Решение по делу № 33-18922/2018 от 26.10.2018

Судья Сафин А.Р. Дело № 33-18922/2018

учёт № 202г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 ноября 2018 года                  г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Курмашевой Р.Э.,

судей Хасаншина Р.Р., Шакировой З.Э.,

при секретаре судебного заседания Галеевой Д.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасаншина Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Кашаповой Р.Б. на заочное решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2018 года, которым постановлено:

взыскать с Кашаповой Раиси Бариевны в пользу Тухбатуллиной Розы Алексеевны компенсацию морального вреда в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Взыскать с Кашаповой Раиси Бариевны в доход муниципального образования «Мамадышский муниципальный район Республики Татарстан» госпошлину в размере 300 (триста) рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, заслушав пояснения Кашаповой Р.Б. в поддержку доводов жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тухбатуллина Р.А. обратилась в суд с иском к Кашаповой Р.Б. о компенсации морального вреда.

В обоснование заявленного иска указала, что приговором мирового судьи судебного участка № 1 по Мамадышскому судебному району Республики Татарстан от 16 августа 2018 года Кашапова Р.Б. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 115 УК РФ, совершенного в отношении Тухбатуллиной Р.А., ей назначено наказание в виде обязательных работ на срок 180 часов. Действиями Кашаповой Р.Б. истице причинены физические и нравственные страдания.

В связи с чем истица просила суд взыскать с ответчицы компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 12000 рублей.

Истица Тухбатуллина Р.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что в результате примененного к ней насилия со стороны Кашаповой Р.Б. она испытала эмоциональный стресс, последствием которого явились подавленность, плаксивость, потеря сна. Она была лишена возможности вести привычный образ жизни.

Представитель истца Останин Н.Б. исковые требования поддержал.

Ответчица Кашапова Р.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена, об уважительности причин неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.

Суд вынес заочное решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе Кашаповой Р.Б. ставится вопрос об изменении решения суда и снижении размера компенсации морального вреда. По мнению подателя жалобы, взысканная с нее сумма компенсации морального вреда не отвечает требованиям разумности и не соразмерна причиненному ею ущербу. Доводы истицы о перенесенных ею моральных и физических страданий документально не подтверждены. Кроме того, суд при разрешении спора не учел материальное положение и состояние здоровья ответчицы, являющейся пенсионеркой и инвали<адрес> группы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Тухбатуллина Р.А., соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции Кашапова Р.Б. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающие его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно статье 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Из материалов дела следует, что приговором мирового судьи судебного участка № 1 по Мамадышскому судебному району Республики Татарстан от 16 августа 2018 года Кашапова Р.Б. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 115 УК РФ, ей назначено наказание в виде обязательных работ на срок 180 часов. Приговор вступил в законную силу 28 августа 2018 года.

Приговором установлено, что Кашапова Р.Б. 13 июня 2018 года около 16 часов, находясь возле входной двери первого подъезда <адрес> совхоза «Мамадышский» <адрес> РТ, действуя умышленно, в ходе словесной ссоры, возникшей на почве личных неприязненных отношений, осознавая общественную опасность своих действий и желая наступления общественно-опасных последствий, с целью причинения телесных повреждений, нанесла деревянной табуреткой не менее десяти ударов в область головы и по различным частям тела Тухбатуллиной Р.А., от чего последняя получила телесные повреждения и почувствовала сильную физическую боль, которые согласно заключению эксперта № 135 от 26 июня 2018 года причинили легкий вред здоровью.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами материального права, исходил из того, что своими умышленными действиями ответчица Кашапова Р.Б. причинила истице физические и нравственные страдания.

Определяя размер компенсации морального вреда в размере 25000 рублей, суд первой инстанции исходил из обстоятельств причинения вреда Тухбатуллиной Р.А., получившей повреждения, представляющие опасность для ее здоровья, характера причиненных ей физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, в том числе состояние здоровья потерпевшей.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает, что к числу признаваемых в Российской Федерации и защищаемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод относятся, прежде всего, право на жизнь (статья 20 часть 1), как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, и право на охрану здоровья (статья 41 часть 1), которое также является высшим для человека благом, без которого могут утратить значение многие другие блага.

В силу указанных положений Конституции Российской Федерации на государство возложена обязанность уважения данных конституционных прав и их защиты законом (статья 18 Конституции Российской Федерации). В гражданском законодательстве жизнь и здоровье рассматриваются как неотчуждаемые и непередаваемые иным способом нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения (пункт 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что здоровье человека – это состояние его полного физического и психического благополучия, которого Тухбатуллина Р.А. лишена по вине Кашаповой Р.Б. Исходя из заключения эксперта № 135 от 26 июня 2018 года, находящегося в материалах уголовного дела, Тухбатуллиной Р.А. нанесены кровоподтеки лобной области справа, нижних век обеих глаз, правой скуло-щечной области, заушных областей справа и слева, ушибленная рана теменной области справа, сотрясение головного мозга.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости компенсации морального вреда соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» с учетом изменений, внесенных постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года № 10 и от 15 января 1998 года № 1, согласно которой моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных страданиях, физической боли, связанной с причиненным увечьем.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о недоказанности истицей причинения ей моральных и физических страданий судебной коллегией признаются несостоятельными.

Таким образом, нарушений положений статей 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не допущено, выводы суда о степени физических и нравственных страданий истицы, а также о размере компенсации морального вреда, мотивированы и не противоречат обстоятельствам дела и представленным суду доказательствам.

Доводы жалобы о состоянии здоровья и затруднительном материальном положении ответчицы основанием к уменьшению компенсации морального вреда не являются. Суд учел характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, требования разумности и справедливости, и определил размер компенсации морального вреда в сумме 25000 рублей. Оснований для уменьшения размера суммы, взысканной судом в счет компенсации морального вреда, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, выводы основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального права и процессуального законодательства, судебная коллегия, рассмотрев жалобу в пределах ее доводов, не находит оснований для изменения решения суда.

Доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного заочное решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

заочное решение Мамадышского районного суда Республики Татарстан от 11 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кашаповой Р.Б. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-18922/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тухбатуллина Р.А.
Ответчики
Кашапова Р.Б.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Хасаншин Р. Р.
19.11.2018Судебное заседание
27.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2018Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее