Дело № 2а-2175/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г.Глазов 05 декабря 2019 года
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Чупиной Е.П.,
при секретаре Дряхловой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике к Петрову Александру Анатольевичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском к Петрову А.А. о взыскании задолженности по налогам. Требования мотивированы тем, что налогоплательщиком Петровым А.А. не исполнена обязанность, установленная в ст. 57 Конституции РФ, об уплате законно установленных налогов и сборов. Налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате транспортного налога, в том числе пени. Физическое лицо является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом начислена сумма транспортного налога за 2016 в размере 2100,00 руб., пени по транспортному налогу 7,51 руб. Налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, в том числе пени. Налоговым органом начислена сумма налога на имущество физических лиц за 2016 в размере 113,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 0,40 руб. Налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате земельного налога, в том числе пени. Налоговым органом начислена сумма земельного налога за 2016 в размере 58760,00 руб., пени по земельному налогу 210,07 руб. Расчет суммы налога произведен налоговым органом в налоговом уведомлении № от 20.09.2017. В срок не позднее 01.12.2017 налоговое уведомление не исполнено. Уведомление размещено в личном кабинете налогоплательщика в соответствии со ст.11.2 Кодекса. На основании ст.ст.69,70 Кодекса налогоплательщику направлены требования об уплате налога и пени от 15.12.2017 №9854с указанием суммы задолженности по обязательным платежам и срока ее уплаты в добровольном порядке. В установленный в требованиях срок 12.02.2018 налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженности в сумме недоимки 60973,00 руб., пени 217,98 руб. Определением мирового судьи Судебного участка № г.Глазова от 03.07.2019 № судебный приказ о взыскании задолженности по указанному в тексте заявления требованию отменен в связи с возражениями налогоплательщика. Административный истец просит: взыскать с Петрова А.А. задолженность по налогам за 2016 год в размере 61190,98 руб. в том числе недоимки 60973,00 руб., пени 217,98 руб. в том числе: транспортный налог с физических лиц в размере 2100,00 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 7,51 руб., налог на имущество физических лиц в размере 113,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,40 руб., земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах округов в размере 58760,00 руб., пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 210,07 руб. Восстановить пропущенный срок на взыскание задолженности в рамках приказного производства.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении в отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие административного истца в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие административного истца в соответствии с частью 6 статьи 226 КАС РФ.
Настоящее административное дело подлежит рассмотрению в порядке главы 32 КАС РФ - производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Обязанность владельцев транспортных средств по уплате транспортного налога установлена главой 28 Налогового кодекса РФ. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено ст. 357 Налогового кодекса РФ. Статьей 358 Налогового кодекса РФ автомобили отнесены к объектам налогообложения.
На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно п. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ (п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ. Согласно п. п. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ здание, строение, сооружение, расположенные в пределах муниципального образования, признаются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Исходя из положений ст. ст. 363, 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующий на момент возникновения правоотношения), транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц за 2016 год подлежали уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. не позднее 01.12.2017.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
На основании абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).
В силу ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, подтверждается письменными материалами административного дела, Петров А.А., являясь плательщиком налога на имущество, земельного налога и транспортного налога, свои обязательства по оплате указанных налогов перед бюджетом в добровольном порядке в установленный срок не исполнил.
20.09.2017 налоговым органом в адрес Петрова А.А. направлено налоговое уведомление № об уплате в срок - не позднее 1 декабря 2017 года транспортного налога за 2016 год в сумме 21000,00 руб., земельного налога за 2016 год в сумме 58760,00 руб., налога на имущество за 2016 года в сумме 113,00 руб. (л.д. 18-19).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный законом срок, налоговым органом были начислены пени и в соответствии с положениями п. 1 ст. 70 НК РФ было сформировано и направлено в адрес Петрова А.А. требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением о погашении задолженности по налогам и пени по состоянию на 15.12.2017: налог на имущество физических лиц за 2016 в размере 113,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со 02.12.2017 по 14.12.2017 в размере 0,40 руб.; транспортный налог за 2016 в сумме 2100 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц за период со 02.12.2017 по 14.12.2017 в сумме 7,51 руб.; земельный налог за 2016 в размере 58760,00 руб., пени по земельному налогу за период со 02.12.2017 по 14.12.2017 в сумме 210,07 руб. Установлен срок для погашения задолженности - до 12 февраля 2018 года (л.д. 20).
Требование об уплате налогов направлено должнику в личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается сведениями о размещении требования в личном кабинете налогоплательщика (л.д. 22). Требование налогового органа до настоящего времени не исполнено ответчиком. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспорены административным ответчиком.
По состоянию на дату подачи административного искового заявления у налогового органа отсутствуют сведения об оплате налогоплательщиком Петровым А.А. недоимки и пени в указанном размере.
Проверив представленный налоговым органом расчет, суд полагает, что взыскиваемые административным истцом суммы недоимок и пени исчислены в соответствующий с требованиями налогового законодательства, в соответствии с действующими в соответствующий период ставками налогов.
Поскольку, обязанность по уплате налогов в установленные законом сроки административным ответчиком не исполнена, в силу требований п. 1 ст. 75 НК РФ, административным истцом правомерно произведено начисление пени.
Таким образом, взыскиваемые суммы проверены судом, являются верными, административным ответчиком не представлено возражений относительно заявленных требований.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с административным иском о взыскании с Петрова А.А. указанной задолженности.
В силу ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В связи с тем, что в добровольном порядке задолженность по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам административным ответчиком в установленный срок уплачена не была, Межрайонная ИФНС России № 2 по Удмуртской Республики 17.05.2019 обратилась к мировому судье судебного участка № г. Глазова УР с заявлением о вынесении судебного приказа.
21.05.2019 мировым судьей был вынесен судебный приказ, 03.07.2019 судебный приказ отменен мировым судьей, в связи с поступлением от Петрова А.А. возражений относительно исполнения судебного приказа.
Как было указано выше, в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Кроме того, в силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как было указано выше, Петрову А.А. было выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 15.12.2017 (срок уплаты – до 12.02.2018). Истец обратился в суд 17.05.2019, о чем свидетельствует штамп на заявлении о вынесении судебного приказа, то есть пропустил срок установленного ст. 48 НК РФ. Судебный приказ отменен 03.07.2019. Административный иск поступил в суд согласно штемпелю 12.11.2019, т.е. в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа. Однако в данном случае это правового значения не имеет, так как изначально с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился с пропуском срока предусмотренного ст. 48 НК РФ. Никаких уважительных причин пропуска срока истцом не представлено, ни одного доказательства того, что срок для взыскания задолженности был пропущен по уважительным причинам, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд.
В силу ч.2 ст.114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Поскольку административный истец в порядке статьи 333.35 НК РФ освобожден при подаче иска от уплаты государственной пошлины, то расходы по государственной пошлине с административного истца в доход государства взысканию не подлежат.
Руководствуясь с.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 2 по Удмуртской Республике к Петрову Александру Анатольевичу о взыскании задолженности по налогу отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения, лицами, участвующими в деле путем подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд УР.
Судья Е.П. Чупина