РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего федерального судьи Даменова Э.А.,
при секретаре Васнецовой Л.А.,
с участием представителя истца Панко Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-7/2016 по исковому заявлению Корепановой Ирины Васильевны к открытому акционерному обществу «Аэропорт Сургут» об обязании выплатить выходное пособие,
установил:
истец КорепановаИ.В. обратилась в суд с иском к ОАО "С" об обязании выплатить выходное пособие.
Заявленные требования мотивирует тем, что в соответствии с трудовым договором от <данные изъяты>, заключенным между ней и ответчиком она была принята на работу ОАО "С"
<данные изъяты> года истец Корепанова И.В. была уволена из организации ответчика по п.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением численности работников организации.
В течение одного месяца после увольнения Корепанова И.В. обратилась в КУ ХМАО-Югры «Белоярский центр занятости населения» где была зарегистрирована в качестве безработной, своевременно проходила перерегистрацию в качестве безработной, в связи с чем, центр занятости населения выдавал ей справки о том, что она не трудоустроена, которые истец направляла ответчику для выплаты среднего заработка, как выходного пособия.
В общей сложности, ответчик выплатил истцу средний заработок по ст.318 ТК РФ, за первый, второй и третий месяц со дня увольнения.
При этом, в выплате среднего заработка на время трудоустройства за четвертый, пятый и шестой месяцы ответчиком истцу было отказано, по тому основанию, что КорепановаИ.В. является пенсионером, в связи с чем, не может быть признана безработной, так как она социально защищена государством.
Истец Корепанова И.В. с указанным отказом ответчика не согласна, в связи с чем, просит суд признать за ней право на получение среднего заработка по ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации за четвертый, пятый и шестой месяца как лицу, уволенному по п.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации из организации ОАО "С" за счет средств данного работодателя и обязать ОАО "С" произвести расчет и выплату среднего заработка как выходного пособия за четвертый, пятый и шестой месяца по ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Истец Корепанова И.В,в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом <данные изъяты> о причинах неявки суд не известила, ходатайство об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.
Представитель истца Панко Д.В. в настоящем судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО "С" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом <данные изъяты> при этом направил в адрес суда ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с поздним получением извещения о времени и месте рассмотрения дела (<данные изъяты>
Согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Из ходатайства представителя ответчика следует, что он не имеет возможности явиться в суд в связи с нахождением в <данные изъяты>, получением извещения о времени и месте рассмотрения дела <данные изъяты> и неудобной транспортной схемой, однако достаточных и достоверных доказательств в обоснование этого утверждения не приводит.
Напротив как следует из материалов дела, извещение о времени и месте рассмотрения дела получено лицом, уполномоченным на получение телеграмм Г. то есть за неделю до судебного заседания.
В этой связи, а также учитывая, что неявка ответчика не является препятствием к рассмотрению дела и возможность ответчика изложить свою позицию письменно или воспользоваться услугами иного представителя, суд находит ходатайство представителя ответчика, не подлежащим удовлетворению.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст.ст.35, 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит ходатайство представителя ответчика об отложении судебного разбирательства направленным на затягивание сроков рассмотрения дела и, следовательно, считает необходимым приступить к рассмотрению настоящего гражданского дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица КУ ХМАО-Югры «Белоярский центр занятости населения» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом <данные изъяты> о причинах неявки суд не известил, ходатайство об отложении судебного разбирательства в суд не поступало.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Корепановой И.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, на основании трудового договора от <данные изъяты>, заключенного между ОАО "С" и Корепановой И.В., последняя была принята на работу ОАО "С"
<данные изъяты> года трудовой договор между истцом и ответчиком был расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением численности работников организации, пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ <данные изъяты>
В соответствии со ст.178 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В соответствии со ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
На основании указанных норм, истец Корепанова И.В. в течение одного месяца после увольнения обратилась в службу занятости населения, в результате чего КУ ХМАО-Югры «Белоярский центр занятости населения» выдавал истцу справки о том, что она не трудоустроена и является безработной, которые истец Корепанова И.В. направляла ответчику для выплаты среднего месячного заработка.
Как следует из текста искового заявления, пояснений представителя истца и стороной ответчика не оспаривается, ответчик ОАО "С" произвело выплаты среднего месячного заработка в пользу Корепановой И.В. за первый, второй и третий месяцы со дня увольнения.
Кроме того, истец Корепанова И.В. обратилась к ответчику ОАО "С" с решениями службы занятости, которыми признано право Корепановой И.В. на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого, пятого, шестого месяца со дня увольнения, однако ответчик отказал истцу в выплате указанных сумм, по тем основаниям, что Корепанова И.В. является пенсионером, и не может считаться безработной, так как она уже социально защищена государством посредством назначения пенсии <данные изъяты>
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как установлено ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
По смыслу указанных норм, назначение работнику пенсии и сохранение за уволенным работником права на получение среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяц трудоустройства являются самостоятельными гарантиями. В первом случае обеспечивается социальная гарантия по возрасту, во втором случае социальная гарантия от безработицы и негативных последствий, вызванных увольнением работника по п.п.1, 2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. Сам по себе факт получения пенсии не ограничивает прав работника на получение гарантии предусмотренной при увольнении по сокращению численности или штата организации.
Как следует из содержания ст.178, ст.318 Трудового кодекса Российской, основанием сохранения среднего месячного заработка работника является факт потери им работы по указанным причинам и незанятость в течение определенного периода после увольнения. При этом сохранение среднего месячного заработка поставлено в зависимость от того, обратился ли работник в течение соответствующего периода времени со дня увольнения в орган службы занятости и был ли им трудоустроен.
Так как Корепанова И.В. обратилась в орган занятости населения в месячный срок со дня увольнения и не была трудоустроена, в связи с отсутствием подходящей работы, то суд приходит к выводу, что у Корепановой И.В. имеется право на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения.
При этом суд считает несостоятельным довод работодателя ОАО "С" о том, что положения статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку данная статья не содержит положений, устанавливающих различия в реализации права на получение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения пенсионерами и лицами, которым пенсия еще не назначена.
Назначение гражданину пенсии порождает единственное ограничение в реализации его прав, связанных с трудоустройством, – невозможностью признания его в качестве безработного (п.3 ст.3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Аналогичная позиция изложена в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014.
Кроме того, ограничение прав, вытекающих из трудовых отношений, по мотивам достижения Корепановой И.В. пенсионного возраста противоречит ст.1 Конвенции МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 года в части недопустимости нарушения равенства возможностей или обращения в области труда и занятости, ст.2, 3 Трудового кодекса Российской Федерации и ст.5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», гарантирующим свободу труда и равные возможности в реализации трудовых прав, а также свободный выбор занятости независимо от возраста и социального положения.
При таких обстоятельствах, анализируя исследованные в ходе настоящего судебного разбирательства доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению о том, что исковые требования Корепановой И.В. о признании за ней права на получение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого, пятого, шестого месяца со дня увольнения и обязании ОАО "С" произвести расчет и выплату указанных сумм, подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с положениями ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд в настоящем случае полагает необходимым, с учётом требований разумности, установить ответчику срок для совершения указанных действий в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом, требование истца об установлении срока исполнения решения суда в течение десяти дней, суд находит нецелесообразным.
Кроме того, в соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика ОАО "С" в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб., пропорционально удовлетворенным исковым требованиям неимущественного характера.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ "░" ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ "░" ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░ "░" ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░░░░.