Решение по делу № 33-4048/2019 от 28.11.2019

Судья Куц Е.В. Дело № 33-4048/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 декабря 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Кребеля М.В.,

судей Мурованной М.В., Нечепуренко Д.В.,

при секретаре Мануйловой М.Н.,

помощник судьи К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске дело №2-2681/2019 по иску Департамента здравоохранения Томской области к Диш Александре Юрьевне о взыскании задолженности по договору, неустойки

по апелляционной жалобе представителя ответчика Диш Александры Юрьевны Козьминых Александра Юрьевича на решение Советского районного суда г.Томска от 20.09.2019,

заслушав доклад судьи Мурованной М.В.,

установила:

Департамент здравоохранения Томской области обратился в суд с иском к Диш А.Ю. о взыскании задолженности по договору о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от 04.08.2014 №34-06 в сумме 513143,48 руб., неустойки в размере 0,1 % от части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату в областной бюджет, за каждый день просрочки за период с 09.02.2017 по 13.05.2019 в сумме 422316,68 руб.

В обоснование исковых требований указал, что 04.08.2014 с Диш А.Ю. заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику №34-06. В соответствии с данным договором ответчику произведена выплата в размере 1000000 руб., а Диш А.Ю., в свою очередь, обязалась непрерывно в течение 5 лет работать в учреждении, расположенном в пос.Светлый Томской области, на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в соответствии с трудовым договором, заключенным с ОГБУЗ «Светленская районная больница №1». Так как 09.01.2017 трудовой договор от 30.05.2014 №120 расторгнут с ответчиком по инициативе работника (п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации), ей было направлено соглашение о расторжении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, от подписания которого Диш А.Ю. уклонилась.

В судебном заседании представитель ответчика Диш А.Ю. Козьминых А.Ю. исковые требования не признал, заявил о несоразмерности предъявленной ко взысканию неустойки.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца Департамента здравоохранения Томской области, ответчика Диш А.Ю.

Обжалуемым решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, с Диш А.Ю. взыскана в пользу Департамента здравоохранения Томской области часть единовременной компенсационной выплаты в размере 513143,48 руб., неустойка за период с 09.02.2017 по 13.05.2019 в сумме 42231,67 руб., а также государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 8753,75 руб.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Диш А.Ю. Козьминых А.Ю. просит решение суда отменить в части взыскания части единовременной компенсационной выплаты в размере 513143,48 руб., указав в обоснование, что требование истца о расторжении заключенного с ответчиком договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и взыскании денежных средств в связи расторжением трудового договора в случае одновременного трудоустройства в лечебное учреждение другого сельского населенного пункта противоречит целям и задачам действующего законодательства. Поскольку закон связывает получение компенсационной выплаты с наличием соответствующего правового акта субъекта Российской Федерации, полагает, что в случае прибытия и трудовой деятельности медицинского работника в сельских населенных пунктах одного и того же субъекта Российской Федерации правовое положение такого медицинского работника по обстоятельствам получения компенсационной выплаты также остается неизменным.

На основании ч.3, 4 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчик Диш А.Ю. с 30.05.2014 работала в ОГБУЗ «Светленская районная больница №1» в должности заведующего поликлиникой - врача терапевта на основании трудового договора №120 от 30.05.2014, с 02.11.2015 переведена на должность заместителя главного врача по медицинской части на 1,0 ставку, а также с 01.03.2016 занимала должность врача-терапевта кабинета медицинской профилактики на 0,25 ставки по совместительству (л.д. 9-12, 82-83, 84).

08.07.2014 Диш А.Ю. обратилась в Департамент здравоохранения Томской области с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (л.д. 21-22).

04.08.2014 между Департаментом здравоохранения Томской области и Диш А.Ю. заключен договор №34-06 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику, в соответствии с которым истец принял на себя обязательство перечислить ответчику единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. на основании ч.12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (л.д. 6-8).

В пп. 1, 2.1.1 договора от 04.08.2014 №34-06 Диш А.Ю. обязалась работать непрерывно в течение пяти лет со дня подписания договора по основному месту работы в учреждении, расположенном в пос.Светлый Томской области, на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с ОГБУЗ «Светленская районная больница №1».

Согласно п. 2.1.2 указанного договора ответчик приняла на себя обязательство возвратить в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст. 77, пп. 1, 2 и 4 ч.1 ст. 81, пп. 1, 2, 5, 6 и 7 ч.1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора.

Аналогичная обязанность медицинского работника установлена в случае изменения основного места работы на работу по совместительству или изменения условий продолжительности рабочего времени (п. 3.1 договора).

В п. 3.2 договора предусмотрена неустойка за неисполнение медицинским работником указанной обязанности в размере 0.1 % от части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату в областной бюджет, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения установленного п. 2.1.2 договора срока.

Департаментом здравоохранения Томской области обязательство по договору исполнено в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 17.09.2014 №370270 и №370273 (л.д. 49, 50).

В соответствии с приказом ОГБУЗ «Светленская районная больница» №1-у от 09.01.2017 ответчик Диш А.Ю. уволена из указанного учреждения с 09.01.2017 по инициативе работника (по собственному желанию) на основании п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 18).

