АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чебоксары
Дело № А79-6354/2010
03 августа 2010 года
Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03 августа 2010 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Щетинкина А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Щетинкиным А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении индивидуального предпринимателя Капитонова Александра Николаевича, г. Чебоксары, к административной ответственности
при участии:
от заявителя – Аликова А.Ю. (копия доверенности в деле)
от ответчика – индивидуального предпринимателя Капитонова А.Н.
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Капитонова Александра Николаевича, г. Чебоксары (далее – ответчик, предприниматель), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявление мотивировано тем, что по результатам проверки перевозочной деятельности предпринимателя, имеющему лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), выявлены нарушения лицензионных требований и условий, а именно: в путевом листе не заполнены некоторые обязательные реквизиты; по видом заказных перевозок осуществлялись регулярные маршрутные перевозки без разрешения Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
В судебном заседании представитель Управления заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Предприниматель в судебном заседании в удовлетворении заявления просил отказать, поскольку он не является организатором заказных маршрутных перевозок, по его мнению, лицензионных требований и условий он не нарушал, так как автобус был предоставлен им по договору фрахта, следовательно, он не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Также указал, что в настоящее время перестал осуществлять перевозу. Нумерацию на автобус нанес по просьбе фрахтователей.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Капитонов Александр Николаевич 07.08.1980 года рождения, уроженец г. Чебоксары, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и включен в ЕГРИП за ОГРН 306213036200080.
Предприниматель имеет лицензию от 15.03.2010 № АСС-21-011403 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В своей деятельности ответчик использует автобус ГАЗ-322132 с государственным регистрационным знаком А817РН / 21 rus.
10.06.2010 в Управление поступила информация (письма ГУП ЧР «Чувашавтотранс» № 938 и № 1191) о незаконности осуществления перевозки по маршруту № 153 на автобусе с гос.рег.номером А817РН / 21 rus.
16.06.2010 сотрудником Управления составлено Сообщение № 009249 об административном правонарушении
Определением от 16.06.2010 должностным лицом Управления в отношении ИП Капитонова А.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с проведением по нему административного расследования. Этим же определением ответчик был приглашен в Управление на 17.06.2010, для завершения административного расследования и составления протокола об административном правонарушении.
В назначенное время 17.06.2010 должностное лицо Управления в отношении предпринимателя Капитонова А.Н. и в его присутствии составило протокол № 000202 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Одновременно предпринимателю были разъяснены его права и обязанности, установленные КоАП РФ, и ему выдана копия протокола.
Согласно данному протоколу:
1. в нарушение Приказа Минтранса № 152 от 18.09.2008 «Об утверждении обязательны реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в путевом листе отсутствует: номер путевого листа, в заглавной части печать индивидуального предпринимателя; расшифровка имени и отчества водителя и медработника, время и дата выхода автомобиля, показания одометра (спидометра).
2. предпринимателем осуществлялась перевозка пассажиров в количестве 3 человек автобусом по маршруту «Чебоксары-Кугеси» № 153с.
Перевозки осуществляются с нарушением требований статьи 27 Федерального закона 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», пунктов 89-94 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, пунктов 5.12, 5.14, 5.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.97 № 2, а именно:
- отсутствует список пассажиров;
- Договора фрахтования между ИП Капитоновым А.Н. и ИП Никифоровой О.А., а также между ИП Капитоновым А.Н. и другими фрахтователями в письменном виде в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» не заключались (отсутствуют). Отсутствие договоров фрахтования подтверждает, что ИП Капитонов А.Н. заказные перевозки пассажиров не выполнялись.
Дополнительным доказательством, что перевозки, осуществляемые ответчиком не относятся к заказным, является взиманием платы за проезд с пассажиров при посадке в автобус водителем по билетам ИП Никифоровой О.А, что недопустимо при осуществлении заказных перевозок неопределенного круга лиц (часть 5 статьи 27 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
ИП Капитоновым А.Н. самостоятельно, под видом перевозок по заказу, осуществляются регулярные перевозки пассажиров автобусом по маршруту г. Чебоксары - п. Кугеси, которые определены статьей 19 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Взимание платы за проезд с пассажиров производится водителем автобуса при посадке, при этом пассажирам выдается билет, подтверждающий заключение договора перевозки между перевозчиком и пассажиром. В нарушение требований п.п. 5.1., 5.2. (5.2.1.-5.2.5.) Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.97 № 2, предпринимателем организован маршрут регулярных перевозок г. Чебоксары - п. Кугеси не в установленном порядке, который определен Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005 № 96, а именно, в нарушение пунктов 2.1., 2.4., 2.5. Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике, маршрут организован без решения Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики - организатора маршрутных пассажирских перевозок на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах. Регулярные маршрутные перевозки пассажиров осуществляются под видом заказных.
Кроме того, автомобиль ГАЗ- 322132 гос. рег. знак А 817 РН был оборудован трафаретом номер маршрута «№153» спереди и с правой стороны, и с правой стороны наименованием маршрута «Ромашка-Сятракасы-Кугеси».
Указанный протокол Управление направило в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Проанализировав материалы дела, оценив имеющиеся в нем документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 62 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 данного Федерального закона).
Согласно статье 2 названного Федерального закона под лицензионными требованиями и условиями понимают совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, являются:
соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).
Соответственно, субъект этого правонарушения должен осуществлять деятельность, подлежащую лицензированию.
Из материалов дела следует, что предпринимателем 16.06.2010 перевозки по маршруту «Чебоксары-Кугеси» № 153с осуществлялись на основании наряда-заказа № 6 от 16.06.2010 (л.д. 14).
Статьей 5 Федерального закона 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров и багажа подразделены на: 1) регулярные перевозки; 2) перевозки по заказам; 3) перевозки легковыми такси.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных настоящим Федеральным законом отдельных видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности.
Частью 2 статьи 8 этого Федерального закона (с учетом Постановления Правительства Российской федерации 16.07.2009 № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности») предусмотрено, что осуществление услуг по перевозке пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении в составе такого вида деятельности, как предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) носит уведомительный характер.
В части 3 статьи 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определено, что нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Из приведенных положений следует, что для осуществления коммерческих перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказам (не регулярные рейсы) отсутствует необходимость получения специального разрешения (лицензии).
Суду доказательств осуществления предпринимателем регулярных пассажирских перевозок по маршруту 153с не представлено.
Путевой лист без номера, имеющейся в деле (л.д. 15), выдан только на 16.06.2010.
Размещение на автобусе трафаретов с номером и наименованием маршрутов не свидетельствует о регулярности пассажирских перевозок.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств того, что предприниматель самостоятельно организовал пассажирские перевозки, на осуществление которых ему выдано разрешение (лицензия).
Наряд-заказ № 6 от 16.06.2010 (л.д. 14) оформлен только на 16.06.2010, при этом от имени заказчиков автобуса выступал представитель фрахтователей Егоров Д.М.
Таким образом, на момент рассмотрения дела судом доказательства, однозначно указывающие на регулярность пассажирских перевозок предпринимателем по маршруту 153с, в материалах дела не имеются.
Установленный заявителем факт ненадлежащего оформления путевого листа, при недоказанности заявителем факта осуществления предпринимателем перевозки пассажиров по регулярному маршруту, организатором которого он выступал, сам по себе не подтверждает нарушение ответчиком лицензионных требований и условий.
С учетом вышеприведенных положений федеральных законов основания для привлечения предпринимателя, осуществлявшего перевозки пассажиров и багажа по заказу, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, отсутствуют.
Отсутствие события или состава административного правонарушения на основании пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления следует отказать.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Управлению государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в удовлетворении заявления о привлечении индивидуального предпринимателя Капитонова Александра Николаевича, г. Чебоксары, к административной ответственности отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение десяти дней с момента его принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Судья А.В. Щетинкин