Судья: Шахбанов А.А. Дело № 33-3281/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2014 года апелляционную жалобу Журавлева А.Е. на решение Чеховского городского суда Московской области от 31 января 2014 года по делу по заявлению кандидата в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области Журавлева А.Е. об оспаривании решения Избирательной комиссии г. Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 20.01.2014 № 11/3.20-13.2 о регистрации Горбачева В.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения Журавлева А.Е.,
заключение прокурора Тришиной В.В.,
установила:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 11 Журавлев А.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии города Чехова Чеховского Муниципального района Московской области от 20.01.2014 № 11/3.20-13.2 о регистрации Горбачева В.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 11.
Требования мотивированы тем, что оспариваемое решение было принято с нарушением п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иных норм действующего законодательства, поскольку необходимых документов Горбачевым В.И. представлено не было, что в соответствии с п. 6 ст. 76 указанного Федерального закона является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В судебное заседание заявитель Журавлев А.Е. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области – Аюпов М.Н., против удовлетворения заявления возражал, пояснив, что решение о регистрации Горбачева В.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 11 соответствует требованиям действующего законодательства.
Заинтересованное лицо - кандидат в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 11 Горбачев В.И., с заявлением не согласился, указав, что им были представлены все необходимые для регистрации в качестве кандидата документы.
Решением Чеховского городского суда Московской области от 31 января 2014 года в удовлетворении заявления Журавлева А.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Журавлев А.Е. просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Горбачев В.И., представитель Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167, части 1 статьи 260.1 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Выслушав объяснения Журавлева А.Е., заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Пунктом 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела следует, что решением Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 25.12.2013 № 2/1-13.2 на 16.02.2014 назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области (л.д. 26).
15.01.2014 Избирательной комиссией города Чехова Чеховского муниципального района Московской области принято решение № 8/5.27-13 о регистрации Журавлева А.Е. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 11 (л.д. 27).
Решением Избирательной комиссии города Чехова Чеховского муниципального района Московской области от 20.01.2014 № 11/3.20-13.2 Горбачев В.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 11 (л.д. 28).
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно п. 3 вышеназванной статьи вместе с заявлением, указанным в п. 2, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Документы, указанные в п.п. 1, 2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п. 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в п. 3.1) ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта РФ в соответствии с п. 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в п. 16 настоящей статьи.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона (п. 1.1. ст. 38).
Согласно ст. 23 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» о выдвижении кандидата, списка кандидатов избирательная комиссия, организующая выборы, окружная избирательная комиссия уведомляются в порядке, установленном настоящим Законом (ч. 1).
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (ч. 3).
Вместе с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме, установленной в приложении 1 к Федеральному закону (ч. 5).
При выборах депутатов Советов депутатов, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные частью 5 настоящей статьи (ч. 9).
Документы, указанные в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), в иных случаях, установленных Федеральным законом (ч. 10).
Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в настоящей статье, лицам, представившим эти документы. Указанное письменное подтверждение выдается незамедлительно после представления этих документов (ч. 12).
Согласно ст. 24 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом соответствующих избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Право выдвинуть свою кандидатуру принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру, представляет в соответствующую избирательную комиссию документы, предусмотренные частями 3, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона.
Как следует из положений ст. 29 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ, в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной Федеральным законом.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 19 ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч.ч. 3, 5 и 6 ст. 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанного в ч. 18 настоящей статьи.
Все документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, список кандидатов, в соответствующую избирательную комиссию не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Избирательная комиссия в течение 10 дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата, списка кандидатов и не позднее чем за 32 дня до дня голосования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Согласно пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Материалами дела подтверждается, что 14.01.2014 Горбачевым В.И. в Избирательную комиссию города Чехова Чеховского муниципального района Московской области было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области по одномандатному избирательному округу № 11 с приложением необходимых для выдвижения и регистрации кандидата документов, а именно: копии паспорта; копии диплома об образовании; копии трудовой книжки; справки с места работы (л.д. 30-63).
18.01.2014 Горбачевым В.И. были также представлены уведомление о реквизитах специального избирательного счета; первый финансовый отчет; подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата в количестве 18 на 5 листах, итоговый протокол сбора подписей, фото на электронном носителе (л.д. 64-72, 80-84).
В подтверждение получения документов избирательной комиссией была выдана соответствующая расписка (л.д. 29).
После проведения проверки представленных документов Избирательной комиссией города Чехова Чеховского муниципального района Московской области было принято решение о регистрации Горбачева В.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации Горбачева В.И. кандидатом в депутаты Совета депутатов города Чехова Чеховского муниципального района Московской области, поскольку им были представлены все необходимые для регистрации кандидата документы, каких-либо недостатков в оформлении документов, неполноты указанных в них сведений выявлено не было. Форма подписных листов, содержащиеся в них сведения также соответствуют требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявления Журавлева А.Е.
Соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Апелляционная жалоба Журавлева А.Е. не опровергает правомерность обжалуемого судебного акта и не может повлечь его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чеховского городского суда Московской области от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Журавлева А.Е. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: