Дело № 2-374/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 21 » ноября 2018 года город Калининград
Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Савинова А.Л., при секретаре Варейчук А.И., с участием ответчика Панина С.А., представителя административного истца - командира войсковой части № – Удодовой Г.В. и представителя заинтересованного лица на стороне истца - командира войсковой части № – Попова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление командира войсковой части № о взыскании с военнослужащего этой же войсковой части майора Панина Сергея Александровича, причиненного материального ущерба в сумме 39485 рублей 68 копеек,
установил:
как следует из рассматриваемого искового заявления, командир войсковой части № просит взыскать с военнослужащего этой же воинской части майора Панина С.А. 39485 руб. 68 коп., в возмещение причиненного материального ущерба.
Исковое заявление мотивировано тем, что майором Паниным С.А. занимавшим в 2013 году должность <данные изъяты> войсковой части №, при проведении организационно-штатных мероприятий не были предприняты действия о выводе в распоряжение сержанта Братковой Н.В., должность, которой была сокращена в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, в результате чего ей в период с 08 августа по 30 ноября 2013 года необоснованно были выплачены: ежемесячная надбавка за сложность и напряженность военной службы, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, а всего на общую сумму 39485 руб. 68 коп.
Представитель истца – командира войсковой части № в судебном заседании заявленные требования поддержала и настаивала на их полном удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица на стороне истца - командира войсковой части № также просил требования искового заявления удовлетворить.
Ответчик Панин С.А. исковые требования не признал полностью, указывая на то, что в связи с нахождением сержанта Братковой Н.В. на излечении в госпитале до 08 августа 2013 года, ранее принять решение о ее увольнении либо назначении на должность было невозможно, в том числе, ввиду отсутствия ее волеизъявления. Более того, ответчик пояснил, что вышестоящий кадровый орган не принимал документы на вывод военнослужащего в распоряжение командира части, требуя окончательно решать вопрос о его назначении на новую должность либо увольнении с военной службы. Соответствующие документы об увольнении Братковой с военной службы были направлены по команде уже 09 августа 2013 года.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит установленным следующее.
Согласно выписке из приказа Командующего Балтийским флотом № № от 06 октября 2011 года майор Панин С.А. назначен на должность <данные изъяты> Балтийского флота.
В указанной должности Панин С.А. проходил военную службу до назначения его приказом Командующего Балтийским флотом № № от 27 июля 2016 года на должность <данные изъяты> флота.
Согласно акту контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности <данные изъяты> от 09 июня 2016 года № № в войсковой части № за период с 01 июня 2013 года по 30апреля 2016 года были выявлены неположенные выплаты и переплаты денежного довольствия на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Как усматривается из материалов административного расследования, ущерб от действий ответчика образовался в результате невыполнения последним указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №, директивы ОСК Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № №, указаний начальника штаба Балтийского флота № № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым с 01 июля 2013 года надлежало внести изменения в штат войсковой части № в части касающейся исключения <данные изъяты> должностей военнослужащих по контракту, в том числе должности, которую занимала Браткова Н.В.
В соответствии с копией выписки из Перечня организационно-штатных мероприятий, подлежащих проведению в соответствии с директивой штаба Балтийского флота от ДД.ММ.ГГГГ года № №, исключению из штата <данные изъяты> подлежала, в числе прочих, должность <данные изъяты> (которую и занимала сержант Браткова).
Как подтверждается копией письма ВрИО начальника штаба Балтийского флота от 21 мая 2013 года, о проведении указанных организационно штатных мероприятий, таковое поступило в войсковую часть № только 27 мая 2013 года и было доведено ответчику 28 мая 2013 года, что подтверждается резолюциями на ней. При этом срок окончания указанных организационно-штатных мероприятий установлен до 01 июля 2013 года.
Изданным 05 июня 2013 года во исполнение указанного распоряжения приказом командира войсковой части № № 572 на ответчика была возложена обязанность только разработать план проведения организационных мероприятий, предусматривающий переработку должностных обязанностей и других организационных документов, согласно изменениям к штатам.
Как следует из копий выписок из приказов командира войсковой части № №№ № от 08 августа 2013 года, 12 августа 2013 года, 16 сентября 2013 года, 09 октября 2013 года, 21 октября 2013 года, 02 декабря 2013 года, Браткова Н.В., проходившая военную службу по контракту в должности <данные изъяты> воинской части № в период с 17 мая по 08 августа 2013 года находилась на стационарном лечении в ФГБУ «1409 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, с 12 августа по 14 сентября 2013 года и с 09 октября по 19 октября 2013 года находилась в основном отпуске за 2013 год и с 30 ноября 2013 года была исключена из списков личного состава воинской части, как досрочно уволенная с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом командующего войсками Западного военного округа от 26 ноября 2013 года № №.
Основанием для увольнения Братковой с военной службы, явился ее рапорт от 08 августа 2013 года, в котором она просила уволить ее с военной службы по вышеуказанному основанию и заключение аттестационной комиссии войсковой части №, согласно которому Браткова Н.В. рекомендовалась к досрочному увольнению с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Копией выписки из книги исходящей корреспонденции подтверждается факт, что представление об увольнении Братковой с военной службы было направлено начальнику отдела кадров Балтийского флота уже 09 августа 2013 года.
Как усматривается из справки-расчета неположенных выплат денежного довольствия военнослужащим, должности которых были сокращены по организационно-штатным мероприятиям, сержанту контрактной службы войсковой части № Братковой Наталье Викторовне за период с 08 августа по 30 ноября 2013 года необоснованно были выплачены: ежемесячная надбавка за сложность и напряженность военной службы, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей на общую сумму 39485 руб. 68 коп.
В силу ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
"О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный реальный ущерб, при условии наличия их вины в содеянном.
При этом истец основывает свои требования на п.3 ст. 4 названного Закона, в соответствие с которым, командиры (начальники), не принявшие необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Пунктом 154 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700, в редакции, действовавшей на период рассматриваемых правоотношений действительно установлено, что военнослужащим, при сокращении занимаемых ими воинских должностей, со дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, и до дня увольнения с военной службы выплачиваются только оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет. При этом, в силу пункта 155 Порядка военнослужащим, находящимся ко дню окончания организационно-штатных мероприятий на лечении в лечебном учреждении, денежное довольствие в указанном порядке, выплачивается со дня, следующего за днем выписки из лечебного учреждения и до их увольнения с военной службы.
Указанная норма не связывала прекращение выплаты дополнительных надбавок и премий Братковой Н.В. с выводом ее в распоряжение, а, следовательно, у ответчика как начальника кадрового органа войсковой части № отсутствовала обязанность по подготовке проекта приказа о зачислении ее в распоряжение командира, на что ссылается истец.
Таковой порядок предусмотрен и п. 55 «Наставления по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации № ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому должны быть зачислены в распоряжение соответствующих командиров (начальников) не позднее срока окончания организационных мероприятий только те офицеры, прапорщики (мичманы), сержанты и солдаты, проходящие военную службу по контракту, которые не были представлены к назначению на воинскую должность или к увольнению с военной службы в период проведения организационных мероприятий. Такой же порядок предусмотрен и п. 40 Руководства по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Более того, соблюдение указанного порядка кадровой службой БФ подтверждается не только объяснениями ответчика, но и показаниями работника отделения кадров войсковой части № – свидетеля ФИО1 из которых следует, что в рассматриваемый период вышестоящим кадровым органом не принимались документы на зачисление военнослужащих в распоряжение, поскольку требовалось окончательно решать вопрос их назначения на должность либо увольнения с военной службы.
Как отмечено выше письмо ВрИО начальника штаба Балтийского флота от 21 мая 2013 года, о проведении указанных организационно штатных мероприятий со сроком их окончания до 01 июля 2013 года, поступило в войсковую часть № только 27 мая 2013 года.
При этом, в силу требований Руководства по организационно-штатной работе в ВМФ», утвержденного приказом ГК ВМФ № № ДД.ММ.ГГГГ года организационно-штатные мероприятия должны быть завершены в двухмесячный срок, и об их окончании и переходе на новый штат должно быть объявлено в соответствующем приказе, что и является юридическим основанием для изменения в выплате денежного довольствия военнослужащим части.
Вместе с тем, из заключения по материалам административного расследования по факту осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат Братковой Н.В. следует, что приказ командира войсковой части № об окончании организационно-штатных мероприятий и переходе на новый штат вообще не издавался.
Согласно положениям абзаца второго статьи 7 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 года № 444, именно в компетенции аттестационной комиссии части находится возможность выразить мнение о дальнейшем служебном предназначении военнослужащего.
Следовательно, до принятия соответствующего решения аттестационной комиссией части и написания Братковой 08 августа 2013 года рапорта на увольнение, оснований для ее перемещения по службе не имелось, а до указанной даты она находилась на стационарном лечении в госпитале. Как установлено судом вышеприведенными доказательствами представление на ее увольнение с военной службы было направлено вышестоящему командованию 09 августа 2013 года. При этом оснований для зачисления Братковой в распоряжение также не имелось, поскольку она, в возможно короткие сроки была представлена к увольнению с военной службы по избранному ей основанию, что соответствовало, в том числе, и требованиям <данные изъяты> При этом выплата Братковой денежного довольствия не находилась в компетенции ответчика, который в указанный период не имел доступа к вводу данных в СПО «Алушта», с помощью которого и производился расчет денежного довольствия военнослужащих.
Следовательно, ответчик в рассматриваемых правоотношениях имел право лишь готовить предложения командиру части о перемещении Братковой, при этом не обладал правом подписи приказов, либо проектов приказов вышестоящему командованию, имеющих юридическую силу для изменения размера выплачиваемого Братковой денежного довольствия.
В соответствии с п. 45 Инструкции о порядке проведения организационно-штатных мероприятий в органах военного управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях ВМФ, утвержденной приказом Главнокомандующего ВМФ № № от ДД.ММ.ГГГГ года именно на командира, а не на кадровый орган части воинской части возлагается обязанность по переводу воинской части на другой штат в соответствие с действующим законодательством.
Более того, как отмечено выше, истец основывает свои требования на п.3 ст. 4 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ"О материальной ответственности военнослужащих", который предполагает возможность привлечения к материальной ответственности за не принятие необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, только командиров (начальников), под которыми в силу ст. 2 названного закона понимаются командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители.
При этом бесспорно, что ответчик, занимавший в оспариваемый период должность <данные изъяты> войсковой части № к указанной категории вообще не относится.
Таким образом, из совокупного анализа представленных доказательств, приведенных норм права, объяснений ответчика и показаний свидетеля, следует, что поскольку оснований для зачисления Братковой в распоряжение не имелось, а документы на ее увольнение с военной службы были 09 августа 2013 года направлены вышестоящему командованию, оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности по указанному в рассматриваемом исковом заявлении основанию не имеется. При этом суд учитывает и то, что Панин С.А., занимавший в оспариваемый период должность начальника отделения кадров и строевого штаба войсковой части №, в силу вышеприведенных мотивов, вообще не может быть привлечен к ответственности за не принятие необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат.
Более того, вопреки мнению истца об обратном, ущерб от выплаты сержанту Братковой Н.В. денежного довольствия был причинен государству не в лице войсковой части №, а в лице Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее ФКУ «ЕРЦ МО РФ»).
Согласно положениям, закрепленным в статье 46 Конституции Российской Федерации и в статье 9 ГК РФ, реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависит от собственного усмотрения организации.
Частью 2 ст. 6 ГПК РФ право выступать от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, предоставлено только прокурору и ряду иных органов исполнительной власти, к числу которых командир войсковой части № явно не относится.
При этом командиром войсковой части № к исковому заявлению не приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия на подписание заявления и предъявление в суд исковых требований в пользу ЕРЦ МО РФ.
При данных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований искового заявления командира войсковой части №.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 39485 ░░░░░░ 68 ░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № 2-374/2018