№ 2а-620(1)/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2017 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Викторовой И.В.
при секретаре Соловьевой Е.В.
с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Филатова Е.А.,
представителя административного ответчика Павловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по сохранению объекта культурного наследия, возложении обязанности провести ремонтно-реставрационные работы,
установил:
Пугачевский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по сохранению объекта культурного наследия, возложении обязанности разработать проект реставрационных работ по сохранению объекта историко-культурного наследия «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.», расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. Горького, д. 31, в течении шести месяцев после вступления решения в законную силу, провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта историко-культурного наследия в течении двенадцати месяцев после вступления решения в законную силу. В обоснование иска указал, что на основании приказа министерства культуры Саратовской области от 19.06.2001 г. № 01-10/177 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области» «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.», расположенный по адресу: г. Пугачев, ул. Горького, д. 31, является выявленным объектом культурного наследия. Объект представляет собой нежилое здание общей площадью <Данные изъяты> кв.м, является собственностью Пугачевского муниципального района Саратовской области. Согласно акту технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории, состояние внешних и внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника, неудовлетворительное. В соответствии с охранным обязательством на вновь выявленный объект историко-культурного наследия № 10-01-03/2552-1 от 11.06.2014 г., выданным министерством культуры Саратовской области, собственник обязан обеспечить режим содержания памятника, а также выполнить ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, в срок до 01.12.2016. Однако, в ходе проведенной прокурором проверки исполнения законодательства об объектах культурно наследия на территории Пугачевского муниципального района установлено, что на дату 24.07.2017 работы по памятнику и благоустройству его территории не выполнены. В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», пп.19.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района. В нарушение указанных требований закона административным ответчиком не обеспечена сохранность объекта культурного наследия, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ к объектам культурного наследия.
В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Филатов Е.А. иск поддержал по изложенным основаниям и уточнил в части срока выполнения обязанности разработать проект реставрационных работ по сохранению объекта историко-культурного наследия – до 01.09.2018, в части срока проведения ремонтно-реставрационных работ – до 01.01.2020.
Представитель административного ответчика администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области Павлова О.А. административный иск признала в полном объеме.
Заинтересованное лицо министерство культуры Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило.
Заинтересованное лицо управление по охране культурного наследия Правительства Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещено, представитель в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что административное исковое заявление прокурора поддерживает, считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 150, п. 6 ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.
Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Положениями ч. 1 ст. 47.3 данного Закона установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (п. 1).
В силу ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.
В соответствии с подп. 19.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в том числе, к вопросам местного значения муниципального района относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.
Таким образом, обязанность по сохранению объекта культурного наследия, находящегося в собственности муниципального района, возложена на администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными, обычно предъявляемыми требованиями.
Из материалов дела видно, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления» постановлением администрации г. Пугачева и Пугачевского района Саратовской области от 07.02.1994 № 165 нежилое здание стоматологической поликлиники, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. М. Горького, д.31, признано относящимся к муниципальной собственности.
В соответствии с приказом министерства культуры Саратовской области № 1-10/177 от 19.06.2001 здание «Особняк купца Решетникова, кон. Х1Х в.», расположенное по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. М. Горького, д.31, признано вновь выявленным объектом историко-культурного наследия.
Здание по указанному адресу принадлежит на праве собственности Пугачевскому муниципальному району, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.10.2013 № 64-АД 123720, выпиской из ЕГРН от 21.08.2017.
Администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области выдано охранное обязательство собственника недвижимого объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.» ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с охранным обязательством <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным министерством культуры Саратовской области с собственником, на администрацию Пугачевского муниципального района возлагаются, в том числе, обязанности по обеспечению режима содержания памятника, производству ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных актом технического состояния с соблюдением указанных сроков.
Актом технического состояния памятника истории и культуры от 02.06.2014, являющимся приложением к охранному обязательству собственника объекта культурного наследия по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. М. Горького, д.31, установлено неудовлетворительное состояние внешних и внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника, утвержден план работ по сохранению объекта и его территории.
Согласно плана ремонтно-реставрационных работ на собственника возлагается обязанности: провести инженерно-техническое обследование основных несущих конструкция здания, срок выполнения работ – до 31.12.2015; разработать паспорт отделки фасадов – до 31.12.2015; проводить все виды работ по сохранению объекта культурного наследия (с привлечением лицензированной организации) – постоянно; выполнить ремонт помещений (полов, потолков, стен) – до 01.12.2016; разобрать и благоустроить дворовую территорию – до 01.06.2015; выполнить ремонт отмостки главных и дворовых фасадов – до 01.12.2016; своевременно проводить ремонт инженерных коммуникаций или их замену – постоянно. Ремонтно-реставрационные работы на объекте должны осуществляться на основании проектной документации, согласованной с министерством культуры Саратовской области.
В ходе проведенной прокурором проверкиисполнения законодательства об объектах культурного наследия установлено, что указанные работы по разработке проектной документации, проведению комплекса ремонтно-реставрационных работ в установленные сроки собственником администрацией Пугачевского муниципального района не проведены. Представителем административного ответчика в суде данное обстоятельство не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что ответчиком, на которого возложена обязанность соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, допущены нарушения законодательства об объектах культурного наследия, прав неопределенного круга лиц на доступ к объектам историко-культурного наследия. В связи с этим, иск прокурора подлежит удовлетворению.
По правилам п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом обстоятельств дела, позиции прокурора и административного ответчика, принимая во внимание, что разработке проекта реставрационных работ предшествуют работы по проведению государственной историко-культурной экспертизы, включению выявленного объекта культурного наследия в реестр, для проведения ремонтно-реставрационных работ необходимо получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и осуществление мероприятий по финансированию, на что потребуются значительные временные затраты, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для разработки проекта реставрационных работ по сохранению объекта историко-культурного наследия – до 01.09.2018, срок проведения ремонтно-реставрационных работ – до 01.01.2020, полагая данный срок разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по сохранению объекта культурного наследия, возложении обязанности провести ремонтно-реставрационные работы удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неисполнении обязанности по сохранению объекта культурного наследия.
Обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области разработать проект реставрационных работ по сохранению объекта историко-культурного наследия нежилого здания «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.», расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. Горького, д. 31, в срок до 01 сентября 2018 г.
Обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта историко-культурного наследия нежилого здания «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.», расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. Горького, д. 31, в срок до 01 января 2020 г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через
Пугачевский районный суд Саратовской области.
Решение в окончательной форме принято 25.08.2017.
Судья