Дело № год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ гор. Пермь
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
федерального судьи Толкушенковой Е.Ю.,
при секретаре Трушниковой Е.В.,
с участием истца Гашимова М.А.,
представителя ответчика Зебзеевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гашимова Ш.А. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми» о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Гашимов Ш.А. обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г.Перми» о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости, указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ истец Гашимов Ш.А. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г.Перми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании Протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управлением от ДД.ММ.ГГГГ. № истцу Гашимову Ш. А. было отказано в назначении пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия документального подтверждения права на пенсию.
Для назначения страховой пенсии по старости Гашимов Ш.А. представил трудовую книжку колхозника серия №, дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ. (трудовая книжка переведена с <данные изъяты> языка на русский язык, скреплена, подпись переводчика засвидетельствована нотариусом, заверена гербовой печатью и подписью нотариуса).
В соответствие с Протоколом в результате анализа трудовой книжки, представленной Гашимовым Ш.А. для назначения пенсии, установлено, что трудовая книжка не может быть принята к зачету, так как заполнена с нарушением правил ведения трудовых книжек колхозника.
С указанным Протоколом истец Гашимов Ш.А. не согласен.
Считает, что в соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015, подтверждением периодов работы истца Гашимова Ш.А. являются справка <адрес> средней профессионально-технической школы № от ДД.ММ.ГГГГ., архивная справка <адрес> государственного архива № от ДД.ММ.ГГГГ
Истец Гашимов Ш.А. также считает, что в нарушении ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ответчиком Управлением ПФР в Индустриальном районе г.Перми не была назначена страховая пенсия по старости со дня обращения истца за указанной пенсией. Истец Гашимов Ш.А. считает, что страховая пенсия по старости должна быть назначена со дня возникновения права на указанную пенсию в соответствии с п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания пенсионера.
С учетом ст. 8, ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Закона Пермского края от 31 октября 2017 года № 150-ПК "О величине прожиточного минимума пенсионера в Пермском крае для установления социальной доплаты к пенсии на 2018 финансовый год" с ответчика Управление ПФР в Индустриальном районе г.Перми подлежит взысканию в пользу истца Гашимова Ш.А. недополученная страховая пенсия по старости в размере 93 533 рублей.
Расчет задолженности: 11 (количество месяцев) х 8503 рубля (величина прожиточного минимума пенсионера) = 93 533 рубля.
ДД.ММ.ГГГГ. между Гашимовым Ш.A. (Заказчик) и юридическим центром «<данные изъяты> (Исполнитель), в лице И. был заключен договор на оказание юридических услуг № №. Стоимость услуг по договору (п. 3.1) составила 2 500 рублей. Оплата была произведена наличными денежными средствами ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 500 рублей, о чем свидетельствует квитанция №.
На основании изложенного просит признать незаконным Протокол заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г.Перми по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости; обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г.Перми назначить Гашимову Ш.А. с ДД.ММ.ГГГГ страховую пенсию по старости; взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Индустриальном районе г.Перми в пользу истца Гашимова Ш.А. недополученную страховую пенсию по старости в размере 93 533 рублей; судебные расходы в размере 2500 рублей, судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 3306 рублей.
Истец Гашимов Ш.А. в судебном заседании настаивает на удовлетворении исковых требований.
Представитель ГУ «Управление Пенсионного фонда в Индустриальном районе г.Перми» в судебном заседании с иском не согласен, считает требования истца необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Представлен письменный отзыв на иск, в котором просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, обозрев материалы пенсионного дела Гашимова Ш.А., исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Российской Федерации "О страховых пенсиях", вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г.
Республика Азербайджан участником какого-либо международного договора с Российской Федерацией по вопросам пенсионного обеспечения своих граждан не является.
Согласно Распоряжению Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов (письмо Минтруда России от 15 января 2003 г. N 88-16). Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Российской Федерации "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, в 2017 году продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, составляет восемь лет, наличие индивидуального пенсионного коэффициента в размере 11,4.
Согласно части 1 статьи 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.
В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» установление и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
При этом п.4 ст. 14 Закона 400-ФЗ установлено, что перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. На основании указанного положения Правительством Российской Федерации постановлением от 02.10.2014г. №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий.
Согласно пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Гашимов Ш.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда в Индустриальном районе г.Перми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ Гашимову Ш.А. отказано ввиду отсутствия документального подтверждения права на пенсию. Комиссия пришла к заключению, что принять трудовую книжку колхозника, справку от ДД.ММ.ГГГГ №, архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ № не представляется возможным.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гашимов Ш.А. вновь обратился в Управление Пенсионного фонда в Индустриальном районе г.Перми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С заявлением о назначении пенсии Гашимовым Ш.А. были представлены и рассмотрены следующие документы:
- паспорт гражданина РФ, выданный ДД.ММ.ГГГГ;
- диплом от ДД.ММ.ГГГГ, выданный <данные изъяты> сельскохозяйственным техникумом Минсельхоза <адрес> ССР;
- трудовая книжка колхозника №, дата заполнения ДД.ММ.ГГГГ;
- справка военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ №;
- архивная справка о стаже и заработной плате за период ДД.ММ.ГГГГ гг., выданная Национальным архивным управлением <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (сопроводительное письмо Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
- справка о стаже и заработной плате за период ДД.ММ.ГГГГ гг. <адрес> профессиональной школой имени <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № (сопроводительное письмо Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
- выписка из лицевого счета застрахованного лица, страховой № (дата регистрации в СПУ ДД.ММ.ГГГГ).
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ Гашимову Ш.А. отказано ввиду отсутствия необходимого индивидуального пенсионного коэффициента 11,4 для назначения пенсии.
Данным решением было установлено, что страховой стаж Гашимова Ш.А. по представленным документам составил 9 лет 4 месяца 14 дней. Для расчета пенсии в стаж включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа Азербайджан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа Азербайджан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа Азербайджан; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа Азербайджан.
Таким образом, поскольку указанные периоды работы истца были подтверждены представленными документами, право истца на включение в стаж указанных периодов пенсионным органом восстановлено, что свидетельствует о наличии продолжительности необходимого для назначения страховой пенсии по старости страхового стажа.
Между тем, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Гашимов Ш.А. на территории РФ не работал, страховые взносы не начислялись.
При разрешении заявленных требований суд исходит из того, что Республика Азербайджан участником какого-либо международного договора с Российской Федерацией по вопросам пенсионного обеспечения своих граждан не является, Гашимов Ш.А. добровольно взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации не вносил, а Российское законодательство приравнивает к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации уплату взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, которые вносились всеми предприятиями СССР, в состав которого до декабря 1991 года входила Республика Азербайджан.
При оценке права на страховую пенсию по старости, с учетом включенных пенсионным органом при рассмотрении заявления Гашимова Ш.А. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении пенсии, периодов трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и оценке представленных им документов, размер индивидуального пенсионного коэффициента Гашимова Ш.А. на момент обращения за пенсией по сведениям пенсионного фонда составит 10,536, что ниже установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента на 2017 год, а именно 11,4.
Поскольку с учетом переходных положений ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях" не образуется требуемой статьей 8 Закона совокупности продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, оснований для назначения истцу страховой пенсии на момент обращения в пенсионный орган на момент первоначального обращения (ДД.ММ.ГГГГ) не имеется.
Исходя из того, что в удовлетворении требований о признании незаконным протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ Гашимову Ш.А. отказано, и учитывая, что требования о взыскании недополученной страховой пенсии, взыскании судебных расходов являются производными от основного требования, суд не находит оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Гашимова Ш.А. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми» о признании незаконным протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученной страховой пенсии, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Толкушенкова Е.Ю.