Дело № 2- 393/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоаннинский 27 августа 2012 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Денисова С.А.,
при секретаре судебного заседания Беспаловой Н.В.,
с участием представителей истца Р.В.С. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.; К.В.М. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Р.С.С. к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Р.С.С. обратился в суд с иском к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, указав в исковом заявлении, что он является ветераном, инвалидом Великой Отечественной войны, участвовал во время Великой Отечественной войны в боевых действиях, имеет ранения и правительственные награды. С 1957 года проживает в 1\3 части домовладения, расположенного по <адрес>. Данное жилище не имеет никаких условий для проживания. В доме нет газа, водопровода, канализации, отопление печное. Указанная часть дома находится в аварийном состоянии. Согласно технического паспорта дом имеет 65% износа. Дом имеет трещины, полы прогнили и проваливаются, оконные рамы рассохлись, двери перекосились и не закрываются. Туалет находится на улице и, в силу своего преклонного возраста (87 лет), он не имеет возможности им пользоваться. Питьевая вода находится на расстоянии 500 метров от дома, приносить ее домой для него является невозможным. В зимний период отапливаться очень трудно, так как для этого нужно наколоть дров, принести угля, а после смерти его жены, с 2000 года он проживает один, и просто не может выйти из дома. В связи с невозможностью проживания в таких нечеловеческих условиях он был вынужден обратиться к ответчику с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставления благоустроенного жилья в соответствии с Законом «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945г.г.». Постановлением Администрации <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на заключение от ДД.ММ.ГГГГ. № о признании жилого помещения пригодным, и акт санитарного врача. Данный отказ истец считает незаконным, полагает, что к рассмотрению его заявления Администрация подошла формально, без учета тех условий, в которых он проживает, просит суд признать постановление Администрации <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Р.С.С. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным; обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области принять на учет Р.С.С. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечить его благоустроенным жильем.
В судебном заседании представители истца Р.В.С. и К.В.М. поддержали исковые требования, просят суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области будучи надлежаще извещенным в судебное заседание не явился. Глава Администрации <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, указывая при этом на несогласие с исковыми требованиями.
Привлеченный к участию в деле по ходатайству представителя истца Р.В.С. прокурор Новоаннинского района Волгоградской области в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие (л.д. 45).
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Р.С.С. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Указа Президента от 07.05.2008 г. № 718 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» подлежат обеспечению жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст.14 п.1 пп.4 ФЗ «О ветеранах» инвалидам ВОВ предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона.
Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются участникам Великой Отечественной войны, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Пунктами 2, 3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу пункта 3 статьи 14 Жилищного кодекса РФ, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
Пунктом 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, установлено, что признание помещения пригодным (непригодным) для проживания осуществляется межведомственной комиссией, на основании оценки соответствия указанных помещений установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает указанную межведомственную комиссию (п.15 Положения).
В судебном заседании установлено, что истец Р.С.С. является ветераном – участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (л.д. 27-28), а поэтому относится к категории граждан, которые при их признании нуждающимися в жилых помещениях, могут претендовать на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.Постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7) истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием оснований для признания Р.С.С. нуждающимся в жилом помещении.
Как следует из технического паспорта (л.д. 16-26), Р.С.С. на праве собственности в соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, удостоверенным <данные изъяты> сельским советом по реестру за №, принадлежит 1/3 доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно справки Администрации <данные изъяты> сельского поселения (л.д. 29), Р.С.С. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Как следует из текста искового заявления и подтверждено представителями истца в судебном заседании, в данном жилище истец проживает один.
Общая и жилая площади жилого дома, согласно технического паспорта равны <данные изъяты> кв.м., соответственно на Р.С.С. приходится <данные изъяты> кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения для признания гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленную Решением Думы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 48), равную <данные изъяты> кв.м.
Учитывая, что Федеральным и региональным законодательством не установлена специальная учетная норма для ветеранов ВОВ, при решении вопроса о постановке Р.С.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, применяется учетная норма, установленная Решением Думы Черкесовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что обеспеченность Р.С.С. общей и жилой площадью жилого помещения на одного человека более чем в 2,7 раза выше установленной учетной нормы общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленной в месте его проживания.
Кроме того, ни истцом, ни его представителями суду не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение, в котором проживает Р.С.С., непригодно для проживания.
Согласно заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 14-15), 1/3 доля жилого дома, принадлежащая на праве собственности Р.С.С., соответствует требованиям к жилым помещениям. В заключении изложено особое мнение межведомственной комиссии, согласно которого в жилом помещении Р.С.С. необходимо проведение ремонтных строительных мероприятий (ремонт пола, замена оконных блоков, полотна входной двери, дверного блока в холодную пристройку, восстановление порога, отделку внешней стороны стен) и соответствующей покраски, побелки поверхностей.
Доводы представителей истца о том, что износ жилого дома, 1/3 доля которого принадлежит Р.С.С., составляет 65 %, а также о том, что в нем отсутствует водопровод и канализация, суд считает необоснованными.
Из исследованного в судебном заседании технического паспорта видно, что жилой дом, расположенный по <адрес>, построен из кирпича, основные его конструктивные элементы (фундамент, стены, перегородки) имеют физический износ 65%. Вместе с тем, к непригодным для постоянного проживания жилым домам, согласно п. 2.1 «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного фонда для постоянного проживания», утвержденных Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985г. № 529, относятся каменные дома с физическим износом свыше 70%.
В соответствии с п. 12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Указанные Положения, определяющие и порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не возлагают на межведомственную комиссию обязанность проведения экспертных исследований, в связи с чем ссылки истца и его представителей о том, что осмотр жилища проводился только визуально, без привлечения к оценке состояния дома квалифицированных специалистов и экспертов, суд также считает несостоятельными.
Межведомственная комиссия в своем заключении (л.д. 14-15) рекомендовала истцу провести независимую экспертную оценку на предмет пригодности дома к проживанию, силами организации, имеющей право на выполнение данных работ. Однако указанные рекомендации не были приняты к сведению истцом.
Возможность и время представить доказательства непригодности жилья предоставлялась представителям истца и судом, однако, ими было заявлено, что они не намерены этого делать, поскольку полагают, что нуждаемость Р.С.С. в улучшении жилищных условий очевидна.
Представленные суду фотографии с изображением фасадной части жилища Р.С.С., по мнению суда также не подтверждают непригодность жилого дома для проживания, а свидетельствуют лишь о невыполнении ее собственником текущего ремонта, о чем указывалось в акте обследования жилища от ДД.ММ.ГГГГ., проведенном помощником санитарного врача филиала ФБУЗ «<данные изъяты>» по предписанию Управления Роспотребнадзора в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д. 8).
Исследовав и проанализировав все представленные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказан факт его нуждаемости в жилом помещении, в связи с чем считает, что заявленные исковые требования Р.С.С. о признании постановления Администрации <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Р.С.С. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным; обязании ответчика принять истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обеспечить его благоустроенным жильем, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.14, 15, 50, 51 ЖК РФ, ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Р.С.С. к Администрации <данные изъяты> сельского поселения Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, - отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Новоаннинский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 сентября 2012 года.
Судья: ______________ С.А. Денисов.