Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 06 июня 2016 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело №3а-309/16 по административному исковому заявлению Смеяна Е. А. о признании частично недействующим Регламента Совета депутатов города Долгопрудного Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов города Долгопрудного Московской области от 22 октября 2012 года №151-нр (в действующей редакции),
У С Т А Н О В И Л :
Смеян Е.А. – депутат Совета депутатов города Долгопрудный Московской области обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании частично недействующим муниципального правового акта - Регламента Совета депутатов города Долгопрудного Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов города Долгопрудного Московской области от 22 октября 2012 года №151-нр (в действующей редакции) (далее - Регламент). Административный истец просит признать недействующим положение статьи 20 Регламента, согласно которому: «Обращение депутатов признается депутатским запросом по решению Совета депутатов города, если содержание обращения имеет большое общественное значение».
В обоснование требований Смеян Е.А. ссылается на то, что оспариваемое положение Регламента противоречит Уставу города Долгопрудный Московской области, нормы которого гарантируют каждому депутату в связи с его депутатской деятельностью право направления обращений и запросов в администрацию города, а также к руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории города, и получение необходимой информации в установленный законом срок.
Административный истец полагает, что оспариваемой нормой неправомерно ограничиваются его права и гарантии как депутата представительного органа местного самоуправления, поскольку реализация депутатом своего права ставится в зависимость от мнения большинства всех депутатов Совета, что препятствует осуществлению его депутатской деятельности.
Представитель административного ответчика – Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области возражала против удовлетворения требований Смеяна Е.А., ссылалась на то, что оспариваемая норма полностью дублирует положения Устава города Долгопрудного, на несоответствие которому оспариваемого акта ссылается административный истец.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами в том числе через выборные органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ).
Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления регламентирован статьей 40 Федерального закона №131-ФЗ.
В соответствии с ч.1 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Согласно ч. 5.1 названной нормы гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Основы гарантий осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области определены Законом Московской области от 18 сентября 2009 года №107/2009-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области» (далее – Закон МО №107/2009-ОЗ).
Согласно статьи 1 Закона МО №107/2009-ОЗ гарантии осуществления полномочий депутатами, членами выборных органов и выборными должностными лицами устанавливаются уставами муниципальных образований Московской области в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
Статьей 2 Закона МО №107/2009-ОЗ депутату, члену выборного округа, выборному должностному лицу гарантируются условия, обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление своих полномочий. Должностные лица органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных учреждений Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, руководители организаций и общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории Московской области, к которым поступило обращение депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица по вопросам, связанным с осуществлением их полномочий, обязаны предоставить письменный ответ, а также необходимую информацию и документы не позднее одного месяца со дня получения обращения.
В городском округе Долгопрудный систему, компетенцию и порядок формирования органов местного самоуправления правовую, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения определяет Устав городского округа Долгопрудный, действующий в настоящее время в редакции, принятой решением Совета депутатов города Долгопрудного от 20 января 2016 года № 02-нр (далее - Устав).
Согласно ч. 4 статьи 3 Устава словосочетания «городской округ Долгопрудный Московской области», «городской округ Долгопрудный», «городской округ» и «город», «город Долгопрудный», «город Долгопрудный Московской области» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении муниципального образования, органов местного самоуправления, их полномочий, ответственности.
Устав города Долгопрудного – в соответствии с ч. 2 статьи 45 – является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории городского округа.
Частью 8 статьи 29 Устава города Долгопрудного Московской области (в действующей редакции) установлено, что депутаты Совета депутатов города Долгопрудного осуществляют свою деятельность в следующих формах:
1) участие в работе Совета депутатов в соответствии с Регламентом Совета депутатов города Долгопрудного Московской области;
2) обращения к должностным лицам органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, руководителям общественных объединений по вопросам местного значения;
3) участие в разработке проектов решений, принимаемых Советом депутатов, а также содействие населению в реализации права на правотворческую инициативу по вопросам местного значения.
4) встречи с избирателями, работа с их обращениями, информирование избирателей о своей деятельности и деятельности органов местного самоуправления городского округа Долгопрудный;
5) иные формы работы в соответствии с настоящим Уставом, федеральными законами, законами Московской области.
Гарантии осуществления полномочий депутата Совета депутатов города установлены статьей 30 Устава. Частью 1 данной статьи каждому депутату в связи с его депутатской деятельностью в том числе гарантировано:
1) право безотлагательного приема по вопросам депутатской деятельности должностными лицами администрации города, а также руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории городского округа;
2) право направления запросов и обращений в администрацию города, а также к руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории городского округа, и получение необходимой информации в установленный законом срок.
При этом Устав, гарантируя право депутата на указанные формы депутатской деятельности и корреспондирующую обязанность органов, руководителей организаций предоставить запрашиваемую информацию в установленный срок, не содержит определений понятий «обращение» и «депутатский запрос», не приводит правила их реализации.
Решением Совета депутатов города Долгопрудного от 22 октября 2012 года № 151-нр утвержден Регламент Совета депутатов города Долгопрудного Московской области, который определяет порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Совета депутатов города Долгопрудного Московской области, в том числе органов Совета депутатов (постоянных комиссий, временных рабочих комиссий, депутатских групп (фракций), аппарата Совета депутатов) по решению вопросов, находящихся в компетенции Совета.
В Регламент в период его действия вносились изменения, в настоящее время Регламент действует в редакции решения Совета депутатов от 19 ноября 2014 года №29-нр (опубликовано в официальном издании «Вестник-Долгопрудный» № 53 (451)-2, 19 ноября 2014 года).
Компетенция Совета депутатов города Долгопрудного по принятию Регламента Совета депутатов города Долгопрудного и процедура его принятия административным истцом не оспаривается.
В силу положений статьи 45 Устава Регламент, утвержденный решением Совета депутатов города Долгопрудного, входит в систему муниципальных правовых актов городского округа Долгопрудный, устанавливает правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Долгопрудный.
Согласно п. 2 статьи 20 Регламента каждому депутату Совета депутатов в связи с его депутатской деятельностью в числе иных прав гарантируется:
- право безотлагательного приема по вопросам депутатской деятельности должностными лицами администрации города, а также руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории города, по вопросам депутатской деятельности;
- право направления запросов и обращений в администрацию города, а также к руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории города, и получение необходимой информации в установленный законом срок. Обращение депутатов признается депутатским запросом по решению Совета депутатов города, если содержание обращения имеет большое общественное значение. Депутатский запрос должен быть оформлен по форме согласно приложению №1 к настоящему Регламенту и направлен адресату. Депутатский запрос должен быть мотивированным, ясным, отражать действительно острую, актуальную для города проблему, исходить из вопросов местного значения города и общественных интересов. Адресат, куда обращен депутатский запрос, не вправе отклонить его и оставить без ответа. Депутатский запрос рассматривается в течение 15 дней со дня его поступления. Письменный ответ на депутатский запрос оглашается главой города на заседании Совета депутатов или доводится до сведения депутатов Совета иным путем.
Проанализировав приведенные нормы Устава и Регламента о гарантиях деятельности депутата Совета суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца о противоречии оспариваемой нормы Регламента нормам Устава и о создаваемых оспариваемой нормой препятствиях для осуществления депутатских полномочий.
Статьей 30 Устава и статьей 20 Регламента установлены такие формы работы депутата Совета как обращение и депутатский запрос, которые направляются в администрацию города, а также к руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории города, и получение необходимой информации в установленный законом срок.
Как следует из содержания приведенных норм обе указанные формы депутатской деятельности: обращение депутата и депутатский запрос - имеют целью получение от компетентного адресата на территории муниципального образования информацию по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, необходимую для работы депутата.
При этом, как следует из оспариваемого положения статьи 20 Регламента, депутатский запрос, признаваемый таковым по решению представительного органа, в который входит депутат, - это особая форма обращения депутата, применяемая в тех случаях, когда содержание запрашиваемой информации по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа муниципального образования, имеет большое общественное значение. Предусмотрен сокращенный срок для рассмотрения обращения в виде депутатского запроса – пятнадцать дней, в отличие от срока рассмотрения обращения депутата – не позднее одного месяца со дня получения обращения.
В статье 30 Устава названы гарантии осуществления полномочий депутата Совета депутатов города, при этом ч. 8 статьи 29 Устава установлено, что депутаты Совета депутатов осуществляют свою деятельность в соответствии с Регламентом Совета депутатов города Долгопрудного.
В Регламенте – муниципальном правовом акте городского округа Долгопрудный – содержатся правила и процедуры, определяющие порядок деятельности представительного органа муниципального образования – Совета депутатов города Долгопрудный, в том числе порядок деятельности входящих в представительный орган депутатов при решении вопросов, отнесенных к ведению Совета. В том числе в Регламенте Совета депутатов города Долгопрудного установлены процедуры, связанные с формой и порядком обращения с депутатским запросом.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статьи 20 Регламента, так же как установлено Законом МО №107/2009-ОЗ и Уставом города Долгопрудного, каждому депутату в связи с его депутатской деятельностью гарантируется, в числе других прав, право направления обращений в администрацию города, а также к руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории города, и получение необходимой информации в установленный законом срок.
Установление специальной процедуры депутатского запроса не препятствует депутату осуществлять депутатскую деятельность ни в форме депутатского обращения ни в форме депутатского запроса. Административный истец, участвуя в работе Совета депутатов, вправе внести на заседание Совета обращение для признания его депутатским запросом.
Установление гарантий деятельности депутата муниципального образования является дискреционным полномочием представительного органа муниципального образования, самостоятельно решающего вопросы об условиях осуществления депутатами этого органа своей деятельности.
Закрепленная в статье 20 Регламента Совета депутатов города Долгопрудного такая гарантия деятельности депутата как депутатский запрос в порядке, установленном данной статьей, не противоречит Федеральному закону №135-ФЗ, Уставу города Долгопрудного, согласуется с конституционным принципом самостоятельности местного самоуправления.
Ссылка административного истца - в обоснование своей позиции - на соответствующие положения Федерального закона от 08 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не может быть признана обоснованной, так как в данном случае гарантии осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования устанавливаются иным законодательством. При этом федеральным законодательством не закреплены единые для федерального парламента и органов муниципальных образований гарантии депутатской деятельности.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Смеяну Евгению Александровичу в удовлетворении заявленных требований о признании частично недействующим Регламента Совета депутатов города Долгопрудного Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов города Долгопрудного Московской области от 22 октября 2012 года №151-нр (в действующей редакции).
На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья подпись Найденова Л.А.