Дело №а-3282/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2016 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е. А.,
при секретаре судебных заседаний Кузнецовой Н. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению
Порошкиной И. С. в интересах малолетних детей П, П
к администрации муниципального образования «город Архангельск»
об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «город Архангельск»,
при участии в судебном заседании административного истца Порошкиной И.С., представителя административного ответчика З
установил:
Порошкина И.С. в интересах своих малолетних детей П, П обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «город Архангельск» об оспаривании бездействия.
В обоснование требований указала, что её дети являются каждый в 1/2 доле участниками долевой собственности на <адрес> в городе Архангельске. Данный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако требование о сносе аварийного дома, в нарушение требований закона, не предъявлено.
Просила признать неправомерным бездействие администрации муниципального образования город Архангельск по проведению предварительной процедуры изъятия жилых помещений <адрес> в городе Архангельске и возложить обязанность не позднее двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу предъявить собственникам жилых помещений требование о сносе.
В судебном заседании Порошкина И.С. заявленные требования поддержала. Пояснила, что требования заявила только в интересах своих несовершеннолетних детей.
Представитель администрации муниципального образования «город Архангельск» З в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями. Полагает, что администрацией не допущено незаконное бездействие.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане … могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица, государственного или муниципального служащего, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями,…если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как усматривается из материалов дела и никем не оспаривается, малолетние дети Порошкиной И.С. П, родившийся ДД.ММ.ГГГГ и П, родившийся ДД.ММ.ГГГГ каждый в 1/2 доле являются участниками долевой собственности на <адрес> в городе Архангельске, общей площадью 61,1 кв. м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №.
Заключением № межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в городе Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу. Проведение капитального ремонта по восстановлению утраченных эксплуатационных характеристик жилых помещений экономически не целесообразно.
Указанное заключение было принято межведомственной комиссией, созданной органом местного самоуправления в порядке, установленном в п. 7 и 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в пределах своей компетенции и никем оспорено не было.
Таким образом, дом, в котором находится жилое помещение заявителя, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В силу положений ч. 1 ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано на необходимость обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно положениям ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ.
В соответствии с положениями п. 3 и п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В целях реализации вышеуказанных правомочий распоряжением заместителя мэра города по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ №р в соответствии со ст. 86, 87, 99, 100, 106 ЖК РФ и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № признана необходимость в том числе обеспечить жильцов <адрес> в городе Архангельске, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Архангельске, в жилыми помещеними маневренного фонда; предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, по мере поступления жилой площади жилые помещения по договорам социального найма.
Вместе с тем, до настоящего времени собственникам жилых помещений в данном доме требования о его сносе или реконструкции, как это предусматривают положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, предъявлены не были и каких-либо действий, свидетельствующих о принятии необходимых мер по сносу дома, заинтересованным лицом не производилось.
Таким образом, бездействие мэрии г. Архангельска по расселению жильцов из аварийного дома, нахождение в котором опасно для их жизни и здоровья, и исполнению обязанности по соблюдению установленной в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ процедуры, является незаконным и существенно нарушает конституционное право заявителя на жилище.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Бездействие мэрии г. Архангельска на протяжении длительного времени - непринятие мер по поддержанию надлежащего технического и санитарного состояния муниципальных помещений жилого дома, его общего имущества, как того требуют положения ст. 210 ГК РФ, не предъявление собственникам иных жилых помещений требования о сносе или реконструкции дома в порядке ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, причиняют ущерб правам и законным интересам несовершеннолетних детей административного истца, что является злоупотреблением административным ответчиком своими правами.
При этом, положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ не могут быть истолкованы, как предоставляющие лишь право органу местного самоуправления предъявить требование о сносе или реконструкции дома, но не обязанность, поскольку такое толкование противоречит ст. 18 Конституции РФ.
В судебном заседании Порошкина И.С. указала, что обращается в защиту интересов только своих малолетних детей. В целях восстановления нарушенного права заявителя суд полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «город Архангельск» обязанность в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предъявить к собственникам жилого помещения <адрес> требование о его сносе.
Указанный срок является разумным и позволяет обеспечить баланс прав и законных интересов административного истца и административного ответчика, в том числе в части необходимости соблюдения прав и законных интересов проживающих в данном доме нанимателей жилых помещений в связи с их выселением из аварийного жилого дома до решения вопроса о его реконструкции или сносе.
Администрации муниципального образования «город Архангельск» следует сообщить об исполнении решения суду и Порошкиной И.С. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Порошкиной И. С. в интересах малолетних детей П, П к администрации муниципального образования «город Архангельск» - удовлетворить.
Признать неправомерным бездействие администрации муниципального образования «город Архангельск» по проведению предварительной процедуры изъятия жилых помещений в признанном аварийным и подлежащим сносу <адрес> в г.Архангельске и обязать администрацию муниципального образования «город Архангельск» в срок не позднее двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предъявить к собственникам жилого помещения - <адрес> требованиео его сносе.
Администрации муниципального образования «город Архангельск» сообщить об исполнении решения суду и Порошкиной И. С. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е. А. Саблина