Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2018 г. г. Нерчинск
Нерчинский районный суд Забайкальского края
в составе:
председательствующего, судьи Помулевой Н.А.
при секретаре Федоровой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело № 2а-348
по административному иску администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края к Нерчинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
Устан овил:
31 января 2018 года заместителем старшего судебного пристава Нерчинского РО СП УФССП по Забайкальскому краю Николаевым Р.С. вынесено постановление о взыскании с администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края исполнительского сбора, по исполнительному производству **-ИП на сумму 50 000 рублей.
Глава администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Александров А.А. обратился с административным иском и просил суд освободить администрацию сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» от уплаты исполнительского сбора наложенного постановлением от *** **-ИП на сумму 50 000 рублей.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку представитель административного истца Александров А.А. просил о рассмотрении дела без участия представителя (л.д. 28); представитель административного ответчика, начальник отдела старший судебный пристав Нерчинского РО СП УФССП России по Забайкальскому краю Комогорцева И.В. просила рассмотреть дело в отсутствии представителя, сообщив, что против удовлетворения заявленных требований не возражает (л.д. 27), представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю о времени и месте судебного заседания уведомлены, в суд не явились, возражение по существу административного иска не представлено, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении не просили.
Исследовав административное исковое заявление, в котором административный истец просит освободить администрацию сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» от обязанности по уплате исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д. 4-5), исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 16 КАС РФ, Вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).
Часть 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Как установлено из материалов дела 31 мая 2017 года Нерчинским районным судом Забайкальского края было рассмотрено дело по административному иску № 2а-239/2017 по административному иску прокурора Нерчинского района Забайкальского края в порядке ст.39 КАС РФ в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении требований законодательства о готовности к пожароопасному периоду, понуждении к действию.
Исковые требования были удовлетворены и было принято следующее решение: Признать бездействие администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края в части не принятия мер по оснащению территории с.Кангил сельского поселения «Знаменское» источником наружного противопожарного водоснабжения незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края в срок до 31.07.2017 г. оснастить территорию с. Кангил сельского поселения «Знаменское» источником наружного противопожарного водоснабжения-резервуаром объемом не менее 10 тонн, в границах населенного пункта.
Решение вступило в законную силу. В отношении должника судом выдан исполнительный лист, который предъявлен к исполнению.
Судебным приставом исполнителем Нерчинского РО СП УФССП по Забайкальскому краю 11 сентября 2017 года возбуждено исполнительное производство № 10378/17/75053-ИП в отношении должника администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края. Должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения копии настоящего постановления (л.д. 14).
Решение не исполнено.
31 января 2018 года заместителем старшего судебного пристава Нерчинского РО СП УФССП по Забайкальскому краю Николаевым Р.С. вынесено постановление о взыскании с администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края исполнительского сбора, по исполнительному производству **-ИП на сумму 50 000 рублей (л.д. 15).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный приставом, администрация указала, что бюджет поселения является остродефицитным, обеспеченным только на выплату заработной платы работникам бюджетных сфер и оплату коммунальных услуг. Отвлечение денежных средств с других татей расходов повлечет нарушение финансовой дисциплины (нецелевое использование средств), а также законных прав третьих лиц.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения было невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Сложное финансовое положение администрации сельского поселения «Знаменское» является очевидным. Отсутствие средств в бюджете исключает возможность исполнения решения суда, требующего значительных финансовых затрат.
При указанных обстоятельствах вина должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок судом не установлена.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о целесообразности удовлетворения исковых требований администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» в полном объёме.
Должник - администрация сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» подлежит освобождению от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227, 228, ст.177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск администрации сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края к Нерчинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию сельского поселения «Знаменское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением заместителем начальника отдела-заместителем старшего судебного пристава Нерчинского РО СП УФССП по Забайкальскому краю Николаевым Р.С. от 31 января 2018 года по исполнительному производству **-ИП на сумму 50 000 рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в Забайкальский краевой суд, через Нерчинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий, судья . Не вступило в законную силу.