Дело №2-1981(2013)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 июля 2013 г. г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Опря Т.Н.,
при секретаре Тугеевой Е.М.,
с участием представителя истца Анферовой Л.И., представителя ответчика Вострецовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «УК Домком» о признании действий незаконными действий по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию
У с т а н о в и л:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «УК Домком» о признании действий незаконными действий по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию, указав в обоснование, что прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка по обращению Гришина А.И. о законности взимания ООО «УК «Домком» с потребителей платы за опломбирование индивидуальных приборов учета воды. Проверкой установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. <адрес> осуществляется ООО «УК «Домком» на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2007г. В январе 2013г. Гришин А.И установил индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в квартире по адресу: <адрес>247, после чего обратился в ООО «УК «Домком» для ввода приборов учета в эксплуатацию. Акт приема монтажа и ввода в эксплуатацию узлов учета расхода горячей и холодной воды был составлен 21.01.2013 г. после оплаты Гришиным А.И. в адрес ООО «УК «Домком» денежных средств в размере 350 рублей за опломбировку водосчетчиков. В ходе проверки ООО «УК «Домком» в прокуратуру района представлен прейскурант предельной стоимости отдельных видов работ, оказываемых предприятием за счет средств граждан по состоянию на 01.01.2013 г., утвержденный директором компании Щетниковым К.Ю. Согласно данному прейскуранту с граждан взимается плата за постановку водомерных счетчиков на учет в размере 350 рублей за 2 счетчика. ООО «УК «Домком» представлены копии приходных ордеров о взимании денежных средств с Комковой И.Ю., Кротова И.В., Медянниковой Т.М., Хазеевой Н.В., Шишкиной В.А., Нурситова В.А., Голубевой Е.А. денежных средств в размере 350 рублей за постановку водомерных счетчиков на учет. Из представленных документов следует, что по окончании технического осмотра установленных приборов учета холодного и горячего водоснабжения составляется акт ввода прибора учета в эксплуатацию, то есть фактически ООО «УК «Домком» осуществляет ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию, в том числе опломбировку индивидуальных приборов учета. Вместе с тем действующим законодательством установлено, что ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию является обязанностью управляющей организации. Кроме того, не предусмотрена обязанность граждан проводить опломбировку индивидуальных приборов учета воды, начисление платы исходя из показаний приборов учета, не ставиться в зависимость от опломбировки таких приборов. Основной целью опломбирования индивидуального прибора учета воды является обеспечение достоверного учета потребляемого ресурса и недопущение несанкционированного вмешательства в процесс измерения, в чем заинтересован исполнитель - ООО «УК «Домком». ООО «УК «Домком» отказываясь производить расчеты потребленных услуг на основании данных индивидуальных приборов учета без их ввода в эксплуатацию, в том числе опломбирования, требуя с потребителей плату за совершение указанных действий, навязывает им дополнительные платные услуги, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей. Подобные действия управляющей компании нарушают права граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых указанной организацией, а также тех граждан, которые могут в дальнейшем приобрести квартиры в этих домах, то есть неопределенного круга лиц. Просит признать незаконными действия ООО «УК «Домком» по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование и возложить на ООО «УК «Домком» обязанность довести решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, поддержав доводы изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что взимание платы за опломбировку ведется, указанная услуга не относится к обязанностям управляющей компании.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета обеспечивается, в частности, управляющей организацией.
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регламентируются принятыми в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Такие услуги, в силу п. 4 указанных Правил, предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании соответствующего договора.
Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются ТСЖ, ЖК, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме или собственники помещений в случае непосредственного управлениями таким домом последними.
Согласно ФЗ 416-ФЗ от 07.12.2011г. «О водоснабжении и водоотведении» ст. 20 п.5 предусмотрено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Согласно Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" п. 31 п.п.у) следует, что исполнитель, которым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;
Согласно п.33 п.п. «и» вышеуказанных Правил следует, что потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;
Кроме того, согласно п.19 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в соответствии с которыми договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать:
порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в настоящих Правилах способом;
сведения о наличии и типе установленных индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, дату и место их установки (введения в эксплуатацию), дату опломбирования прибора учета заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, а также установленный срок проведения очередной поверки;
периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей. Кроме того, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим Положения о предоставлении коммунальных услуг; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить Проверки состояния указанных приборов учета и достоверности, предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Материалами дела установлено, что управление многоквартирным домом по <адрес> осуществляется ООО «УК «Домком» на основании принятого решения общего собрания собственников жилого дома от 12.02.2007 г.
01.03.2007 г. между ООО «УК «Домком» и собственниками помещений жилого дома по <адрес> заключен договор управления многоквартирным домом. По данному договору ООО «УК «Домком» приняло на себя обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в данном доме, а также лицам, проживающим в этом доме и пользующимся коммунальными услугами, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Собственники обязались оплачивать услуги исполнителя по договору.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки по обращению собственников дома, а именно Гришина А.И., установлено, что имеется прейскурант предельной стоимости отдельных видов работ, оказываемых предприятием за счет средств граждан по состоянию на 01.01.2013 г., утвержденный директором компании, согласно которому с граждан взимается плата за постановку водомерных счетчиков на учет в размере 350 рублей за 2 счетчика, и 400рублей за 4 счетчика.
Из заявления адресованного прокурору Мотовилихинского района г. Перми от 15.04.2013 года собственником жилого помещения расположенного по адресу г. Пермь <адрес>, следует, что им установлены счетчики холодной и горячей воды, 21.01.2013 г. счетчики опломбированы представителем компании ООО «УК «Домком». Гарантийный счетчик холодной воды перестал работать и был заменен работником ООО «УК «Домком» на новый 08.04.2013 г. и предложено обратиться в ООО «УК «Домком» и снова опломбировать его. Первый раз за опломбирование оплачено 350 рублей. 15.04.2013 г. обратился к замдиректора и она потребовала, чтобы он снова оплатил, тогда ему опломбируют счетчик, если нет- то будут начислять по нормативу.
К материалам дела приобщены акт приема монтажа и ввода в эксплуатацию узлов учета расхода горячей и холодной воды в <адрес> от 21.01.2013 г., квитанции от 21.01.2013 г. об оплате 350 рублей за опломбирование водосчетчиков по адресу г. Пермь, <адрес>, от 06.05.2013 г. за постановку водомерных счетчиков на учет за 1 счетчик 175 рублей по адресу <адрес>, от 06.05.2013 г. за постановку водомерных счетчиков на учет 2 счетчиков 350 рублей по адресу г. Пермь, <адрес>, от 06.05.2013 г. за постановку водомерных счетчиков на учет 1 счетчика 175 рублей по адресу г. Пермь, <адрес>, от 06.05.2013 г. за постановку водомерных счетчиков на учет 4 счетчика 400 рублей по адресу г. Пермь, <адрес>, от 06.50.2013 г. за постановку водомерных счетчиков на учет 1 счетчика 175 рублей по адресу <адрес>, от 06.05.2013 г. за постановку водомерных счетчиков на учет 1 счетчик 175 рублей по адресу г. Пермь, <адрес>, от 06.05.2013 г. за постановку водомерных счетчиков на учет 2 счетчиков 350 рублей по адресу г. Пермь, <адрес>
На основании п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), тогда как взаимоотношения по опломбированию приборов учета воды на возмездной основе являются искусственно созданными и не предусмотренными действующим законодательством.
Учитывая, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения, включающее их опломбирование, ответчик производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, следовательно, на эту сторону и должно быть возложено бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя согласно пп. г п. 52 Правил возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.
Экономические основания для взимания с граждан платы за осуществление опломбирования приборов учета воды, как самостоятельной услуги у ответчика отсутствовали, поскольку пломбирование прибора учета является неотъемлемой частью введения в эксплуатацию такого прибора.
Согласно п. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ни иными правовыми актами
Требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1"О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Поскольку, судом установлен факт нарушения прав потребителей, допущенного в результате незаконных действий, соответственно, требования прокурора о признании незаконными действий по взиманию платы за опломбирование индивидуальных приборов учета воды, суд считает правомерными. На ООО «Управляющая компания «Управдом» следует возложить обязанность довести решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания «Домком» по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование.
Обязать ООО «Управляющая компания «Домком» довести решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения через Мотовилихинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Копия верна судья