ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-22532/2018
г. Уфа 19 ноября 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.
судей Портновой Л.В. и Сагетдиновой А.М.
при секретаре Идельбаеве З.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан на решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Сагетдиновой А.М., объяснения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Бижбулякского района Республики Башкортостан в интересах ФИО12. обратился в суд с иском к администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Бижбулякского района Республики Башкортостан проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, в ходе которой установлено, что ФИО12 относится к лицам из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, так как его отец умер дата, а мать умерла дата
В дата. он окончил МОБУ СОШ №... адрес муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан.
Постановлением главы администрации муниципального района Бижбулякский район от дата над ним установлена опека.
Постановлением главы администрации муниципального района Бижбулякский район от дата ФИО12. принят на учет граждан по предоставлению жилого помещения, однако в нарушение требований законодательства после окончания образовательного учреждения и прекращения попечительства, ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения администрацией муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан не предоставлено.
Прокурор района просит обязать ответчика предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата исковые требования прокурора Бижбулякского района Республики Башкортостан, выступающего в интересах ФИО12. к администрации муниципального района Бижбуляксикй район Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан предоставить ФИО12., дата рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.
В апелляционной жалобе администрации муниципального района Бижбуляксикй район Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что ФИО12 не соблюден установленный законом порядок, поскольку он не обращался в администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении жилого помещения, письменного отказа не получал. Более того, у администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан отсутствуют денежные средства на исполнение переданных отдельных государственных полномочий.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным нравам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от дата № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от дата № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от дата № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от дата № 15-ФЗ, вступившей в силу с дата) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения ФИО12. жилым помещением должна быть возложена на администрацию муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан, поскольку пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата №...-з (в редакции Закона РБ от дата N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, согласно свидетельству о рождении ... №... ФИО12 родился дата
Его родителями являются: ФИО1, который умер дата и ФИО2, умершая дата (свидетельства о смерти от дата ... №... и от дата ... №...).
Постановлением главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан №...-д от дата ФИО12. назначен опекун - ФИО5
Согласно постановлению главы администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан №... от дата ФИО12 принят на регистрационный учет в администрацию муниципального района Бижбулякский район для предоставления внеочередного жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как видно из материалов дела, в дата году ФИО12 окончил МОБУ СОШ №... адрес муниципального района Республики Башкортостан, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией аттестата.
Однако по настоящее время, ФИО12 жилым помещением не обеспечен.
Согласно статье 2 Закона Республики Башкортостан от дата №... "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.
Как правильно указал суд, исходя из вышеизложенного, следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории лиц возложена на органы местного самоуправления, то есть в данном случае на администрацию муниципального района Бижбулякского района Республики Башкортостан.
Судом установлено, что ФИО12 имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору найма специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления администрацией муниципального района Бижбулякского района Республики Башкортостан.
При этом возникновение права на получение жилья, связано с тем, что в соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от дата №... "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда об обязании администрации муниципального района Бижбулякского района Республики Башкортостан предоставить Петрову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ю. Кривцова
судьи: Л.В. Портнова
А.М. Сагетдинова
Справка: судья Ярмиев Т.Н.