Дело № 2-890/2015
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 11 августа 2015 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Халиулина А.Д.,
при секретаре судебного заседания Ерофеевой Н.Н.,
с участием помощника Горномарийского межрайонного прокурора Ганеевой Я.Е.,
представителя третьего лица старшего государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» Герда Р.Г., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по расчистке покрытия дорожных частей,
установил:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по расчистке покрытия дорожных частей (посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству); обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по расчистке покрытия дорожных частей следующих автомобильных дорог: от дома № 31 до дома № 35 ул. Быстрова; перекресток ул. Юбилейная - ул. Комсомольская; от дома № 24 «а» до дома № 32 ул. Комсомольская; перекресток ул. Комсомольская - ул. Гагарина; от дома № 2 до дома № 101 ул. Гагарина; перекрестка ул. Гагарина - ул. Учебная; перекресток ул. Гагарина - ул. Безымянная - бул. Космонавтов; ул. Магистральная от пересечения с ул. Быстрова до пересечения с yл. Гагарина; ул. Безымянная от «верхнего» рынка до пересечения ул. Гагарина; у дома № 103 «Автовокзал» ул. Транспортная; от дома № 1 до дома № 15 ул. Строителей; от дома № 1 до дома № 25 ул. Чехова.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Горномарийской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что на покрытиях проезжих частей имеются посторонние предметы, не имеющие отношения к их обустройству (загрязнение проезжей части песком).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах, содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно п. 6 ст. 13 данного Закона, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Допущенные нарушения требований законодательства в сфере дорожной деятельности затрудняют движение автотранспорта, могут повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций, что создает угрозу жизни и здоровья граждан. В свою очередь несвоевременное выполнение администрацией МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» мероприятий по надлежащему содержанию дорог нарушает права граждан при эксплуатации дорог.
Помощник Горномарийского межрайонного прокурора Ганеева Я.Е. в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержала.
Ответчик администрация муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в судебное заседание своего представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки и уважительности причин неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица старший государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» Герда Р.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что выявленные проверкой нарушения могут повлечь за собой дорожно-транспортные происшествия.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным с согласия истца рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов дела следует, что Горномарийской межрайонной прокуратурой на территории муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации.
В ходе обследования, проведенного 10 июля 2015 года совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» установлено, что на покрытиях проезжих частей участков автомобильных дорог муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» имеются посторонние предметы, не имеющие отношения к их обустройству (загрязнение проезжей части песком), а именно: от дома № 31 до дома № 35 ул. Быстрова; перекресток ул. Юбилейная - ул. Комсомольская; от дома № 24 «а» до дома № 32 ул. Комсомольская; перекресток ул. Комсомольская - ул. Гагарина; от дома № 2 до дома № 101 ул. Гагарина; перекрестка ул. Гагарина - ул. Учебная; перекресток ул. Гагарина - ул. Безымянная - бул. Космонавтов; ул. Магистральная от пересечения с ул. Быстрова до пересечения с yл. Гагарина; ул. Безымянная от «верхнего» рынка до пересечения ул. Гагарина; у дома № 103 «Автовокзал» ул. Транспортная; от дома № 1 до дома № 15 ул. Строителей; от дома № 1 до дома № 25 ул. Чехова.
В соответствии с подп. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояние автомобильного дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 17 указанного Закона об автомобильных дорогах, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
На основании ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах, содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения, согласно п. 6 ст. 13 данного Закона, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 3 ст. 15 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно части 1 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в п. 5 ст. 6 Устава МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск».
Пунктом 3 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, предусмотрено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения.
Судом установлено, что в нарушение требований федерального законодательства администрация МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» указанные полномочия выполняются ненадлежащим образом.
Допущенные нарушения требований законодательства в сфере дорожной деятельности затрудняют движение автотранспорта, могут повлечь за собой возникновение аварийных ситуаций, что создает угрозу жизни и здоровья граждан. В свою очередь несвоевременное выполнение администрацией МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» мероприятий по надлежащему содержанию дорог нарушает права граждан при эксплуатации дорог.
Поскольку ответчиком в нарушении требований статьи 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств исполнения обязанностей по выполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, суд считает заявленные исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, заявление прокурором подано в защиту неопределенного круга лиц - населения муниципального образования. Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», выразившееся в неисполнении обязанности по расчистке покрытия проезжих частей участков автомобильных дорог муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по расчистке покрытия проезжих частей от посторонних предметов, не имеющие отношения к их обустройству, следующих участков автомобильных дорог муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск»:
- от дома № 31 до дома № 35 ул. Быстрова;
- перекресток ул. Юбилейная - ул. Комсомольская;
- от дома № 24 «а» до дома № 32 ул. Комсомольская;
- перекресток ул. Комсомольская - ул. Гагарина;
- от дома № 2 до дома № 101 ул. Гагарина;
- перекрестка ул. Гагарина - ул. Учебная;
- перекресток ул. Гагарина - ул. Безымянная - бул. Космонавтов;
- ул. Магистральная от пересечения с ул. Быстрова до пересечения с yл. Гагарина;
- ул. Безымянная от «верхнего» рынка до пересечения ул. Гагарина;
- у дома № 103 «Автовокзал» ул. Транспортная;
- от дома № 1 до дома № 15 ул. Строителей;
- от дома № 1 до дома № 25 ул. Чехова.
Ответчик вправе подать в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии данного заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.Д. Халиулин