Решение по делу № 2а-2348/2018 ~ М-2393/2018 от 05.10.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Усть-Илимск Иркутской области 20 ноября 2018 года

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующий судья Третьяков М.С.,

при секретаре судебного заседания Мутасовой А.Ю.,

с участием представителя административного истца Боброва С.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2348/2018 по иску Муниципального казенного учреждения «Центр Бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» к Государственной инспекции труда в Иркутской области о признании незаконным и отмене предписания,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование представитель истца указал, что на основании распоряжения № 38/12-2736-18-И от 26.06.2018 года в МКУ «Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» Государственной инспекцией труда в Иркутской области была проведена внеплановая выездная проверка с 28.06.2018 по 04.07.2018. По результатам проверки был составлен акт проверки от 04.07.2018 и предписание № 38/12-3704-18-И от 03.09.2018 об устранении нарушений ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100, ст. 133.1, п. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ. Указанные документы были направлены в адрес истца 12.09.2018 и получены 27.09.2018. Считает, что выдача акта проверки и предписания через несколько месяцев после проведения проверки неправомерна, а результаты проверки не могут являться доказательством нарушения истцом обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене. Действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующим порядок проведение проверок установлено, что акт проверки и предписание должны быть составлены и вручены проверяемому лицу непосредственно после завершения проверки, то есть не позднее последнего дня её проведения. Вручение акта проверки в более поздние сроки возможно лишь в случаях, когда для составления такого акта необходимо получение заключения по результатам проведенных исследований и экспертиз. Несвоевременное вручение акта проверки и предписания создают препятствия к осуществлению истцом прав, свобод и реализации законных интересов, а именно прав на своевременное обращение в судебные органы и в вышестоящий в порядке подчиненности орган. Также нарушение установленных законом сроков вручения указанных документов привело к неисполнимости требования государственного инспектора об устранении нарушений ст. 133.1 ТК РФ. Устранение данного нарушения в срок до 15.10.2018 в виду специфики бюджетного процесса невозможно без нарушения бюджетного законодательства. Просит предписание государственного инспектора труда в Иркутской области № 38/12-3704-18-И от 3 сентября 2018 года признать незаконным и отменить.

Согласно письменных возражений представителя административного ответчика требования не признают, указывают, что проверка проводилась строго в рамках действующего законодательства. Никаких действий за пределами сроков проведения проверки, установленных распоряжением от 26.06.2018 не проводилось. Акт проверки составлен 04.07.2018, то есть в сроки, установленные ФЗ № 294-ФЗ и направлен в адрес юридического лица 12.09.2018. Таким образом, руководитель учреждения не был лишен возможности быть ознакомленным с результатами проверки, а также имел возможность обжаловать таковые в установленные законом сроки. Доводы истца о невозможности исполнения предписания в силу специфики бюджетного процесса считают несостоятельными. Просит в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав в совокупности, пояснения сторон, письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно со ст. 218 КАС РФ граждане, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании действий (решения) должностного лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суду надлежало установить следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, которым подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, как установлено частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Статьей 353 ТК РФ установлено, что федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 875 от 01 сентября 2012 года утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которым определены полномочия, предмет, основания, порядок, сроки, последовательность осуществления государственного надзора в сфере труда.

Согласно пункту 4 Положения предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Частями 1, 4 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Подпунктом 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что по фактам, выявленным при проведении проверки, выдается предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Как следует из материалов дела 26 июня 2018 года руководителем ГИТ в Иркутской области издано распоряжение № 38/12-2736-18-И о проведении внеплановой документарной проверки в отношении МКУ «Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Начало проведения проверки 26 июня 2018 года, окончание не позднее 23 июля 2018 года.

Директор МКУ «Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» ознакомлен с распоряжением о проведении внеплановой проверки 27.06.2018.

С целью проведения проверки в МКУ «Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» истребован перечень документов.

04 июля 2018 года государственный инспектор труда Шпилевая Н.Н. по результатам проведенной проверки составила акт, которым установлено: нарушение ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, допущенное при начислении заработной платы работникам учреждения (42 работника), ниже, чем это установлено Региональным соглашением Иркутской области от 26.01.2017; нарушение ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100 Трудового кодекса РФ отсутствие в трудовых договорах, локальных нормативных актах продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня, время начала и окончания работы, время перерывов, число смен в сутки; нарушение ч. 9 ст. 136, ст. 140 Трудового кодекса РФ; нарушение п. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.

03 сентября 2018 года в отношении МКУ «Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» вынесено предписание N 38/12-3704-18-И, которым Инспекцией возложена обязанность:

в срок до 15 октября 2018 года устранить нарушения ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, допущенное при начислении заработной платы ниже, чем это установлено Региональным соглашением Иркутской области от 26.01.2017 в отношении указанного списка работников;

в срок до 15 октября 2018 года устранить нарушения ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100 Трудового кодекса РФ – установить в Правилах внутреннего трудового распорядка, действующих у работодателя, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня, время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки;

в срок до 31 декабря 2018 года устранить нарушения п. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ провести специальную оценку условий труда на рабочих местах работников;

в срок до 31 декабря 2018 года по результатам СОУТ, установить дополнительным соглашением условия труда на рабочих местах работников в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ.

Копия акта проверки от 04 июля 2018 года и предписание N 38/12-3704-18-И от 03 сентября 2018 года направлены в адрес юридического лица заказным письмом 12 сентября 2018 года и получены представителем МКУ «Центр бюджетного учет и обслуживания учреждений культуры» 27 сентября 2018 года.

Как следует из части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Исковое заявление МКУ «Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» поступило в Усть-Илимский городской суд 05 октября 2018 года, в установленный десятидневный срок, со дня получения предписания представителем истца.

Как следует из административного искового заявления, пояснений представителя истца акт проверки от 04.07.2018 и предписание от 03.09.2018 по существу установленных трудовой инспекцией нарушений МКУ «Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» не оспаривается. Более того, из пояснений представителя истца следует, что пункты предписания № 2, 3, 4 учреждение фактически исполнило. Административный истец в обоснование требования о признании предписания незаконным указывает на наличие грубых нарушений требований законодательства в виде несвоевременного вручения акта проверки и предписания, что создает препятствия к осуществлению истцом прав, свобод и реализации законных интересов, а именно прав на своевременное обращение в судебные органы. Также указывает, что нарушение установленных законом сроков вручения указанных документов привело к неисполнимости требования государственного инспектора об устранении нарушений ст. 133.1 ТК РФ, поскольку устранение данного нарушения в срок до 15.10.2018 в виду специфики бюджетного процесса невозможно без нарушения бюджетного законодательства.

Между тем, как было установлено в судебном заседании право административного истца на своевременное обращение в судебные органы за защитой своих прав, свобод и законных интересов не было нарушено, поскольку предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его получения, что и было сделано административным истцом, путем подачи искового заявления в суд.

Непосредственно акт проверки от 04.07.2018 не может быть предметом самостоятельных требований, поскольку не нарушает прав МКУ «Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры», не создает препятствия к осуществлению его прав, не возлагает какой-либо обязанности или ответственности на учреждение. Сам по себе акт не является распорядительным документом, нарушающим какие-либо права и свободы проверяемого лица, создающим препятствия к их осуществлению, возлагающим какие-либо обязанности на проверяемое лицо, а также привлекающим проверяемое лицо к ответственности. Акт проверки также не имеет признаков ненормативного правового акта либо решения органа, наделенного публичными полномочиями, а лишь фиксирует результаты контрольных мероприятий, выявленные в период проведения проверки. Кроме того, частью 12 статьи 16 Закона N 294-ФЗ предусмотрена возможность проверяемому лицу представить в 15-дневный срок, со дня получения, письменные возражения на акт проверки в целом или его части, однако как следует из материалов дела, отсутствуют доказательства того, что учреждение с 27.09.2018 подавало в Государственную инспекцию труда в Иркутской области такие возражения.

Доводы административного истца о наличии грубых нарушений законодательства со стороны ответчика относительно организации и проведения проверок, в части непредставления акта проверки в сроки, установленные ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, вследствие чего их результаты не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, суд находит несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля (часть 4 статьи 16 Закона N 294-ФЗ).

Из материалов дела следует, что акт проверки был составлен 04.07.2018, непосредственно после проведения проверки, направлен Государственной инспекцией труда в Иркутской области 12.09.2018 в адрес МКУ «Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» почтовой связью и получен им 27.09.2018.

Кроме того, суд исходит из того, что, в целом, само по себе нарушение порядка представления проверяемому лицу акта проверки (несвоевременное его вручение) не свидетельствует о неисполнении государственным органом обязанности по его представлению, в связи с чем, не влечет признание результатов проведенной проверки недействительными.

Согласно части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе частью 4 статьи 16 указанного Закона (в части непредставления акта проверки).

Руководствуясь применительно к фактическим обстоятельствам дела положениями статей 16 и 20 Закона N 294-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что материалами дела не подтверждается факт грубого нарушения Государственной инспекцией труда в Иркутской области требований, предъявляемых к организации и проведению проверки, которое влечет отмену ее результатов.

Доводы представителя административного истца о невозможности устранения данного нарушения в срок до 15.10.2018 в виду специфики бюджетного процесса, суд находит подлежащим отклонению, поскольку в подтверждение указанных доводов истцом не представлено соответствующих доказательств. Кроме того, данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания, а только влияют на порядок и сроки его исполнения, а учреждение, в свою очередь, не лишено возможности обратится в государственный орган с соответствующим заявлением о продлении сроков исполнения предписания.

При таких обстоятельствах, учитывая, что при проведении проверки государственным инспектором труда были установлены нарушения работодателем трудового законодательства, наличие которых истцом в судебном заседании не оспаривалось, суд приходит к выводу, что Государственная инспекция труда в Иркутской области действовала в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением положений и требований, установленных Трудовым кодексом РФ, Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем, признаёт не подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании незаконным и отмене предписания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд


РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Муниципального казенного учреждения «Центр Бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры» к Государственной инспекции труда в Иркутской области о признании незаконным и отмене предписания, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: М.С. Третьяков

2а-2348/2018 ~ М-2393/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Муниципальное казенное учреждение "Центр бюджетного учета и обслуживания учреждений культуры"
Ответчики
Государственная инспекция труда Иркутской области
Суд
Усть-Илимский городской суд
Судья
Третьяков М.С.
05.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
08.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2018[Адм.] Судебное заседание
06.11.2018[Адм.] Судебное заседание
06.11.2018[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
20.11.2018[Адм.] Судебное заседание
25.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2018[Адм.] Дело оформлено
26.12.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее