Решение по делу № 33а-5335/2015 от 26.11.2015

Судья Шмыкова Г.Н.                                                          Дело № 33а-5335/2015

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров                                                                                   15 декабря 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Стёксова В.И.,

судей        Мосеева А.В., Кощеева А.В.,

при секретаре      Лаптевой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам министерства образования Кировской области, администрации <данные изъяты> района Кировской области на решение Малмыжского районного суда Кировской области от 09 октября 2015 года, которым постановлено:

Административные исковые требования Г. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации <данные изъяты> района от <дата> в части исключения семьи Г. из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы».

Признать незаконными действия министерства образования Кировской области, выразившиеся в невключении семьи Г. в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы».

Признать право семьи Г. на социальную выплату в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы».

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Стёксова В.И., судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с заявлением к администрации <данные изъяты> района, министерству образования Кировской области о признании права на социальную выплату. Свои требования мотивировал тем, что постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище на 2011 - 2015 годы», а в качестве ее составной части - отдельная подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», направленная на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей. Постановлением Правительства Кировской области от 07.08.2012 № 165/465 утверждена областная целевая программа «Дом для молодой семьи» на 2013-2015 годы. Истец и его семья в мае 2013 года были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В этом же году они обратились в отдел молодежи администрации <данные изъяты> района с заявлением об участии в указанной выше целевой программе, предоставив все необходимые документы. В финансовом 2014 году социальная выплата им не была предоставлена ввиду недостаточного финансирования. В 2014 году с учетом изменений в составе семьи (рождением ребенка) он предоставил в отдел молодежи все необходимые документы для участия в программе в 2015 году. Однако в июле 2015 года его семью исключили из списка семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году на основании Раздела 5 областной целевой программы «Дом для молодой семьи» на 2013-2015 годы, о чем вынесено постановление администрации <данные изъяты> района от <дата>. Считает данное постановление не соответствующим требованиям закона и создающим препятствие к осуществлению прав на приобретение жилья. С учетом уточнения исковых требований и отказа от части заявленных требований просил суд признать право семьи Г. на социальную выплату в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы»; признать незаконным и отменить постановление администрации <данные изъяты> района от <дата>, в части исключения семьи Г. из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы»; признать незаконными действия министерства образования Кировской области, выразившиеся в невключении семьи Г. в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы».

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с указанным решением суда, министерство образования Кировской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение. В обоснование доводов указано на то, что судом неправильно применены нормы права, неправильно истолкован закон, в том числе без учета правовой позиции, содержащейся в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Верховного Суда Российской Федерации. В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья участником подпрограммы может быть лишь молодая семья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия исключает возможность участия семьи в подпрограмме. Молодая семья Г. не включена в данный список в связи с тем, что возраст одного из супругов - Г.М. на дату утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году не соответствовал данному критерию.

В апелляционной жалобе администрация <данные изъяты> района Кировской области также не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом в жалобе указывает, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также допущено неправильное применение норм материального права и неправильное истолкование закона. В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, возраст кандидатов на получение выплаты учитывается не на момент признания молодой семьи участником подпрограммы, а на момент включения такой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Сам по себе факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку молодая семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме, вплоть до включения в список претендентов на соответствующий планируемый период.

Относительно доводов апелляционных жалоб Г. представлены письменные возражения, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В судебное заседание представители министерства образования Кировской области, администрации <данные изъяты> района Кировской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела без их участия.

Представитель заинтересованного лица - Правительства Кировской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, причина неявки не известна.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2статьи 2Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.

Правительством Российской Федерации в целях повышения уровня обеспеченности населения жильем постановлением от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и входящая в ее состав подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», а также утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).

Как следует из содержания данного нормативного акта, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты); создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участниц подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях и после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пункт 20 Правил предусматривает, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 Правил).

В соответствии с вышеуказанными Правилами постановлением Правительства Кировской области от 07.08.2012 № 165/465 утверждена областная целевая программа «Дом для молодой семьи» на 2013-2015 годы», при этом условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствовали содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.

Постановлением администрации <данные изъяты> района Кировской области от <дата> утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014 год, направленная на реализацию на территории района подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и областной целевой программы «Дом для молодой семьи» на 2013 - 2015 годы.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением администрации <данные изъяты> района Кировской области от <дата> семья Г. в составе трех человек (Г., его супруги Г.М. и дочери Г.В.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением администрации <данные изъяты> района от <дата>      семья Г. была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году в рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», однако в 2014 году не была обеспечена социальной выплатой на приобретение жилья по причине недостаточности средств в бюджете района.

Постановлением администрации <данные изъяты> района Кировской области от <дата> утвержден список молодых семей - претендентов на получении социальной выплаты в 2015 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Первой в указанном списке была поименована семья Г. в составе четырех человек (Г., <дата> г.р., его супруга Г.М., <дата> г.р., дочь Г.В., <дата> г.р., сын Г.А., <дата> г.р.).

<дата> приказом министерства образования Кировской области утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году по Кировской области, в который семья Г. включена не была.

Постановлением администрации <данные изъяты> района Кировской области от <дата> внесены изменения в постановление администрации <данные изъяты> района Кировской области от <дата>        , согласно которым семья Г. исключена из списка молодых семей - претендентов на получении социальной выплаты в 2015 году, со ссылкой на раздел 5 областной целевой программы «Дом для молодой семьи» на 2013-2015 годы», в связи с достижением одним из супругов в молодой семье предельного возраста.

Суд первой инстанции, разрешая дело по существу и удовлетворяя заявленные истцом требования, пришел к выводу, что правовых оснований для исключения семьи Г. из числа участников жилищной программы не имелось. При этом суд исходил из того, что семья Г. на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявляемым требованиям к ее участникам, в 2014 году социальную выплату не получила ввиду недостаточности финансирования в бюджете <данные изъяты> района, возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными выше Правилами, в том числе в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, находит его правильным.

Согласно материалам дела на момент принятия решения о включении семьи Г. в список участников подпрограммы на 2014 и 2015 годы, его семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента в сводный список на получение социальной выплаты.

Жилищные условия семьи Г. после этого не улучшились, при этом достижение предельного возраста одним из супругов молодой семьи является обстоятельством, наступление которого не зависит от его воли или действий.

Социальная выплата в 2014 году не была получена семьей Г. в связи с недостаточным финансированием из бюджета района. Вместе с тем отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников подпрограммы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.

Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 и положениями областной целевой программа «Дом для молодой семьи» на 2013-2015 годы», не предусмотрена. Названными актами предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то произвольный отказ от него исключается.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 01.12.1997 № 18-П, от 19.06.2002 № 11-П, от 29.01.2004 г. № 2-П, Определения от 04.12.2003 № 415-О, от 15.02.2005 № 17-О, от 27.12.2005 502-О и др.).

При таких обстоятельствах, правовых оснований для исключения администрацией <данные изъяты> района семьи Г. из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2011 - 2015 годы, как и для невключения его семьи министерством образования Кировской области в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году, не имелось.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного решения и удовлетворения апелляционных жалоб.

Решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционных жалоб направлены иное толкование норм материального права, не опровергают вышеизложенных выводов суда и не влияют на правильность принятого судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Малмыжского районного суда Кировской области от               09 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы министерства образования Кировской области, администрации <данные изъяты> района Кировской области - без удовлетворения.

Председательствующий:                                          

Судьи:

33а-5335/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Головко В.Д.
Ответчики
Министерство образования Кировской области
Администрация Кильмезского района
Суд
Кировский областной суд
Судья
Стексов Владимир Иванович
Дело на сайте суда
oblsud.kir.sudrf.ru
15.12.2015[Адм.] Судебное заседание
22.12.2015[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2015[Адм.] Передано в экспедицию
15.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее