Дело № 2-361/2018 Мотивированное решение составлено 07 марта 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2018 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре Разживиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Красноперекопского района города Ярославля в защиту прав неопределенного круга лиц к АО «Ярославский завод силикатного кирпича» о надлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны
У с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Красноперекопского района города Ярославля в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «ЯЗСК» о надлежащем содержании защитного сооружения гражданской обороны (сокращенно - ЗС ГО). В обоснование требований указано на то, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между АО «ЯЗСК» и ОРГАНИЗАЦИЯ1 заключен договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по условиям которого предприятие АО «ЯЗСК» принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе защитные сооружения гражданской обороны - убежище № 096. На убежище разработан паспорт, который заверен организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В соответствии с договором предприятие обязуется сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре.
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; основной задачей в области гражданской обороны является, в том числе, предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне. Согласно ст. 6 Федерального закона №28-ФЗ порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России
от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Согласно п. 1.2, 2.1 и 2.2 Правил Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО. Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, главных управлениях МЧС России по субъектам РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при изменении типа ЗС ГО; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.
В соответствии с пунктом 2 раздела III приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 решения о приватизации предприятий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке органами государственной власти с учетом заключения соответствующего штаба (комитета) по делам ГО и ЧС; Объекты и имущество ГО, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов РФ, министерств, ведомств и организаций РФ с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища ГО; специализированные складские помещения для хранения имущества ГО; имущество ГО. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества ГО, а также на выполнение мероприятий ГО.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 указанных Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию, организуют выполнение спланирован-ных работ. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся. В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий: по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов; по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению; по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам ГО и ЧС.
В соответствии с пунктом 3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В ходе проведенной 19.12.2017г. прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактики работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по ЯО проверки установлено, что АО «ЯЗСК» не обеспечена готовность указанного защитного сооружения к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В нарушение п.п. 5.2.1, 5.2.2 Правил защитных сооружений гражданской обороны текущий ремонт защитного сооружения гражданской обороны в установленные сроки не проводится. В ЗС ГО требуется покраска стен и трубопроводов водоснабжения и канализации; в нарушение п. 4.2.2 Правил оценка технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств ограждающих конструкций ЗС ГО не проводится; в нарушение п. 3.2.10 Правил допускается окрашивание резиновых деталей уплотнения металлических дверей ЗС ГО; в нарушение п. 3.2.17 Правил герметические клапаны, установленные до и после фильтров поглотителей и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода не опечатаны; в нарушение п. 3.2.24 Правил санузлы, не используемые в хозяйственных целях не закрыты и не опечатаны; в нарушение п. 3.2.2 Правил в санузлах частично демонтированы краны (смесители) водопровода; в нарушение п. 4.3.11, 4.3.10 Правил не проводятся испытания ЗС ГО на герметичность и подпор воздуха; в нарушение п. 4.3.1, 4.3.3 не проводится оценка технического состояния систем фильтровентиляции. Фильтры ФПУ - 200 имеют следы коррозии, требуют замены; в нарушение п. 1.4,1.5 Правил звено по обслуживанию ЗС ГО не оснащено в соответствии с нормами табелизации; в нарушение п. 6.1.1 Правил ЗС ГО не оснащено инвентарем, приборами, имуществом, инструментом и ремонтными материалами, необходимыми для укомплектования защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Перечнем комплектования ЗС ГО. В защитном сооружении гражданской обороны отсутствует документация на рабочих местах, предусмотренная разделом 3.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583. В нарушение п. 3.2.3 Правил аварийный выход из ЗС ГО заблокирован (засыпан песком); в нарушение п. 3.2.4 Правил во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери не в открытом положении на подставках, которые должны прикрываться съемными легкими экранами или щитами; в нарушение п. 4.5.1 Правил оценка технического состояния системы водоснабжения и канализации не осуществляется путем оценки работоспособности вентилей, задвижек, кранов, насосов, трубопроводов и магистралей. На трубопроводах и канализации имеются следы коррозии.
Несоблюдение указанных требований законодательства влечет также нарушение требований ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которой противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это в том числе деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма. В силу п. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании; юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Отсутствие надлежащего функционирования защитного сооружения гражданской обороны, препятствует обеспечению защиты населения на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в том числе от проявления угроз террористического характера, способствуют увеличению потенциального количества пострадавших в указанных ситуациях.
Прокурор обратился в суд с указанным иском.
Все лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании прокурор - старший помощник прокурора Красноперекопского района г. Ярославля Новожилов А.А. поддержал исковые требования по основаниям заявления, уточнив, что срок производства работ по иску возможно установить 1 год, а не 6 месяцев, как первоначально указывалось в заявлении.
Представители ответчика по доверенностям Пластинина Е.А., Салова А.А. по итогу судебного заседания не возражали против удовлетворения требований истца, с учетом утонения прокурором срока производства работ по иску. Полномочий от ответчика на признание иска данные представители ответчика не имеют.
Третье лицо МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях представило в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третье лицо ГУ–МЧС России по ЯО в лице своего представителя участия в судебном заседании не приняло, мнения по иску не представило, процессуальных ходатайств по делу не заявило.
По правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения участников судебного заседания, дело рассмотрено при имеющейся явке участников.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в их достаточной для разрешения дела совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования являются законными, обоснованными, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА между АО «ЯЗСК» и ОРГАНИЗАЦИЯ1 заключен договор НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в соответствии с условиями которого, предприятие ОАО «ЯЗСК» (в настоящее время АО «ЯЗСК») принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе защитное сооружение гражданской обороны (убежище № 096) класса А-III-200, № 226 по реестру: отдельно стоящее здание (заглубленное в грунт, общей площадью 155 кв.м), в том числе системы: отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и вентиляции, находящееся на территории ОАО «ЯЗСК» по адресу: АДРЕС.
Согласно пункту 1 Договора предприятие обязуется сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре.
На убежище разработан паспорт, который заверен организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования.
В соответствии с пунктом 3.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В ходе проведенной 19.12.2017г. прокуратурой Красноперекопского района г. Ярославля с привлечением специалиста отдела надзорной деятельности и профилактики работы по г. Ярославлю ГУ МЧС России по ЯО проверки установлено, что АО «ЯЗСК» не обеспечена готовность защитного сооружения по иску к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
В нарушение п.п. 5.2.1, 5.2.2 Правил защитных сооружений гражданской обороны текущий ремонт защитного сооружения гражданской обороны в установленные сроки не проводится. В ЗС ГО требуется покраска стен и трубопроводов водоснабжения и канализации; в нарушение п. 4.2.2 Правил оценка технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств ограждающих конструкций ЗС ГО не проводится; в нарушение п. 3.2.10 Правил допускается окрашивание резиновых деталей уплотнения металлических дверей ЗС ГО; в нарушение п. 3.2.17 Правил герметические клапаны, установленные до и после фильтров поглотителей и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода не опечатаны; в нарушение п. 3.2.24 Правил санузлы, не используемые в хозяйственных целях не закрыты и не опечатаны; в нарушение п. 3.2.2 Правил в санузлах частично демонтированы краны (смесители) водопровода; в нарушение п. 4.3.11, 4.3.10 Правил не проводятся испытания ЗС ГО на герметичность и подпор воздуха; в нарушение п. 4.3.1, 4.3.3 не проводится оценка технического состояния систем фильтровентиляции. Фильтры ФПУ - 200 имеют следы коррозии, требуют замены; в нарушение п. 1.4,1.5 Правил звено по обслуживанию ЗС ГО не оснащено в соответствии с нормами табелизации; в нарушение п. 6.1.1 Правил ЗС ГО не оснащено инвентарем, приборами, имуществом, инструментом и ремонтными материалами, необходимыми для укомплектования защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с Перечнем комплектования ЗС ГО. В защитном сооружении гражданской обороны отсутствует документация на рабочих местах, предусмотренная разделом 3.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002 г. № 583. В нарушение п. 3.2.3 Правил аварийный выход из ЗС ГО заблокирован (засыпан песком); в нарушение п. 3.2.4 Правил во входах, используемых в мирное время, защитно-герметические и герметические ворота и двери не в открытом положении на подставках, которые должны прикрываться съемными легкими экранами или щитами; в нарушение п. 4.5.1 Правил оценка технического состояния системы водоснабжения и канализации не осуществляется путем оценки работоспособности вентилей, задвижек, кранов, насосов, трубопроводов и магистралей. На трубопроводах и канализации имеются следы коррозии.
Не оспорен довод иска о том, что несоблюдение указанных требований законодательства влечет также нарушение требований ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», направленного на обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Обязанность обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № 096 (ранее № 226), расположенного по адресу: АДРЕС, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, возникла у ОАО «ЯЗСК» в силу договора НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Установление решением суда срока для исполнения ответчиком действий по исполнению решения суда соответствует положениям части 2 ст.206 ГПК РФ. Срок устанавливается с учетом значительного объема требуемых работ.
При таких обстоятельствах, уточненные требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме. Оснований для другого вывода по делу не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 12, 56, 57, 103 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Красноперекопского района города Ярославля удовлетворить:
Обязать акционерное общество «Ярославский завод силикатного кирпича» в течение 1 года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить готовность защитного сооружения гражданской обороны № 096 (ранее № 226), расположенного по адресу: АДРЕС, к приему укрываемых в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, в том числе:
- провести окраску стен и трубопроводов водоснабжения и канализации;
- провести оценку технического состояния ограждающих конструкций и защитных устройств ограждающих конструкций ЗС ГО;
- произвести замену резиновых деталей уплотнения металлических защитно-герметических дверей;
- опечатать герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода;
- опечатать санузлы, не используемые в хозяйственных целях;
- установить краны (смесители) водопровода в санузлах;
- провести испытания ЗС ГО на герметичность и подпор воздуха;
- провести оценку технического состояния систем фильтровентиляции;
- осуществить замену фильтров ФПУ-200;
- оснастить звено по обслуживанию ЗС ГО в соответствии с нормами табелизации;
- обеспечить защитное сооружение имуществом, инвентарём, противопожарным инвентарём, необходимым для укомплектования на расчетное количество укрываемых согласно приложению №18 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002г. N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;
- обеспечить наличие в ЗС ГО на рабочих местах документации, предусмотренной разделом 3.6 Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002г. № 583.
- обеспечить беспрепятственный доступ к аварийному выходу из ЗС ГО;
- обеспечить содержание защитно-герметических и герметических ворот во входах защитного сооружения в открытом положении на подставках, которые должны прикрываться съемными легкими экранами или щитами;
- провести оценку технического состояния системы водоснабжения и канализации путем оценки работоспособности вентилей, задвижек, кранов, насосов, трубопроводов и магистралей.
Взыскать с АО «Ярославский завод силикатного кирпича» в бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.Г. Красноперова