Решение по делу № 12-5/2015 от 10.02.2015

Дело № 12-5/2015

РЕШЕНИЕ

24 февраля 2015 года          с. Усть-Кокса

Судья Усть-Коксинского районного суда Республики Алтай Шатина С.Н., рассмотрев жалобу ОАО «Катанда» на постановление № . по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Катанда» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай С.Н. ОАО «Катанда» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

ОАО «Катанда» обратилось с жалобой на указанное постановление должностного лица, просит отменить его как необоснованное и незаконное, нарушающее его права и интересы, так как считает, что к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ могут быть привлечены только юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые специализируются на осуществлении деятельности по обращению с отходами. В Федеральном законе № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах) они обозначены как индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами. К ним, в частности, относятся субъекты, профессионально осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение (хранение и захоронение), а также накопление отходов.

Кроме того, под накоплением отходов понимается временное складирование отходов в предназначенных для этого местах (на площадках), а именно на свалках, полигонах. Накопление отходов имеет место после их сбора – приема или поступления от разных лиц (обязанности по организации которых возложены на конкретных субъектов – муниципалитет и компании, управляющие жилыми домами), а также после вывоза в специально оборудованные места. Применение ст. 8.2 КоАП РФ предполагает совершение правонарушителем каких-либо активных действий, к которым обычные действия по выносу мусора для его последующего вывоза специализированной организацией отнести нельзя. Более того, накопление отходов определено Федеральным законом об отходах как деятельность, т.е. систематическое совершение одних и тех же действий по складированию отходов. В связи с этим накопление отходов представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую специализированными организациями. Поэтому вынос отходов в место их сбора для последующего вывоза следует отличать от накопления отходов, и, соответственно, нельзя рассматривать как обращение с отходами. В противном случае привлечению к равной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ подлежат как лица, профессионально осуществляющие деятельность по обращению с отходами (например, по их сжиганию, что требует наличия лицензии), так и лица, не осуществляющие такую деятельность и совершающие действия по выносу образующихся у них отходов для их последующего вывоза специализированными организациями.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по нормированию в области обращения с отходами (ст. 18 Федерального закона об отходах) не включена данным Федеральным законом в число требований к обращению с отходами. Ст. 18 Федерального закона об отходах является частью гл. IV «Нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами», а не гл. III «Общие требования к обращению с отходами». Соответственно, невыполнение указанными лицами обязанности по нормированию не является основанием для привлечения их к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

ОАО «Катанда» временно складирует в специально отведенных местах (контейнерах) бытовой мусор, а МУП «ЖКХ» сельской администрации Катандинского сельского поселения на основании договора возмездного оказания услуг от 01.03.2013 г. вывозит и складирует данный мусор на полигоне в с. Катанда. Действия ОАО «Катанда» периодически помещающего бытовой мусор в специально отведенных для этого местах (контейнерах) не могут расцениваться как деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом об отходах.

В связи с указанным в действиях ОАО «Катанда» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, так как деятельность по накоплению отходов не является его основным видом деятельности, а осуществляется в целях их последующего вывоза специализированной организацией на основании договора, который был заключен 01.09.2013 г. с МУП «ЖКХ» сельской администрации Катандинского сельского поселения.

Законный представитель ОАО «Катанда» Е.М. в судебном заседании поддержала жалобу в полном объеме.

Представитель Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай А.С. доводы жалобы не признал, пояснив, что ОАО «Катанда» ежеквартально сдает расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, где указывает, что в процессе его производственной и хозяйственной деятельности образуются отходы, образующиеся во время уборки производственных и служебных помещений, производственной территории, при ремонте и техническом обслуживании автотранспорта, при ремонте зданий и помещений. Тем самым одновременно с основной деятельностью ОАО «Катанда» осуществляет деятельность в области обращения с отходами, что, в свою очередь, требует от юридических лиц соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды и обращения с отходами.

Судья, выслушав вышеуказанных лиц, проверив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

При рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ).

Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай было вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки юридического лица ОАО «Катанда» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. с целью проверки соблюдения Обществом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

С ДД.ММ.ГГГГ. - ДД.ММ.ГГГГ была проведена указанная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ., где отражено, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения обязательных требований в области обращения с отходами производства и потребления.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Росприроднадора по Алтайскому краю и Республике Алтай – специалистом-экспертом регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственным инспектором РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай С.Н. был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении ОАО «Катанда», ДД.ММ.ГГГГ. – вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет привлечение к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду.

Правовые основы деятельности организаций в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом об отходах, в ст. 1 которого указано, что под обращением с отходами понимается любая деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом об отходах.

Федеральный закон об отходах регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и в процессе любой деятельности, в ходе которой образуются отходы, независимо от субъектов осуществления такой деятельности, в связи с этим необоснованны доводы жалобы лица, привлеченного к административной ответственности, - ОАО «Катанда» о том, что требования данного Федерального закона распространяются только на лиц, профессионально осуществляющих деятельность по обращению с отходами.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно ст. 24 Федерального закона об отходах экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется посредством понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в результате которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов.

Следовательно, законодатель недвусмысленно устанавливает, что вносить плату за размещение отходов, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования должны именно индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, а не специализированные организации, непосредственно осуществляющие размещение отходов на полигоне.

Из системного толкования норм ст. 4 Федерального закона об отходах (в том числе в редакции от 25.11.2013) и Гражданского кодекса РФ следует, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В договоре возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ по складированию бытовых отходов на полигоне в <адрес>, заключенном между ОАО «Катанда» и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» МО Катандинского сельского поселения, не указано, что обязанности по нормированию отходов передаются от ОАО «Катанда» к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» МО Катандинского сельского поселения.

Должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении ОАО «Катанада» к административной ответственности установило, что основными образующимися отходами в ОАО «Катанда» являются мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (ТБО), отходы (мусор) от уборки территорий и помещений, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, отходы от автотранспорта и другие виды отходов, образующиеся во время уборки производственных и служебных помещений, производственной территории, при ремонте и техническом обслуживании автотранспорта, при ремонте зданий и помещений.

Согласно представленных в Росприроднадзор расчетов платы <данные изъяты>. Тем самым установлено, что одновременно с основной деятельностью ОАО «Катанда» осуществляет деятельность в области обращения с отходами.

ОАО «Катанда» привлечено к административной ответственности за совершение выявленных в ходе проверки нарушений обязательных требований законодательства в области обращения с отходами:

за ДД.ММ.ГГГГ. не предоставлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в нарушение требований ч. 3 ст. 18 Федерального закона об отходах, Приказа Минприроды России от 25.02.2010 г. № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»;

не разработаны паспорта отходов I-IV класса опасности в нарушение требований ст. 14 Федерального закона об отходах;

не ведется производственный контроль в области обращения с отходами, отсутствует порядок его осуществления, согласованный с уполномоченным органом, в нарушение ст. 26 Федерального закона об отходах;

не представлен в Управление Росприроднадзора отчет по форме 2-ТП (Отходы) за 2013 г. в нарушение требований ст. 11 Федерального закона об отходах;

ОАО «Катанда» не организован и не ведется учет образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов в нарушение требований ст. 19 Федерального закона об отходах;

отходы размещаются на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов в нарушение требований ч. 7 ст. 12 Федерального закона об отходах.

Исходя из положений части 1 статьи 1.5, статьи 26.11 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Должностным лицом органа, осуществляющего государственный экологический контроль, при вынесении постановления и решения было обоснованно установлено, что деятельность ОАО «Катанда» по эксплуатации объектов связана с обращением с отходами, что в свою очередь требует от юридических лиц соблюдения законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления, а также сделан правильный вывод о том, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами». Оценка доказательств была осуществлена должностным лицом на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, была дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Административное наказание государственным инспектором назначено в минимальном размере пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.

Исходя из вышеизложенного, судья считает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, а жалоба ОАО «Катанда» подлежит отклонению в полном объеме.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ч. 1 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ г., вынесенное специалистом-экспертом регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, государственным инспектором РФ по Алтайскому краю и Республике Алтай С.Н. о привлечении ОАО «Катанда» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ОАО «Катанда» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья              С.Н. Шатина

12-5/2015

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Судья
Плотникова Мария Владиковна
Дело на странице суда
ust-koksinsky.ralt.sudrf.ru
26.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее