Дело № 2а-2439\2016 ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2016 года г.Саров
Саровский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего - судьи Тагиной Л.Н.
при секретаре- Аниськиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда Нижегородской области административное дело по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области к Фонду «Доступное жилье» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ :
Административный истец - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Фонда «Доступное жилье», мотивируя свои требования тем, что некоммерческие организации должны предоставлять в уполномоченный орган документы, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» по формам, утвержденным приказом Минюста России от 29 марта 2010 года № 72, и в сроки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212, однако административный ответчик соответствующие документы за 2014-2015 годы не предоставил. 26 мая 2015 года ответчик был привлечен к административной ответственности по ст. 19. 7 КоАП РФ. 11 сентября 2015 года в адрес Фонда было направлено предупреждение. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
В судебное заседание представитель административного истца ГУ Министерства юстиции РФ по Нижегородской области не явился, извещен надлежащим образом, в исковом заявление заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного истца.
Представитель административного ответчика Фонда «Доступное жилье» в судебное заседание не явился. Директор Фонда Дидиченко Е.Ю., имеющий право выступать от имени Фонда без доверенности, извещен в соответствии с ч. 3 ст. 264 КАС РФ надлежащим образом, заявлений и ходатайств от него не поступило.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 263 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Пунктом 1.1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
Федеральным органом исполнительной власти в области юстиции является Министерство юстиции Российской Федерации (п. 1 и подп. 3 п. 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации").
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 25 ( в ред.от 20 октября 2016 года ) утверждено Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 66,68 части 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и п. 2 Перечня уполномоченным органом по отношению к административному ответчику в настоящее время является Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области.
Административное исковое заявление подписано начальником Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области ( приказ о назначении Т начальника предоставлен), который уполномочен без доверенности представляет интересы Главного управления в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и перед третьими лицами ( раздел III, пункт 8, подпункт 4).
Статьей 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (пункт 1); некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3).
Из материалов дела следует, что Фонд «Доступное жилье» является некоммерческой организацией, учредителями которого являются Нижегородское региональное отделение всероссийской политической партии « Единая Россия» и общество с ограниченной ответственностью «Стройинвест НН».
Запись о Фонде «Доступное жилье» в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 25 сентября 2004 года, государственный регистрационный №,
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 12 сентября 2016 года директор Фонда является Д, адрес (места нахождения) : 607190 Нижегородская область, город Саров, проспект ...
Как вино из свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Фонд «Доступное жилье» решение о государственной регистрации принято 25 сентября 2004 года, учетный №.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
В силу пп. "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N№ "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Некоммерческая организация представляет указанные документы в уполномоченный орган (его территориальный орган) непосредственно или в виде почтового отправления с описью вложения.
Формы отчетов утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" (зарегистрирован в Минюсте РФ 09 апреля 2010 года N 16857).
Из материалов дела следует, что Фонд « Доступное жилье» не предоставил в Главное управление Министерства РФ по Нижегородской области отчета 2014 год, в связи с чем 25 мая 2015 года был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ., ответственность по которой наступает, в то числе и за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Саровского судебного района Нижегородской области от 26 июня 2015 года юридическое лицо Фонд «Доступное жилье» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
08 октября 2015 года указанное постановление направлено в Саровский районный отдел УФССП по Нижегородской области для исполнения.
Кроме того, после выявления указанного нарушения законодательства РФ - непредоставление документов, указанных в статье 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях», за 2014 год, уполномоченным должностным лицом Главного управления Министерства юстиции РФ по Нижегородской области в соответствии с положениями п. 5 ч. 5 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", п.п. 5 п. 6 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2011 года №, 11 сентября 2015 года вынесено письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения- до 20 октября 2015 года.
Сведений о предоставлении документов в указанный в предупреждении срок в распоряжение суда не предоставлено.
Более, соответствующие документы за 2015 года Фонд « Доступное жилье» в Главное управление Министерства РФ по Нижегородской области также не предоставил.
В силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Исходя из предоставленных доказательств, судом установлен факт неоднократности непредставления некоммерческой организацией документов, которые она обязана предоставлять в уполномоченный орган в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и другими федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 ГК РФ.
В соответствии с п. 7 ст. 3 указанного Федерального закона учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Пункт 8 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ предусмотрено, что со дня его вступления в силу к созданным до дня его вступления в силу общественным и благотворительным фондам применяются нормы гл. 4 ГК в новой редакции о фондах (ст. 123.17 - 123.20).
Основания для ликвидации юридического лица установлены ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, Фонда - ст. 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ( в редакции на день рассмотрения дела) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 ГК РФ предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в них доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что Фондом «Доступное жилье» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято, доказательств того, что указанная организация ведет какую-либо в качестве юридического лица, не представлено.
Учитывая указанные обстоятельства, суд находит заявленные требования о ликвидации Фонда подлежащими удовлетворении.
Исходя из положений ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 21 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. С учетом изложенного, подлежат удовлетворению и исковые требования об исключении сведений об организации из Единого государственного реестра юридических лиц; сведения о юридическом лице подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в установленном действующим законодательством порядке.
При этом, по смыслу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. ст. 176-180, 264, 265 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административные исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области к Фонду «Доступное жилье» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить в полном объеме.
Ликвидировать Фонд «Доступное жилье», расположенный по адресу : 607190 Нижегородская область, город Саров, проспект ..., директор Д.
Исключить Фонд «Доступное жилье» (...) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 30 ноября 2016 года.
Председательствующий п\п Л.Н.Тагина
...
Судья Л.Н.Тагина