Решение по делу № 2-374/2018 ~ М-442/2018 от 22.10.2018

Дело № 2-374/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

« 21 » ноября 2018 года                  город Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Савинова А.Л., при секретаре Варейчук А.И., с участием ответчика Панина С.А., представителя административного истца - командира войсковой части – Удодовой Г.В. и представителя заинтересованного лица на стороне истца - командира войсковой части – Попова В.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление командира войсковой части о взыскании с военнослужащего этой же войсковой части майора Панина Сергея Александровича, причиненного материального ущерба в сумме 39485 рублей 68 копеек,

установил:

как следует из рассматриваемого искового заявления, командир войсковой части просит взыскать с военнослужащего этой же воинской части майора Панина С.А. 39485 руб. 68 коп., в возмещение причиненного материального ущерба.

Исковое заявление мотивировано тем, что майором Паниным С.А. занимавшим в 2013 году должность <данные изъяты> войсковой части , при проведении организационно-штатных мероприятий не были предприняты действия о выводе в распоряжение сержанта Братковой Н.В., должность, которой была сокращена в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, в результате чего ей в период с 08 августа по 30 ноября 2013 года необоснованно были выплачены: ежемесячная надбавка за сложность и напряженность военной службы, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, а всего на общую сумму 39485 руб. 68 коп.

Представитель истца – командира войсковой части в судебном заседании заявленные требования поддержала и настаивала на их полном удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица на стороне истца - командира войсковой части также просил требования искового заявления удовлетворить.

Ответчик Панин С.А. исковые требования не признал полностью, указывая на то, что в связи с нахождением сержанта Братковой Н.В. на излечении в госпитале до 08 августа 2013 года, ранее принять решение о ее увольнении либо назначении на должность было невозможно, в том числе, ввиду отсутствия ее волеизъявления. Более того, ответчик пояснил, что вышестоящий кадровый орган не принимал документы на вывод военнослужащего в распоряжение командира части, требуя окончательно решать вопрос о его назначении на новую должность либо увольнении с военной службы. Соответствующие документы об увольнении Братковой с военной службы были направлены по команде уже 09 августа 2013 года.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит установленным следующее.

Согласно выписке из приказа Командующего Балтийским флотом № от 06 октября 2011 года майор Панин С.А. назначен на должность <данные изъяты> Балтийского флота.

В указанной должности Панин С.А. проходил военную службу до назначения его приказом Командующего Балтийским флотом № от 27 июля 2016 года на должность <данные изъяты> флота.

Согласно акту контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности <данные изъяты> от 09 июня 2016 года № в войсковой части за период с 01 июня 2013 года по 30апреля 2016 года были выявлены неположенные выплаты и переплаты денежного довольствия на общую сумму <данные изъяты> рублей.

Как усматривается из материалов административного расследования, ущерб от действий ответчика образовался в результате невыполнения последним указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, директивы ОСК Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ, указаний начальника штаба Балтийского флота № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым с 01 июля 2013 года надлежало внести изменения в штат войсковой части в части касающейся исключения <данные изъяты> должностей военнослужащих по контракту, в том числе должности, которую занимала Браткова Н.В.

В соответствии с копией выписки из Перечня организационно-штатных мероприятий, подлежащих проведению в соответствии с директивой штаба Балтийского флота от ДД.ММ.ГГГГ года № , исключению из штата <данные изъяты> подлежала, в числе прочих, должность <данные изъяты> (которую и занимала сержант Браткова).

Как подтверждается копией письма ВрИО начальника штаба Балтийского флота от 21 мая 2013 года, о проведении указанных организационно штатных мероприятий, таковое поступило в войсковую часть только 27 мая 2013 года и было доведено ответчику 28 мая 2013 года, что подтверждается резолюциями на ней. При этом срок окончания указанных организационно-штатных мероприятий установлен до 01 июля 2013 года.

Изданным 05 июня 2013 года во исполнение указанного распоряжения приказом командира войсковой части № 572 на ответчика была возложена обязанность только разработать план проведения организационных мероприятий, предусматривающий переработку должностных обязанностей и других организационных документов, согласно изменениям к штатам.

Как следует из копий выписок из приказов командира войсковой части №№ от 08 августа 2013 года, 12 августа 2013 года, 16 сентября 2013 года, 09 октября 2013 года, 21 октября 2013 года, 02 декабря 2013 года, Браткова Н.В., проходившая военную службу по контракту в должности <данные изъяты> воинской части в период с 17 мая по 08 августа 2013 года находилась на стационарном лечении в ФГБУ «1409 военно-морской клинический госпиталь» Министерства обороны РФ, с 12 августа по 14 сентября 2013 года и с 09 октября по 19 октября 2013 года находилась в основном отпуске за 2013 год и с 30 ноября 2013 года была исключена из списков личного состава воинской части, как досрочно уволенная с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом командующего войсками Западного военного округа от 26 ноября 2013 года № .

Основанием для увольнения Братковой с военной службы, явился ее рапорт от 08 августа 2013 года, в котором она просила уволить ее с военной службы по вышеуказанному основанию и заключение аттестационной комиссии войсковой части , согласно которому Браткова Н.В. рекомендовалась к досрочному увольнению с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Копией выписки из книги исходящей корреспонденции подтверждается факт, что представление об увольнении Братковой с военной службы было направлено начальнику отдела кадров Балтийского флота уже 09 августа 2013 года.

Как усматривается из справки-расчета неположенных выплат денежного довольствия военнослужащим, должности которых были сокращены по организационно-штатным мероприятиям, сержанту контрактной службы войсковой части Братковой Наталье Викторовне за период с 08 августа по 30 ноября 2013 года необоснованно были выплачены: ежемесячная надбавка за сложность и напряженность военной службы, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей на общую сумму 39485 руб. 68 коп.

В силу ст. 3 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ
"О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный реальный ущерб, при условии наличия их вины в содеянном.

При этом истец основывает свои требования на п.3 ст. 4 названного Закона, в соответствие с которым, командиры (начальники), не принявшие необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Пунктом 154 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700, в редакции, действовавшей на период рассматриваемых правоотношений действительно установлено, что военнослужащим, при сокращении занимаемых ими воинских должностей, со дня окончания организационно-штатных мероприятий, указанного в правовом акте Министерства обороны о проведении этих организационно-штатных мероприятий, и до дня увольнения с военной службы выплачиваются только оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет. При этом, в силу пункта 155 Порядка военнослужащим, находящимся ко дню окончания организационно-штатных мероприятий на лечении в лечебном учреждении, денежное довольствие в указанном порядке, выплачивается со дня, следующего за днем выписки из лечебного учреждения и до их увольнения с военной службы.

Указанная норма не связывала прекращение выплаты дополнительных надбавок и премий Братковой Н.В. с выводом ее в распоряжение, а, следовательно, у ответчика как начальника кадрового органа войсковой части отсутствовала обязанность по подготовке проекта приказа о зачислении ее в распоряжение командира, на что ссылается истец.

Таковой порядок предусмотрен и п. 55 «Наставления по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому должны быть зачислены в распоряжение соответствующих командиров (начальников) не позднее срока окончания организационных мероприятий только те офицеры, прапорщики (мичманы), сержанты и солдаты, проходящие военную службу по контракту, которые не были представлены к назначению на воинскую должность или к увольнению с военной службы в период проведения организационных мероприятий. Такой же порядок предусмотрен и п. 40 Руководства по работе кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года.

Более того, соблюдение указанного порядка кадровой службой БФ подтверждается не только объяснениями ответчика, но и показаниями работника отделения кадров войсковой части – свидетеля ФИО1 из которых следует, что в рассматриваемый период вышестоящим кадровым органом не принимались документы на зачисление военнослужащих в распоряжение, поскольку требовалось окончательно решать вопрос их назначения на должность либо увольнения с военной службы.

Как отмечено выше письмо ВрИО начальника штаба Балтийского флота от 21 мая 2013 года, о проведении указанных организационно штатных мероприятий со сроком их окончания до 01 июля 2013 года, поступило в войсковую часть только 27 мая 2013 года.

При этом, в силу требований Руководства по организационно-штатной работе в ВМФ», утвержденного приказом ГК ВМФ № ДД.ММ.ГГГГ года организационно-штатные мероприятия должны быть завершены в двухмесячный срок, и об их окончании и переходе на новый штат должно быть объявлено в соответствующем приказе, что и является юридическим основанием для изменения в выплате денежного довольствия военнослужащим части.

Вместе с тем, из заключения по материалам административного расследования по факту осуществления ежемесячных и иных дополнительных выплат Братковой Н.В. следует, что приказ командира войсковой части об окончании организационно-штатных мероприятий и переходе на новый штат вообще не издавался.

Согласно положениям абзаца второго статьи 7 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 февраля 2012 года № 444, именно в компетенции аттестационной комиссии части находится возможность выразить мнение о дальнейшем служебном предназначении военнослужащего.

Следовательно, до принятия соответствующего решения аттестационной комиссией части и написания Братковой 08 августа 2013 года рапорта на увольнение, оснований для ее перемещения по службе не имелось, а до указанной даты она находилась на стационарном лечении в госпитале. Как установлено судом вышеприведенными доказательствами представление на ее увольнение с военной службы было направлено вышестоящему командованию 09 августа 2013 года. При этом оснований для зачисления Братковой в распоряжение также не имелось, поскольку она, в возможно короткие сроки была представлена к увольнению с военной службы по избранному ей основанию, что соответствовало, в том числе, и требованиям <данные изъяты> При этом выплата Братковой денежного довольствия не находилась в компетенции ответчика, который в указанный период не имел доступа к вводу данных в СПО «Алушта», с помощью которого и производился расчет денежного довольствия военнослужащих.

Следовательно, ответчик в рассматриваемых правоотношениях имел право лишь готовить предложения командиру части о перемещении Братковой, при этом не обладал правом подписи приказов, либо проектов приказов вышестоящему командованию, имеющих юридическую силу для изменения размера выплачиваемого Братковой денежного довольствия.

В соответствии с п. 45 Инструкции о порядке проведения организационно-штатных мероприятий в органах военного управления, соединениях, воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях ВМФ, утвержденной приказом Главнокомандующего ВМФ № от ДД.ММ.ГГГГ года именно на командира, а не на кадровый орган части воинской части возлагается обязанность по переводу воинской части на другой штат в соответствие с действующим законодательством.

Более того, как отмечено выше, истец основывает свои требования на п.3 ст. 4 Федерального закона от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ"О материальной ответственности военнослужащих", который предполагает возможность привлечения к материальной ответственности за не принятие необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат, только командиров (начальников), под которыми в силу ст. 2 названного закона понимаются командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители.

При этом бесспорно, что ответчик, занимавший в оспариваемый период должность <данные изъяты> войсковой части к указанной категории вообще не относится.

Таким образом, из совокупного анализа представленных доказательств, приведенных норм права, объяснений ответчика и показаний свидетеля, следует, что поскольку оснований для зачисления Братковой в распоряжение не имелось, а документы на ее увольнение с военной службы были 09 августа 2013 года направлены вышестоящему командованию, оснований для привлечения ответчика к материальной ответственности по указанному в рассматриваемом исковом заявлении основанию не имеется. При этом суд учитывает и то, что Панин С.А., занимавший в оспариваемый период должность начальника отделения кадров и строевого штаба войсковой части , в силу вышеприведенных мотивов, вообще не может быть привлечен к ответственности за не принятие необходимых мер к предотвращению излишних денежных выплат.

Более того, вопреки мнению истца об обратном, ущерб от выплаты сержанту Братковой Н.В. денежного довольствия был причинен государству не в лице войсковой части , а в лице Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее ФКУ «ЕРЦ МО РФ»).

Согласно положениям, закрепленным в статье 46 Конституции Российской Федерации и в статье 9 ГК РФ, реализация права на судебную защиту и осуществление гражданских прав зависит от собственного усмотрения организации.

Частью 2 ст. 6 ГПК РФ право выступать от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, предоставлено только прокурору и ряду иных органов исполнительной власти, к числу которых командир войсковой части явно не относится.

При этом командиром войсковой части к исковому заявлению не приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия на подписание заявления и предъявление в суд исковых требований в пользу ЕРЦ МО РФ.

При данных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований искового заявления командира войсковой части .

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 39485 ░░░░░░ 68 ░░░░░░, – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ № 2-374/2018

2-374/2018 ~ М-442/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
в/ч 42155
Ответчики
Панин Сергей Александрович
Другие
Попов В.
в/ч 41603
Удодова Г.В.
Суд
Калининградский гарнизонный военный суд
Судья
Савинов Александр Львович
22.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2018[И] Передача материалов судье
23.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
29.10.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2018[И] Судебное заседание
16.11.2018[И] Судебное заседание
21.11.2018[И] Судебное заседание
27.11.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2019[И] Дело оформлено
01.02.2019[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее