Решение по делу № 33-4056/2016 от 04.02.2016

Судья Колесникова О.Д. Дело № 33-4056/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Чиченевой Н.А., Бирюковой Е.Ю.,

при секретаре Саховаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 февраля 2016 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 10 ноября 2015 года по административному делу по административному иску Чернышова А. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,

объяснения представителя Чернышова А.Н. – Акимова Д.А.,

установила:

Чернышов А.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 15 июня 2015 года он получил сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое здание общей площадью 1206,6 кв. м по адресу: Московская область, г. Щелково, <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты>. Отказ обоснован тем, что у государственного регистратора возникли сомнения в достоверности представленных документов.

Истец считает данный отказ незаконным, поскольку с 5 марта 2010 года он является собственником указанного нежилого помещения, а также двух земельных участков, на которых оно расположено.

15 февраля 2011 года Чернышовым А.Н. получено разрешение на строительство, в результате которого площадь объекта составила 1206,6 кв. м. 25 января 2012 года истцу выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Таким образом, истцом в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области был представлен полный пакет документов, устанавливающих наличие, возникновение, прекращение, переход права на недвижимое имущество. Отказ административного ответчика в государственной регистрации права немотивирован: неясно, какие именно документы вызвали сомнения у государственного регистратора.

На основании изложенного административный истец просил признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 15 июня 2015 года в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости; обязать Управление произвести государственную регистрацию права.

В судебном заседании представитель административного истца Токарев Э.Б. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Бабаева С.В. иск не признала.

Решением Щелковского городского суда Московской области от 10 ноября 2015 года административное исковое заявление Чернышова А.Н. удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Чернышов А.Н., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.

В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя Чернышова А.Н. – Акимова Д.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что административный истец Чернышов А.Н. на основании договора купли-продажи имущества от 25 января 2010 года является собственником нежилого здания гражданского назначения - оздоровительный комплекс, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 551,40 кв. м, инв. № <данные изъяты>, лит. Б, Б1, б, адрес объекта: Московская область, г. Щелково, <данные изъяты> (л.д. 9), а также земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под зданием магазина, общая площадь 573 кв. м, адрес объекта: Московская область, г. Щелково, <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> (л.д. 10).

Кроме того, Чернышову А.Н. на основании договора купли-продажи земельного участка от 11 сентября 2012 года <данные изъяты> принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для расширения существующего здания «Оздоровительный комплекс», общая площадь 255 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, г. Щелково, <данные изъяты>, кадастровый номер <данные изъяты> (л.д. 11).

Истцом была произведена реконструкция принадлежащего ему нежилого здания.

27 апреля 2015 года истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: кадастровый номер <данные изъяты>, нежилое здание, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 1206,6 кв. м, адрес: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, <данные изъяты>.

15 июня 2015 года в государственной регистрации права на указанный объект недвижимости было отказано на основании абз. 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» по причине того, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним 5 марта 2010 года за Чернышовым А.Н. зарегистрировано право собственности на здание, общая площадь которого составляет 551,40 кв. м; представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25 января 2015 года, однако в связи с возникшими сомнениями в достоверности сведений, содержащихся в представленных на государственную регистрацию документах, направлен соответствующий запрос, ответ на который не получен (л.д. 7-8, 43-44).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 122-ФЗ к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе:

проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;

правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ установлено, что правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:

документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;

не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

В соответствии с пунктами 13, 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу положений частей 1, 2, 4 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Согласно части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, непосредственно либо через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Из материалов дела следует, что при проведении в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 122-ФЗ правовой экспертизы представленных Чернышовым А.Н. документов регистратором были выявлены обстоятельства, препятствующие государственной регистрации заявленных прав, а именно: наличие противоречия с ранее зарегистрированными правами; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по своей форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Как указывалось ранее, 27 апреля 2015 года истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: кадастровый номер <данные изъяты> (предыдущий номер <данные изъяты>), нежилое здание – оздоровительный комплекс, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 1206,6 кв. м, адрес: Московская область, Щелковский район, г. Щелково, <данные изъяты>

Между тем, 5 марта 2010 года за Чернышовым А.Н. уже было зарегистрировано право собственности на нежилое здание гражданского назначения - оздоровительный комплекс, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 551,40 кв. м, инв. № <данные изъяты>, лит. Б, Б1, б, адрес объекта: Московская область, г. Щелково, <данные изъяты> (л.д. 9).

При таких обстоятельствах истцу следовало обратиться не с заявлением о государственной регистрации права собственности, а с заявлением о внесении изменений в данные об объекте недвижимости (в описание объекта).

Кроме того, у государственного регистратора возникли обоснованные сомнения в подлинности представленных Чернышовым А.Н. на государственную регистрацию прав Разрешения на строительство № <данные изъяты> от 15 февраля 2011 года и Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № <данные изъяты> от 25 января 2012 года, выданных администрацией городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области (л.д. 12-15), и достоверности указанных в них сведений, поскольку регистрационный номер муниципального образования городское поселение Щелково – <данные изъяты>. Данная информация является общедоступной.

Государственный регистратор предпринимал меры по проверке подлинности представленных на государственную регистрацию разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем государственная регистрация приостанавливалась, однако ответы на запросы из администрации Щелковского муниципального района Московской области до окончания срока приостановления регистрации не поступили.

Суд первой инстанции вышеуказанные обстоятельства не учел и постановил решение, не отвечающее нормам материального права.

С учетом изложенного постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Чернышовым А.Н. требований.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Щелковского городского суда Московской области от 10 ноября 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Чернышова А. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказ в государственной регистрации права отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-4056/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Чернышов А.Н.
Другие
УФСГРКиК
Суд
Московский областной суд
Судья
Чиченева Н.А.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
15.02.2016Судебное заседание
14.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2016Передано в экспедицию
15.02.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее