Дело № 33-2934/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 мая 2017 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
судей областного суда Ившиной Т.В., Коваленко А.И.,
при секретаре Камеристовой К.Г.,
с участием прокурора Оренбургской областной прокуратуры Пасечник Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Бузулук на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 января 2017 года по гражданскому делу по иску Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Кузьминой Е. А. к администрации муниципального образования г.Бузулук Оренбургской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,
установила:
Бузулукский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Кузьминой Е.А., указав, что прокуратурой Бузулукского района была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона № 159-ФЗ от (дата) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которой было установлено, что Кузьмина Е.А., (дата) года рождения, состоит на учете в органах опеки и попечительства, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, так как собственного жилья не имеет.
Просил суд обязать администрацию МО г. Бузулук предоставить Кузьминой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм предоставления жилой площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Бузулука Оренбургской области, по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области.
В суде первой инстанции истец Кузьмина Е.А., помощник прокурора Воронин Д.И. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представители ответчика - администрации МО г.Бузулук Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представители третьего лица - Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежаще извещены.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 января 2017 года исковые требования Бузулукского межрайонного прокурора удовлетворены.
Суд обязал администрацию МО г. Бузулук Оренбургской области предоставить Кузьминой Е.А., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных норм предоставления жилой площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г.Бузулука Оренбургской области, по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования г. Бузулук Оренбургской области выражает несогласие с принятым решением, полагает его незаконным и необоснованным, указывает на отсутствие в областном бюджете достаточного количества денежных средств для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями; ссылается на отсутствие в резолютивной части решения указания на то, какие конкретно действия должна произвести администрация г.Бузулука для обеспечения Кузьминой Е.А. жилым помещением за счет средств бюджета Оренбургской области.
В суд апелляционной инстанции Кузьмина Е.А., представители администрации МО Бузулук Оренбургской области, Правительства Оренбургской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Пасечник Е.И. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Заслушав доклад судьи Имамовой Р.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8).
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 № 1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
Как установлено судом первой инстанции, Кузьмина Е.А. родилась (дата), ее родителями являются: отец – ФИО8, мать – ФИО9.
Мать Кузьминой Е.А. -ФИО9 умерла (дата), что подтверждается копией свидетельства о смерти, представленной в материалы дела.
Решением Бузулукского городского суда от 18 января 2007 года ФИО8 лишен родительских прав в отношении дочери ФИО10.
Согласно постановлению администрации МО г.Бузулук от (дата) №-п «О включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кузьмина Е.А., (дата) года рождения, зарегистрированная по адресу: (адрес), принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно уведомлению Управления Росреестра № от (дата) сведения о зарегистрированных правах на имя Кузьминой Е.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Как следует из справки от (дата) №, Кузьмина Е.А. является студенткой *** очного отделения ***.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, применив положения ч. 2, 3, 4, 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 121 Семейного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пришел к выводу о том, что поскольку Кузьмина Е.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в собственности жилого помещения не имеет, нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, достигла возраста 18-лет, соответственно, имеет право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о недостаточности финансирования из областного бюджета подлежит отклонению. Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебной коллегией также отклоняются доводы ответчика о том, что в резолютивной части решения не указано, какие конкретно действия должна произвести администрация г.Бузулука для обеспечения Кузьминой Е.А. жилым помещением за счет средств бюджета Оренбургской области, поскольку резолютивная часть решения содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, в ней четко сформулировано, совершение каких именно действий возложено на ответчика, что соответствует требованиям ст.ст. 195, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении».
Иные вопросы реализации решения подлежат разрешению в порядке исполнительного производства.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает, так как ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 23 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Бузулук – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи