Решение по делу № 2а-620/2017 от 28.07.2017

         № 2а-620(1)/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 августа 2017 г.                                                                             г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Викторовой И.В.

при секретаре Соловьевой Е.В.

с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Филатова Е.А.,

представителя административного ответчика Павловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по сохранению объекта культурного наследия, возложении обязанности провести ремонтно-реставрационные работы,

установил:

Пугачевский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по сохранению объекта культурного наследия, возложении обязанности разработать проект реставрационных работ по сохранению объекта историко-культурного наследия «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.», расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. Горького, д. 31, в течении шести месяцев после вступления решения в законную силу, провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта историко-культурного наследия в течении двенадцати месяцев после вступления решения в законную силу. В обоснование иска указал, что на основании приказа министерства культуры Саратовской области от 19.06.2001 г. № 01-10/177 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области» «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.», расположенный по адресу: г. Пугачев, ул. Горького, д. 31, является выявленным объектом культурного наследия. Объект представляет собой нежилое здание общей площадью <Данные изъяты> кв.м, является собственностью Пугачевского муниципального района Саратовской области. Согласно акту технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории, состояние внешних и внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника, неудовлетворительное. В соответствии с охранным обязательством на вновь выявленный объект историко-культурного наследия № 10-01-03/2552-1 от 11.06.2014 г., выданным министерством культуры Саратовской области, собственник обязан обеспечить режим содержания памятника, а также выполнить ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния, в срок до 01.12.2016. Однако, в ходе проведенной прокурором проверки исполнения законодательства об объектах культурно наследия на территории Пугачевского муниципального района установлено, что на дату 24.07.2017 работы по памятнику и благоустройству его территории не выполнены. В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», пп.19.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района. В нарушение указанных требований закона административным ответчиком не обеспечена сохранность объекта культурного наследия, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ к объектам культурного наследия.

В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Филатов Е.А. иск поддержал по изложенным основаниям и уточнил в части срока выполнения обязанности разработать проект реставрационных работ по сохранению объекта историко-культурного наследия – до 01.09.2018, в части срока проведения ремонтно-реставрационных работ – до 01.01.2020.

    Представитель административного ответчика администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области Павлова О.А. административный иск признала в полном объеме.

Заинтересованное лицо министерство культуры Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило.

Заинтересованное лицо управление по охране культурного наследия Правительства Саратовской области о месте и времени судебного заседания извещено, представитель в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указал, что административное исковое заявление прокурора поддерживает, считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 150, п. 6 ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей заинтересованных лиц.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться                                с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд                                       с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие)                    не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы                            и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия                       к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Положениями ч. 1 ст. 47.3 данного Закона установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (п. 1).

В силу ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

В соответствии с подп. 19.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в том числе, к вопросам местного значения муниципального района относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Таким образом, обязанность по сохранению объекта культурного наследия, находящегося в собственности муниципального района, возложена на администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными, обычно предъявляемыми требованиями.

Из материалов дела видно, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления» постановлением администрации г. Пугачева и Пугачевского района Саратовской области от 07.02.1994 № 165 нежилое здание стоматологической поликлиники, расположенное по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. М. Горького, д.31, признано относящимся к муниципальной собственности.

В соответствии с приказом министерства культуры Саратовской области № 1-10/177 от 19.06.2001 здание «Особняк купца Решетникова, кон. Х1Х в.», расположенное по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. М. Горького, д.31, признано вновь выявленным объектом историко-культурного наследия.

Здание по указанному адресу принадлежит на праве собственности Пугачевскому муниципальному району, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.10.2013 № 64-АД 123720, выпиской из ЕГРН от 21.08.2017.

Администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области выдано охранное обязательство собственника недвижимого объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.» ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с охранным обязательством <Номер> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным министерством культуры Саратовской области с собственником, на администрацию Пугачевского муниципального района возлагаются, в том числе, обязанности по обеспечению режима содержания памятника, производству ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных актом технического состояния с соблюдением указанных сроков.

Актом технического состояния памятника истории и культуры от 02.06.2014, являющимся приложением к охранному обязательству собственника объекта культурного наследия по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. М. Горького, д.31, установлено неудовлетворительное состояние внешних и внутренних архитектурно-конструктивных элементов памятника, утвержден план работ по сохранению объекта и его территории.

        Согласно плана ремонтно-реставрационных работ на собственника возлагается обязанности: провести инженерно-техническое обследование основных несущих конструкция здания, срок выполнения работ – до 31.12.2015; разработать паспорт отделки фасадов – до 31.12.2015; проводить все виды работ по сохранению объекта культурного наследия (с привлечением лицензированной организации) – постоянно; выполнить ремонт помещений (полов, потолков, стен) – до 01.12.2016; разобрать и благоустроить дворовую территорию – до 01.06.2015; выполнить ремонт отмостки главных и дворовых фасадов – до 01.12.2016; своевременно проводить ремонт инженерных коммуникаций или их замену – постоянно. Ремонтно-реставрационные работы на объекте должны осуществляться на основании проектной документации, согласованной с министерством культуры Саратовской области.

    В ходе проведенной прокурором проверкиисполнения законодательства об объектах культурного наследия установлено, что указанные работы по разработке проектной документации, проведению комплекса ремонтно-реставрационных работ в установленные сроки собственником администрацией Пугачевского муниципального района не проведены. Представителем административного ответчика в суде данное обстоятельство не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что ответчиком, на которого возложена обязанность соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, допущены нарушения законодательства об объектах культурного наследия, прав неопределенного круга лиц на доступ к объектам историко-культурного наследия. В связи с этим, иск прокурора подлежит удовлетворению.

По правилам п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом обстоятельств дела, позиции прокурора и административного ответчика, принимая во внимание, что разработке проекта реставрационных работ предшествуют работы по проведению государственной историко-культурной экспертизы, включению выявленного объекта культурного наследия в реестр, для проведения ремонтно-реставрационных работ необходимо получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и осуществление мероприятий по финансированию, на что потребуются значительные временные затраты, суд считает необходимым установить административному ответчику срок для разработки проекта реставрационных работ по сохранению объекта историко-культурного наследия – до 01.09.2018, срок проведения ремонтно-реставрационных работ – до 01.01.2020, полагая данный срок разумным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

    административный иск Пугачевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по сохранению объекта культурного наследия, возложении обязанности провести ремонтно-реставрационные работы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неисполнении обязанности по сохранению объекта культурного наследия.

Обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области разработать проект реставрационных работ по сохранению объекта историко-культурного наследия нежилого здания «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.», расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. Горького, д. 31, в срок до 01 сентября 2018 г.

Обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области провести ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта историко-культурного наследия нежилого здания «Особняк купца Решетникова, кон. XIX в.», расположенного по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. Горького, д. 31, в срок до 01 января 2020 г.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через

Пугачевский районный суд Саратовской области.

Решение в окончательной форме принято 25.08.2017.

Судья

2а-620/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Пугачевский мекжрайонный прокурор
Ответчики
Администарция Пугачевского муниципального района
Другие
Управление по охране культурного наследия Правительства Саратовской области
Министерство культуры Саратовской области
Суд
Пугачевский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
pugachevsky.sar.sudrf.ru
28.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.07.2017[Адм.] Передача материалов судье
31.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
15.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2017[Адм.] Судебное заседание
25.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее