Решение по делу № 2-1266/2019 ~ М-700/2019 от 12.02.2019

Дело №2-1266/2019

64RS0045-01-2019-000667-78

Решение

Именем Российской Федерации

09 апреля 2019 года г. Саратов

Кировский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Шевчука Г.А.,

при секретаре Поляковой А.С.,

при участии представителя истца помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Балашова Саратовской области в защиту прав и законных интересов Стручалиной ФИО6 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме,

установил:

заместитель прокурора г. Балашова Саратовской области в защиту прав и законных интересов Стручалиной Н.В. обратился в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее – НО «Фонд капитального ремонта») о понуждении организовать проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обосновывая свои требования тем, что прокуратурой города по поступившему обращению Стручалиной Н.В. проведена проверка исполнения НО «Фонд капитального ремонта» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Установлено, что Стручалина Н.В. проживает по адресу: Саратовская область,
г. Балашов, ул. Романова, д. 17 А, <адрес>.

Законом Саратовской области №103-ЗСО от 27 июня 2013 года «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области - регионального оператора.

Региональный оператор создан распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года № 171-Пр.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.

Распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018-2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту крыши данного многоквартирного дома.

Однако работы по капитальному ремонту крыши в указанном многоквартирном доме не начинались до настоящего времени, в том числе, в связи с отсутствием подрядной организации, привлеченной ответчиком для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту.

При этом, необходимость проведения капитального ремонта кровли указанного дома в кратчайшие сроки подтверждается следующими фактическими обстоятельствами, установленными в ходе проверки.

Так, прокуратурой города совместно с ООО «Балашовская ЖЭК», осуществляющим управление указанным многоквартирным домом, проведено обследование технического состояния жилого дома № 17 А по ул. Романова
г. Балашова. Обследование показало, что указанный многоквартирный дом введен в эксплуатацию в 1976 году, крыша дома на момент проверки находится в неудовлетворительном состоянии.

По результатам проведенного осмотра составлен акт от 31 января 2019 года.

Не проведение капитального ремонта имущества в указанном выше многоквартирном доме, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнений исковых требований, заместитель прокурора г. Балашова Саратовской области, действуя в интересах Стручалиной Н.В., обязать НО «Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение в срок до 01 июля 2019 года работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 17 А по ул. Романова г. Балашова Саратовской области.

Представитель истца помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Истец Стручалина Н.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, причины неявки не известны.

Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В суд представил отзыв на исковое заявлением, в котором указал, что привлечение подрядных организаций осуществляется путем проведения открытых конкурсов. Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018-2020 года, в который включены работы по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме № 17 А по ул. Романова г. Балашова Саратовской области. 06 марта 2018 года Фондом капитального ремонта объявлен электронный аукцион №РТС264Г180715 на выполнение работ (услуг) по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, по результатам которого заключен договор № РТС264Г180715 от 13 апреля 2018 года с ООО «ФКС». Однако договор был расторгнут 27 апреля 2018 года по соглашению сторон. 28 апреля 2018 года Фондом вновь объявлен электронный аукцион №РТС264Г181744 на выполнение работ (услуг) по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома, по результатам которого заключен договор № РТС264Г181744 от 09 июня 2018 года с ООО «ФКС». В настоящее время заключено соглашение о приостановке работ от 06 августа 2018 года. Фонд капитального ремонта исполняет свои обязательства по обеспечению проведения капитального ремонта в пределах полномочий (организация проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлечение для выполнения данных работ подрядных организации, для заключения договоров в качестве технического заказчика работ) и не может повлиять на ускорение сроков обеспечения выполнения работ, ввиду не зависящих от него причин. Региональный оператор не является исполнителем услуг по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах, поскольку лишь организует проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, привлекает для выполнения данных работ подрядные организации, с которыми заключает договоры в качестве технического заказчика работ. Договор подряда на проведение работ по капитальному ремонту может быть заключен с выигравшей конкурс организацией в установленном действующим законодательством порядке.

Представители третьих лиц министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, ООО «ФКС», извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду неизвестны.

С учетом положений статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на дату окончания проведения капитального ремонта) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ).

В силу части 1 статьи 168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с частью 2 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Законом Саратовской области от 27 июня 2013 года № 103-ЗСО «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области- регионального оператора.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года № 171-Пр «О создании регионального оператора» создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме – фонд, целью деятельности которого является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.

Из областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области усматривается, что разработчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области; целью программы является обеспечение проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов в Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, улучшение эксплуатационных и технических характеристик многоквартирных домов на территории Саратовской области, за исключением домов, признанных аварийными и подлежащими сносу; обеспечение сохранности многоквартирных домов и улучшение комфортности проживания в них граждан. Срок реализации программы: 2014 - 2043 годы.

Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.

При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

Так, распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р утвержден областной краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2018 - 2020 годы, в который включены работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 17 А по ул. Романова в г. Балашове Саратовской области.

Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 05 марта 2019 года № 99-р внесены изменения в указанное распоряжение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 29 сентября 2017 года № 505-р.

Данным распоряжением уточнены сроки проведения капитального ремонта в многоквартирном доме № 17 А по ул. Романова в г. