Дело №12-7/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
р.п.Радищево Радищевского 05 июня 2018 года
района Ульяновской области
Судья Радищевского районного суда Ульяновской области Фирулева Л.И.,
при секретаре Грачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на постановление от 19.03.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное мировой судьей судебного участка Радищевского района Радищевского судебного района Ульяновской области, по которому:
областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», юридический адрес: <адрес>, дата регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН №, ИНН №
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным мировой судьей судебного участка Радищевского района Радищевского судебного района Ульяновской области, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе представитель ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», не соглашаясь с указанным выше постановлением, просит признать его незаконным и отменить. В обоснование своих доводов указал, что предметом деятельности Департамента автодорог является осуществление в пределах компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (пункт 2.2 Устава).
Основными целями деятельности Департамента автодорог является организация
дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования
регионального или межмуниципального значения Ульяновской области (далее - автодороги) и искусственных сооружений на них за счет и в пределах, выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств (пункт 2.3.2 Устава) и обеспечение сохранности автодорог (пункт 2.3.3 Устава). Для достижения указанных целей Департамент автодорог осуществляет виды деятельности: выполняет функции государственного заказчика и заказчика-застройщика по проектированию, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодорог, финансируемых за счет средств федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области (дорожного фонда Ульяновской области) (пункт 2.4.1 Устава); осуществляет дорожную деятельность в отношении автодорог (пункт 2.4.2 Устава); технический надзор за состоянием автодорог и обеспечение сохранности автодорог, включая обследование, диагностику, испытания и паспортизацию, и приёмку выполненных работ, а также финансирование заключенных государственных контрактов; осуществление лабораторных испытаний дорожно-строительных материалов и грунтов при производстве подрядчиками дорожных работ.
Департамент автодорог осуществляет функции получателя средств областного бюджета Ульяновской области (Дорожного фонда области), направляемых на цели строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания, и развития дорожной инфраструктуры автодорог области в соответствии с ведомственной классификацией расходов областного бюджета (пункт 2.4.3 Устава). Автодороги являются государственной собственностью Ульяновской области и закреплены за Департаментом автодорог на праве оперативного управления. Их перечень утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 № 431-П.
Для обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями
Федеральных законов от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной
деятельности» и от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
Департамент автодорог предпринял все необходимые меры: заключен государственный контракт с ООО «Техкомплект - Ульяновск» (далее - исполнитель) от 05.12.2014 №534 на содержание автомобильных дорог сроком выполнения работ с 05.12.2014 по 30.11.2019, в соответствии с которым исполнитель обязан обеспечивать круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения; и своевременное устранение повреждений и разрушений объектов в сроки предусмотренные нормативными документами, установленные пунктом 1.5 контракта. Департамент автодорог, в свою очередь, осуществляет технический надзор и лабораторный контроль за выполнением подрядчиком работы и соответствием в процессе производства работ стоимости, объему, качеству выполнения, применяемых конструкций, изделий, материалов и технологий производства работ требованиям условий контракта (пункт 4.1 контракта).
Под техническим надзором понимается - комплекс проверочных мероприятий, осуществляемых с целью обеспечения соблюдения определяемых проектом стоимости, сроков, объемов и качества производимых работ и строительных материалов.
Вышеуказанный контракт заключен в пределах доведенных Правительством Ульяновской области лимитов бюджетных обязательств. В соответствии с пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, т.е. Департамент автодорог не может выходить за рамки обязательств, предусмотренных контрактом от 05.12.2014 №534 и за пределы доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Просят принять во внимания, что Департамент автодорог является некоммерческой организацией (п. 1.1 Устава), организует дорожную деятельность (п.2.3.2 Устава) при этом заключает государственные контракты в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (п.2.4.3 Устава).
В мотивировочной части постановления не отражены мотивы, по которым административный орган пришел к выводу о виновности Департамента автодорог.
В отношении отсутствия стационарного электрического освещения поясняют, что в соответствии с требованиями пункта 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения» стационарное электрическое освещение (далее - освещение) устраивают на участках дорог в населенных пунктах. Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Такой вид работ как «устройство недостающего электроосвещения» в соответствии с подпунктом «4з)» пункта 4 относится к комплексу работ по капитальному ремонту. Для выполнения указанных работ требуется разработка проектной документации и прохождение экспертизы. При этом необходимо наличие соответствующего финансирования работ в рамках лимитов, установленных постановлением Правительства Ульяновской области от 10.12.2007 № 460 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области и правилах их расчета» (далее - норматив затрат). С учетом базового норматива затрат (8065 тыс.руб./км) для автодорог V категории, коэффициента дифференциации стоимости работ по категориям дорог (в ценах 2007 года), протяженности действующей сети областных дорог, дефлятора и межремонтных сроков (составляющих 12 лет, утвержденных этим же нормативом), ежегодно на проведение капитального ремонта требуется выделение средств не менее 49516,4 млн. рублей. Таким образом, если при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах ограничиться только устройством уличного освещения, то потребуется сумма практически равная половине годового объема регионального дорожного фонда.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 13.07.2004 № 043-30 «О муниципальных образованиях Ульяновской области» на территории Ульяновской области имеется 970 населённых пунктов, по территории 679 пунктов (70%) проходят транзитные участки региональных и межмуниципальных автомобильных дорог общей протяженностью 751,5 км. Стоимость устройства 1 км линии освещения с установкой комплексных трансформаторных подстанций составляет порядка 2,45 млн.руб. Для устройства участков автомобильных дорог стационарным электрическим освещением необходима сумма порядка 1841,2 млн.руб., т.е. сумма немного меньше половины годового объема регионального дорожного фонда (4 300 692,1 млн.руб.).
В июне 2017 года в связи с выявлением органами ГИБДД недостатка в виде отсутствия электрического освещения по обеспечению безопасности дорожного движения в адрес Министерства промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, и Министерства финансов Ульяновской области Департаментом автодорог были направлены запросы о выделении дополнительных денежных средств. Указанные органы исполнительной власти, ссылаясь на крайний дефицит бюджета, информируют, что бюджетные ассигнования на обустройство автомобильных дорог (в том числе стационарное электрическое освещение) в 2017 году не предусмотрены.
Департамент автодорог является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств регионального бюджета по утвержденной смете, которая должна соответствовать доведённым до учреждения лимитам бюджетных обязательств.
Учитывая недостаточное финансирование дорожной отрасли региона, на плановой основе в рамках лимитов бюджетных средств проводится работа по обустройству уличным освещением потенциально опасных участков автомобильных дорог, т.е. пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, перекрёстков и т.д. Приоритет отдан проведению работ по приведению пешеходных переходов требованиям новых национальных стандартов.
Так, с 2014 года проводится работа по устройству освещения пешеходных
переходов с установкой дублирующих знаков «пешеходный переход» со светодиодной
подсветкой. Всего на территории области обустроено 463 пешеходных перехода, что
позволило завершить работу по освещению всех действующих пешеходных переходов на транзитных участках автомобильных дорог, проходящих по территории населенных
пунктов.
Также планомерно проводится работа по обустройству пешеходных переходов, расположенных у школ и дошкольных организаций на соответствие требованиям национальных стандартов. Данное обустройство предусматривает освещение пешеходного перехода, установку соответствующих современных дорожных знаков, а также дублирующих знаков с светодиодной подсветкой, транспортных светофоров типа Т.7, работающих в режиме желтого мигания, установку искусственных неровностей и пешеходных ограждений, нанесение линий дорожной разметки, применение дорожных катафотов, а также строительство тротуаров. В настоящее время в целом в Ульяновской области обустроено 27 таких пешеходных переходов.
Начиная с 2018 года запланировано проведение работ по освещению остановок общественного транспорта. В первую очередь уделяется внимание остановкам, расположенным в районных центрах и населенных пунктах, характеризующихся высокой интенсивностью движения транспорта и пешеходов.
В дальнейшем, при наличии целевого финансирования, планируется проведение работ по устройству уличного освещения транзитных участков населенных пунктов.
В судебное заседание представитель ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела, уведомлен надлежащим образом.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Новоспасский» капитан полиции Данилин А.А. в судебное заседание не явился о дне, времени и месте рассмотрения дела, уведомлен надлежащим образом, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствии, постановление мирового судьи оставить без изменения,
Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На основании п. 12 ст. 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Стандарт, распространяющийся на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, устанавливающий технические требования к ним и правила применения, включен в «ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», введен в действие Приказом Росстандарта от 23.07.2015 № 959-ст).
Согласно п. 4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», применяемых с 01.09.2016 а соответствии с Перечнем стандартов, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 №159, наличие у учреждения обязанности по содержанию дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов (в том числе ГОСТ Р 52766-2007) стационарное электрическое освещение (искусственное освещение) устраивают на участках дорог в населенных пунктах.
Таким образом, данный стандарт содержит норму, согласно которой все его требования являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья населения. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги населенных пунктов.
В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что организация стационарного электрического освещения на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам, направлена на обеспечение безопасности дорожного движения и должна осуществляться при ремонте и в процессе содержания дорог.
Таким образом, понятие содержания автомобильных дорог в безопасном для дорожного движения состоянии, в смысле, придаваемом ему законодателем в вышеприведенных нормах, а также в статье 12.34 КоАП РФ, включает в себя осуществлении комплекса мер по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе, путем организации стационарного освещения.
В соответствии с п.19 ст.12 Федерального закона от 07.02.2012 № 3-ФЗ «О полиции» на органы полиции возлагается обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В судебном заседании установлено, что 09.02.2018, старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Новоспасский» Данилиным А.А., в рамках предоставленных законом полномочий, выявлено, на участке автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «Верхняя Маза-Средниково-Ореховка-ст.Рябина», км 0 - 0+903, км.010+540 – 010+943, км 019+250-020+030, км.027+800-028+205, в границах населенных пунктов В.Маза, Срединковво, Ореховка, Рябина, Радищевского района Ульяновской области, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», являясь ответственным за содержание автодороги, в нарушение требований п.13 ОП ПДД РФ, не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с п.4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения», не приняло мер по обустройству стационарного электрического освещения, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
В связи с выявленными нарушениями, старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Новоспасский» капитаном полиции Данилиным А.А. в отношении юридического лица ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При настоящем рассмотрении жалобы установлено, что ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», которому переданы функции государственного заказчика по осуществлению дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.
Вина юридического лица ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в совершении вмененного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании и изложенными в постановлении мирового судьи доказательствами, которые оценены в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Согласно Уставу ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», основными целями деятельности данного ОГКУ являются: организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области за счет и в пределах, выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований (пункт 2.3.2 Устава), обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них; содействие обеспечению развития и улучшения их технического состояния, внедрения перспективных технологий в области дорожной деятельности (пункт 2.3.3 Устава). ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» выполняет функции государственного заказчика и заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в Ульяновской области (пункт 2.4.1 Устава).
В силу пункта 4.1 Устава ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», имущество этого ОГКУ, в том числе и автомобильные дороги, является государственной собственностью Ульяновской области и принадлежит учреждению на праве оперативного управления (л.д.12-25).
В связи с этим, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» является лицом, отвечающим за содержание и ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в Ульяновской области.
В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П, автомобильная дорога является автомобильной дорогой межмуниципального значения и имеет идентификационный № (л.д.30-34).
Проектом организации дорожного движения Автомобильная дорога № территориального значения идентификационный № ОП МЗ Н-006 Верхняя Маза-Средниково-Ореховка-ст.Рябина КМ:0,000-28,205, предусмотрено наличие стационарного электрического освещения (л.д.5-11).
Отсутствие стационарного электрического освещения в темное время суток на вышеуказанном участке автодороги не позволяет участникам дорожного движения реально оценить окружающую обстановку, что напрямую создает угрозу безопасности дорожного движения и способствует совершению дорожно-транспортных происшествий.
Из акта выявленных недостатков № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в 10 часов 40 минут ДД.ММ.ГГГГ на участках автодороги межмуниципального значения «Верхняя Маза-Средниково-Ореховка-ст.Рябина», км 0 - 0+903, км 010+540 – 010+943, км 019+250-020+030, км 027+800-028+205, проходящих через населенные пункты В.Маза, Средниково, Ореховка, Рябина, Радищевского района Ульяновской области выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии, выразившиеся в отсутствии стационарного электрического освещения автодороги в нарушение требований п.4.6.2.1 ГОСТ 33151-2014 (л.д.40).
При этом, отсутствие стационарного электрического освещения на вышеуказанных участках автодороги межмуниципального значения, как в ходе судебного заседания, так и в жалобе, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», не оспаривает.
Данное постановление является законным, вынесено с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, при наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
При настоящем рассмотрении жалобы обоснованность выводов должностного лица административного органа и мирового судьи не опровергнута.
Изложенные в жалобе доводы в целом являлись предметом рассмотрения мировой судьи, им дана надлежащая оценка.
Довод ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» об отсутствии финансирования на выполнение работ на обустройство указанных выше участков автомобильной дороги стационарным электрическим освещением, они являются некоммерческой организацией, финансируются за счет средств регионального бюджета по утвержденной схеме, которая соответствует доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств, проверялся в ходе рассмотрения дела и ему дана надлежащая оценка. Отсутствие бюджетных ассигнований на указанные цели, не является основанием к освобождению ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» от ответственности. Наступление административной ответственности не может ставиться в зависимость от наличия у субъекта правонарушения финансовых средств на исполнение обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации, иначе такие действия привели бы к нарушению принципов административной ответственности, закрепленных в КоАП РФ.
При этом, оценивая доводы жалобы о наличии заключенного контракта на содержание автомобильных дорог с ООО «Техкомплекс-Ульяновск», направление запроса о выделении денежных средств в Министерство промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта не может повлечь изменение или отмену состоявшегося по делу акта, поскольку само по себе заключение указанного контракта при фактическом наличии выявленных недостатков, направление запросов о выделении денежных средств, свидетельствует о том, что ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», при заключении данного контракта, его финансировании, утверждении смет работ, не предприняло всех зависящих от него мер, направленных на организацию безопасной эксплуатации дорог.
Иные, заявленные при настоящем рассмотрении жалобы доводы, не влекут изменение или отмену постановления по делу.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» положений вышеприведенных норм, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.
Требования ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания соблюдены. Оснований для снижения наказания законом не установлено. Положения ст.ст.2.7, 2.9, 4.1.1, ч.4 ст.24.5 КоАП РФ применению не подлежат.
Нарушений прав ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» при вынесении оспариваемого постановления, влекущих его отмену, не установлено.
При таких обстоятельствах постановленный судебный акт является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 п.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка Радищевского района Радищевского судебного района Ульяновской области от 19 марта 2018 года оставить без изменения, жалобу представителя областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Лялиной О.Ю. - без удовлетворения.
Судья Л.И. Фирулева