Дело № 2-423/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Горнозаводск 06 октября 2016 года
Горнозаводский районный суд Пермского края в составе судьи Морозова Л.А.,
при секретаре Пегушиной Н.Г.,
с участием исполняющего обязанности прокурора Горнозаводского района Пермского края Ошеева Е.О.,
ответчика Главы Администрации Бисерского сельского поселения Горнозаводского района Пермского края Кононенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Горнозаводске дело по иску заместителя прокурора Горнозаводского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бисерского сельского поселения Горнозаводского района о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на автомобильной дороге в п.Станция Бисер,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с требованием обязать Администрацию Бисерского сельского поселения Горнозаводского района, в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения законодательства о безопасности движения, а именно:
- на автомобильной дороге по ул.Ленина в п.Станция Бисер установить стационарное электрическое освещение, обустроить пешеходные дорожки и тротуары, в соответствии с п.4.5.1.1, п.4.5.1.2, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- на автомобильной дороге по ул.Советская в п.Станция Бисер установить стационарное электрическое освещение в соответствии с п.4.5.1.1, п.4.5.1.2, п.4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007;
- на участке автомобильной дороги по ул.Советская, вблизи структурного подразделения МАОУ «СОШ» п.Станция Бисер – дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» п.Станция Бисер оборудовать пешеходный переход в соответствии с п.5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004, п.4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007.
В обоснование своих требований указал, что в нарушение требований законодательства в п.Станция Бисер на автодороге по ул.Ленина и по ул.Советская отсутствует стационарное наружное электрическое освещение, на участке ул.Советская, проходящей вдоль детского образовательного учреждения «Детский сад», имеющего непосредственный выход на проезжую часть автомобильной дороги, отсутствует оборудованный пешеходный переход. Автомобильные дороги по улицам Ленина и Советская в п.Станция Бисер относятся к собственности муниципального образования «Бисерское сельское поселение». Неисполнение обязанностей по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения в соответствии с установленными требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – водителей и пешеходов.
Исполняющий обязанности прокурора Ошев Е.О. в судебном заседании заявленные требования поддерживал, просил установить срок исполнения решения суда до 01 августа 2017 года.
Представитель ответчика Администрации Бисерского сельского поселения Кононенко А.В. с заявленными требованиями согласен.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.6 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. (ч.1) Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. (ч.2)
Согласно ст.3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст.12 данного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст.24 вышеназванного Федерального закона, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст.21 данного Федерального закона, мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно ч.4 ст.6 вышеназванного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
2) защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения;
6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ч.1 ст.17 данного Федерального закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п.6 ст.13 вышеназванного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что Муниципальное учреждение «Администрация Бисерского сельского поселения» является юридическим лицом. Основной вид деятельности: деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов. (л.д.10-14).
Автомобильная дорога в п.Станция Бисер по улицам Ленина и Советская является собственностью Бисерского сельского поселения. (л.д.15)
Из Акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 07 июня 2016 года следует, что в п.Станция Бисер на улицах Ленина и Советская отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, а также на участке ул.Советская, проходящей вдоль детского образовательного учреждения «Детский сад», имеющего непосредственный выход на проезжую часть автомобильной дороги, отсутствует оборудованный пешеходный переход. (л.д.6, 7, 8-9)
Требования по обустройству автомобильных дорог при их содержании регламентируются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Пунктом 4.5.1.1 установлено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Пунктом 4.5.1.2 установлено, что в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Требования по организации дорожного движения при содержании автомобильных дорог регламентируются ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Пунктом 5.6.24 установлено, что знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части. Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17.Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода. Знак 5.19.2 допускается размещать на оборотной стороне знака 5.19.1. На перекрестках на размеченных пешеходных переходах при условии, что ближняя к центру перекрестка граница перехода совпадает с краем проезжей части, знаки допускается устанавливать только на дальней границе перехода.
Учитывая, что в круг обязанностей органов местного самоуправления входит обеспечение безопасности дорожного движения на муниципальных автомобильных дорогах, неисполнение обязанности по обеспечению надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения в соответствии с установленными требованиями технических норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – водителей и пешеходов, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст.206 ГПК РФ, в случае, если принимается решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения прокурора, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 01 августа 2017 года, в целях его надлежащего исполнения.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Горнозаводского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Бисерского сельского поселения Горнозаводского муниципального района Пермского края устранить нарушения законодательства о безопасности движения, а именно:
- на автомобильной дороге по ул.Ленина в п.Станция Бисер установить стационарное электрическое освещение, обустроить пешеходные дорожки и тротуары, в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007;
- на автомобильной дороге по ул.Советская в п.Станция Бисер установить стационарное электрическое освещение в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007;
- на участке автомобильной дороги по ул.Советская, вблизи структурного подразделения МАОУ «СОШ» п.Станция Бисер – дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» п.Станция Бисер, оборудовать пешеходный переход в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004, и ГОСТ Р 52766-2007.
Установить срок для исполнения решения до 01 августа 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Горнозаводский районный суд в течение одного месяца.
Судья: