в зоне повышенного радиационного риска, что подтверждается удостоверением городской спецкомиссии Республики Казахстан . ... Согласно данным городского Управления труда, занятости и социальной защиты населения г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области от . ... вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне с 1949 по 1990 гг., г. Семипалатинск и г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области относятся к зоне повышенного радиоактивного риска с дозой воздействия радиации на население от 7,0 по 35,0 бэр. С 2001 г. он является гражданином РФ и по настоящее время проживает в .. г. Геленджика. При обращении в управление социальной защиты населения в городе-курорте Геленджике с заявлением о выдаче удостоверения установленного образца, дающего право на льготы и компенсации, получил отказ в виду того, что в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, города Семипалатинск и г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области не значатся, а получение суммарной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) установлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель Департамента социальной защиты населения по Краснодарскому краю в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, пояснив, что города Семипалатинск и Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области в Перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не значатся, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, доза облучения, указанная в представленной истцом справке от 02.08.2001 г., определена, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. В письменном ходатайстве в адрес суда просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Бондарев А.А. родился . в г. Семипалатинске, где проживал с августа 1952 г. по октябрь 1970 г., а затем с января 1973 г. по декабрь 1990 г. - в г. Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской области, расположенных в зоне повышенного радиационного риска, что подтверждается удостоверением городской спецкомиссии Республики Казахстан . ...

Согласно справке городского Управления труда, занятости и социальной защиты населения г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области .. ... г. Семипалатинск и г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне относятся к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 БЭР.

. Бондареву А.А. выдано удостоверение серии ..., подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Из справки НИИ радиационной медицины и экологии Республики Казахстан ... от . следует, что, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Бондарева А.А. составляет 0,29 Зв (29 сЗв).

Согласно справке Консульского отдела Посольства РФ в Республике Казахстан от . Бондаревым А.А. получено гражданство РФ, с . он постоянно проживает в .. г. Геленджика Краснодарского края, что подтверждается также данными паспорта гражданина РФ, выданного . на имя истца.

Бондарев А.А. обратился к ответчикам с заявлением о признании за ним права на получения мер социальной поддержки и выдаче ему удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, представив вышеуказанные документы.

Решением комиссии Департамента социальной защиты населения Краснодарского края по рассмотрению документов граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне . Бондареву А.А. отказано о включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию, поскольку города Семипалатинск и Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан, в которых проживал истец, не включены в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ . Доза облучения, полученная Бондаревым А.А., определена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

На основании ч.1 ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.

Распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995 г. № 356-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., при этом, в указанном Перечне отсутствуют населенные пункты г. Семипалатинск и                г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области, где проживал истец.

Как вытекает из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 01.12.1997 г. № 18-П и от 19.06.2002 г. № 11-П применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией. Факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обуславливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

В Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. данная правовая позиция сохраняет свою силу и имеет общее значение для характеристики отношений, возникающих в связи с причинением радиационного вреда вследствие деятельности государства, устанавливая, что, предусмотренные ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и с учетом целевого предназначения данного ФЗ, выраженного в его преамбуле, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодательством пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949-1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких пунктов.

Само по себе невключение населенных пунктов, в которых гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством РФ Перечень, не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, поскольку ч.1 ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» не исключает предоставление предусмотренных данным Законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопительную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29.08.1949 г. и 07.08.1962 г, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством РФ в соответствующий Перечень, учитывая, что субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном указанным                          Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, статус которого определяется с учетом положений Конституции РФ объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний.

Таким образом, на истца могут быть распространены соответствующие меры социальной поддержки только в случае подтверждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получения суммарно (накопительной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Истцом в качестве основания для установления мер социальной поддержки представлена справка от . ... выданная Усть-Каменогорским городским управлением труда, занятости и социальной защиты населения Республики Казахстан, содержащая ссылку на Закон Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

Республика Казахстан является суверенным государством, вправе закреплять законодательно любые нормы. Однако принять за достоверные доказательства сведения, указанные в справке, выданной в соответствии с Законом Республики Казахстан, и предоставить в Российской Федерации на основании этой справки меры социальной поддержки, было бы возможно при наличии соответствующих международных договоров.

Международного договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не существует, доза облучения, указанная в справке . определена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Истцом и его представителем не представлен соответствующий документ, подтверждающий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получения суммарно (накопительной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, поэтому не имеется оснований для признания за истцом права на социальные гарантии и выдачи удостоверения единого образца, как лицу, пострадавшему в результате ядерных испытаний.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Бондарева А.А. к Департаменту социальной защиты населения Краснодарского края, Главному управлению Министерства чрезвычайных ситуаций РФ по Краснодарскому краю о признании права на получение мер социальной поддержки и выдаче удостоверения единого образца как пострадавшему в результате ядерных испытаний отказать за необоснованностью требования.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме через городской суд.

Судья:

                                 

2-1903/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бондарев Александр Алексеевич
Ответчики
Управление социальной защиты населения
Министерство РФ по делам гражданской обороны
Департамент социальной защиты населения Краснодарского края
Суд
Геленджикский городской суд
Судья
Попов Петр Александрович
14.06.2011[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.06.2011[И] Передача материалов судье
15.06.2011[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2011[И] Судебное заседание
15.07.2011[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2011[И] Дело оформлено
03.09.2012[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее