ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 08 мая 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Митьковой М.В.
при секретаре Нурмухаметовой Р.Р.,
с участием помощника Марийского межрайонного природоохранного прокурора Габдуллина Т.М., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки М. Толмань, о возложении обязанности по обеспечению установления границ водоохраной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки М. Толмань,
УСТАНОВИЛ:
Марийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением, указанным выше, просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ, выразившееся в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохранной зоны и прибрежной полосы реки М. Толмань посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пресечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан, возложить на Министерство в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу обязанности по размещению на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пресечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки исполнения органами государственной власти Республики Марий Эл законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов установлено бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ, выразившееся в не установлении границ водоохранной зоны и прибрежной полосы реки М. Толмань непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на информирование о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности, о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком вверенных Российской Федерацией полномочий по охране водного объекта.
В судебном заседании помощник Марийского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности Габдуллин Т.М. административный иск поддержал по доводам, изложенным выше.
Представитель административного ответчика Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, согласно которому административный иск признал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо Федеральное агентство водных ресурсов в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (пункт 18 статьи 65 Водного кодекса РФ).
Применительно к приведенному правовому регулированию и установленным по делу обстоятельствам лицом, ответственным за установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе, посредством специальных информационных знаков, является Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл.
Из материалов дела усматривается, что Марийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов Республики Марий Эл, в ходе которой установлено, что работа по установлению границы водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы водного объекта реки М.Толмань Республики Марий Эл не проведена. При этом выявленные нарушения могут повлечь за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Прокурорской проверкой также установлено, что данные о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки М. Толмань Республики Марий Эл в государственном водном реестре отсутствуют, специальные информационные знаки об установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос данного водного объекта на местности не размещены.
Доказательств того, что обязанность по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на момент рассмотрения дела исполнена, не представлено.
Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл с административным иском согласилось.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствие обозначения на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе, посредством специальных информационных знаков, свидетельствует о необеспечении информирования граждан, организаций об ограничении деятельности на водном объекте, его правовом режиме, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком вверенных Российской Федерацией полномочий по охране водного объекта.
В силу положений статьи 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки М.Толмань, о возложении обязанности по обеспечению установления границ водоохраной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки М.Толмань в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Марийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании незаконным бездействия в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки М. Толмань, о возложении обязанности по обеспечению установления границ водоохраной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки М. Толмань удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл, выразившееся в не установлении на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохранной зоны и прибрежной полосы реки М. Толмань посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пресечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Возложить на Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл в течение 3 (трех) лет со дня вступления решения суда в законную силу в отношении реки М. Толмань обязанность по размещению на всем протяжении в пределах Республики Марий Эл водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пресечения водных объектов с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Митькова
Мотивированное решение
составлено 13.05.2019 года