Приказом ОГБУЗ «Светленская районная больница» №2-к от 11.01.2017 Диш А.Ю. с 10.01.2017 принята на работу на должность врача-терапевта кабинета медицинской профилактики на 0,25 ставки по совместительству; приказом ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» №11 от 10.01.2017 Диш А.Ю. принята на работу в указанное учреждение с 10.01.2017 на должность врача стажера по лечебной физкультуре на 0,75 ставки, с 24.04.2017 переведена на эту же должность на 1,0 ставку (л.д. 87, 89, 90).

19.04.2017 Департамент здравоохранения Томской области направил Диш А.Ю. письменное уведомление о неисполнении условий соглашения с предложением возвратить часть единовременной компенсационной выплаты.

Ссылаясь на неисполнение Диш А.Ю. условий договора от 04.08.2014 №34-06 о возврате части единовременной компенсационной выплаты в областной бюджет, Департамент здравоохранения Томской области обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик Диш А.Ю. не исполнила предусмотренное п. 2.1.1 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику от 04.08.2014 №34-06 обязательство отработать в течение пяти лет в ОГБУЗ «Светленская районная больница №1», после увольнения 09.01.2017 по собственному желанию часть компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду в установленный договором срок не возвратила. При этом суд на основании положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу об уменьшении начисленной за период просрочки неустойки, признав ее несоразмерной последствиям нарушения обязательства.

Указанные выводы суда являются верными, поскольку основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.

Так, в рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Согласно ч.12.1 ст. 51 указанного Федерального закона в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.

Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных ч.12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 данной статьи.

В частности, п.3 ч.12.2 ст. 51 указанного Федерального закона установлено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные ч. 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:

а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;

б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте «а» настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п.8 ч.1 ст. 77, пп. 1, 2 и 4 ч.1 ст. 81, пп.1, 2, 5, 6 и 7 ч.1 ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;

г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте «в» настоящего пункта.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определениях от 25.09.2014 №1868-О и от 27.10.2015 №2483-О, такое правовое регулирование осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики.

В целях повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам постановлением Администрации Томской области от 19.02.2014 №48а «О мерах по реализации статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлено, что в 2014 году однократно предоставляется единовременная компенсационная выплата медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим в 2013 - 2014 годах на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области договор, в размере 1000000 руб.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Томской области по заключению договоров с медицинскими работниками, имеющими право на получение единовременных компенсационных выплат, предусмотренных ч.12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 №326-ФЗ, определен Департамент здравоохранения Томской области.

Из приведенного нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты или рабочие поселки, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.

Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников отработать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а также в случае прекращения трудового договора с названным учреждением здравоохранения до истечения пятилетнего срока возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации единовременную компенсационную выплату, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работников периоду.

К исключениям, при наличии которых медицинский работник вправе не возвращать единовременную компенсационную выплату, отнесены следующие предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации случаи прекращения трудового договора: в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимую ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (п.8 ч.1 ст. 77); в случае ликвидации организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем (п.1 ч.1 ст. 81); в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п.2 ч.1 ст. 81); при смене собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (п.4 ч.1 ст. 81); в случае призыва работника на военную службу или направления его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п.1 ч.1 ст. 83); в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда (п.2 ч.1 ст. 83); в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением (п.5 ч.1 ст. 83); в случае смерти работника либо работодателя - физического лица, а также признание судом работника либо работодателя - физического лица умершим или безвестно отсутствующим (п.6 ч.1 ст. 83); в случае наступления чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (п.7 ч.1 ст. 83).

Принимая во внимание, что увольнение по инициативе работника (по собственному желанию) не отнесено законом и договором к исключительным обстоятельствам, освобождающим от возврата в областной бюджет части единовременной компенсационной выплаты, обязательство работать в ОГБУЗ «Светленская районная больница» непрерывно в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени Диш А.Ю. не исполнено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика возникла обязанность по возврату части единовременной компенсационной выплаты, которая пропорционально неотработанному времени составила 513143,48 руб.

Доводы апелляционной жалобы указанный вывод суда не опровергают, поскольку трудоустройство ответчика в ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» с 10.01.2017 на должность врача стажера по лечебной физкультуре на 0,75 ставки о надлежащем исполнении возложенного договором от 04.08.2014 №34-06 обязательства непрерывно отработать по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в течение пяти лет в ОГБУЗ «Светленская районная больница» не свидетельствует.

Так как установление единовременной денежной выплаты отдельной категории медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, оно относится к исключительной компетенции законодателя. Именно законодатель вправе определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и, следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.

При этом компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты из городов и в связи с этим компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами.

Предоставление же единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику при его переезде из одного сельского населенного пункта в другой сельский населенный пункт противоречит компенсационной природе этой выплаты (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 №2483-О, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.12.2017 №70-КГ17-15).

С учетом изложенного решение суда сомнений в законности не вызывает, отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г.Томска от 20.09.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Диш Александры Юрьевны Козьминых Александра Юрьевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-4048/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Департамент здравоохранения ТО
Ответчики
Диш А.Ю.
Суд
Томский областной суд
Судья
Мурованная Мария Владимировна
29.11.2019[Гр.] Передача дела судье
24.12.2019[Гр.] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее