Судья <...>
Дело № 33-221/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 апреля 2017 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей Золотаревой Ю.Г., Коневой О.А.,
при секретаре Сушковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 24 января 2017 г., которым постановлено:
Исковые требования Син Ок Нен, общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» денежные средства в размере <...> рублей по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 12 января 2015 года № <...>, выданному Син Ок Нен, в соответствии с договором купли-продажи квартиры от <...> путём перечисления на счёт общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» № <...> в Хабаровском филиале АКБ «Банк Китая» (Элос).
Заслушав доклад судьи Серга Н.С., пояснения представителя истицы Син О.Н. Кутько Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Син О.Н. обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании денежных средств по сертификату на приобретение жилого помещения. Требования мотивировала тем, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от <...> она являлась собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: ЕАО, <...>. На основании решения суда и заключения межведомственной комиссии она включена в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на территории ЕАО в 2013 году. 12 января 2015 г. на её имя выдан сертификат № <...> на сумму <...> рублей. <...> она заключила с ООО «Стройэлитцентр» договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: ЕАО, <...>. Пунктом 4 договора предусмотрено, что указанная квартира оценивается сторонами в <...> рублей. Данная сумма должна быть перечислена продавцу ОГКУ «МФЦ в ЕАО» за счёт средств федерального бюджета. Однако до настоящего времени деньги не перечислены. Просила взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счёт средств федерального бюджета денежные средства в размере <...> рублей по сертификату № <...> от 12 января 2015 г. в соответствии с договором купли-продажи квартиры от <...>, путём перечисления на лицевой счёт продавца ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в Хабаровском филиале АКБ «Банк Китая» (Элос)».
Определением суда от 09 января 2017 г. процессуальный статус ООО «Стройэлитцентр» изменён с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца на третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца, к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено управление архитектуры и строительства правительства ЕАО.
В судебное заседание истица Син О.Н., представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца ООО «Стройэлитцентр», представители третьих лиц ОГБУ «МФЦ», управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, комитета социальной защиты населения правительства ЕАО не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Представитель истца Дубоделова Н.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель ответчика РФ в лице Минфина РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом. В письменных возражениях на исковые требования указал, что при наличии денежных средств, направленных в бюджет области, в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации мер социальной поддержки в 2013 году и в течение 2014 года денежные средства на приобретение жилья истице, перечислены не были. В 2014 году мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями повреждённых жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, завершены. Доводы истицы о том, что положения Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693 сохраняют силу и не исключают возможность оказания социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, основаны на ошибочном толковании норм как федерального, так и регионального законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям в их системной взаимосвязи. Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 889) финансирования мероприятий такого направления не предусматривает. Исходя из вышеизложенного, поскольку право на получение мер поддержки в форме выплат денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного Син О.Н. в соответствующий период реализовано не было (по причине бездействия исполнительных органов государственной власти Еврейской автономной области), то и требование истца о взыскании денежных средств в размере <...> рублей с Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета необходимо оставить без удовлетворения.
Суд постановил указное решение.
В апелляционной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит решение суда отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела и ошибочным толкованием норм федерального и регионального законодательства, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что распоряжением губернатора ЕАО от 31 декабря 2014 г. № 372-рг на территории области режим чрезвычайной ситуации был отменён, в 2014 году мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения в результате ЧС, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, завершены. В 2014-2015 годах данные меры осуществлялись в пределах межбюджетных трансфертов, предоставляемых на основании правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы». При этом одним из условий предоставления Правительством РФ трансфертов бюджетам субъектам РФ являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта РФ порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения. Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о возможности применении при рассмотрении дела положений Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г № 693 является ошибочным. Действующая в настоящее время федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы финансирования мероприятий такого характера не предусматривает. Таким образом, считает, что поскольку право на получение мер поддержки в форме выплат денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате ЧС в 2013 году истицей в соответствии с Порядком № 539-пп в указанный период реализовано не было, то в удовлетворении её требований необходимо отказать. Кроме того, в 205-2016 годах у ОГКУ «МФЦ» имелись необходимые денежные средства для перечисления истице, однако они перечислены не были.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истица Син О.Н., представитель ответчика РФ в лице Минфина РФ, представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца ООО «Стройэлитцентр», представители третьих лиц ОГБУ «МФЦ», управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, комитета социальной защиты населения правительства ЕАО не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель истицы Кутько Н.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лица, участвующего в апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.
Из материалов дела следует, что истица имеет право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью 33 кв.м взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего в ЕАО в 2013 году. 12 января 2015 г. Син О.Н. выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилья № <...>.
<...> между ООО «Стройэлитцентр» и Син О.Н. заключен договор купли-продажи квартиры № <...>, расположенной по адресу: ЕАО, <...>.
Согласно пункту 4 указанного договора стоимость квартиры составила <...> рублей, которая оплачивается покупателем за счёт средств по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 12 января 2015 г. № <...>, выданного на имя Син О.Н., путём перечисления денежных средств на расчётный счёт продавца ООО «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в Хабаровском филиале АКБ «Банк Китая (Элос)», в течение 17 рабочих дней со дня предоставления покупателем договора, прошедшего государственную регистрацию.
<...> управлением Росреестра по ЕАО за истицей зарегистрировано право собственности на указанный объект недвижимости.
Судом установлено, что продавцу жилого помещения ООО «Стройэлитцентр» денежные средства не перечислены в связи с отсутствием финансирования данной меры социальной поддержки граждан из федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Частью 1 ст. 1 Закона ЕАО от 17 марта 2014 г. № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» установлено, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, постоянно проживающие в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013, а также признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения до 01.01.2017.
Согласно подп. «а» п. 1 ст. 5 указанного Закона ЕАО при предоставлении мер государственной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, учитываются в формах предоставления жилья и предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья норматив общей площади жилого помещения 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м - на семью из 2 человек и по 18 кв.м - 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека.
В силу подп. «б» п. 1 указанной статьи при предоставлении выплаты денежных средств на строительство стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения составляет 30 000 рублей.
Постановлением правительства ЕАО от 21 октября 2013 г. № 539-пп утверждён Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - Порядок предоставления государственной поддержки), согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина и производит расчёт выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт продавца жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».
Согласно пункту 4 указанных Правил предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к указанной Программе.
В соответствии с п. 11 Правил предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов.
В связи с чем Министерство строительства и ЖКХ РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
В соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.
Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Министерства строительства и ЖКХ РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
От имени казны Российской Федерации в качестве представителя ответчика выступает Министерство финансов РФ.
Доказательств, подтверждающих то обстоятельство что денежные средства на приобретение жилого помещения по сертификату, выданному Син О.Н., поступили из федерального бюджета в бюджет ЕАО, как об этом утверждает представитель ответчика, в суды первой и апелляционной инстанций представлено не было.
Суд первой инстанции установил, что право истицы на меру государственной поддержки в виде перечисления продавцу денежных средств за приобретённое жилое помещение не было реализовано ввиду того, что действие Постановления Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1354 на неё не распространяется.
Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354, установлен порядок предоставления в 2015 году иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что отсутствие финансирования из федерального бюджета не является основанием для лишения истицымер государственной поддержки, и обоснованно возложил обязанность по перечислению денежных средств по сертификату на расчётный счёт продавца ООО «Стройэлитцентр» на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены верно.
Судебная коллегия не может согласиться и с доводом жалобы о том, что мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения завершены, в связи с чем истцам должно быть отказано в удовлетворении их исковых требований.
Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного, утверждённый постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 539-пп и являющийся обязательным условием предоставления субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации, до настоящего времени сохраняет своё действие.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности действий ОГБУ «МФЦ», выразившихся в неперечислении денежных средств по сертификату, является несостоятельным, поскольку финансирование мероприятий по реализации мер государственной поддержки осуществляется за счёт средств федерального бюджета. ОГБУ «МФЦ» не может нести ответственность за неисполнение Российской Федерацией в лице Министерства финансов РФ своих обязательств.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не видит оснований для его отмены или изменения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 24 января 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи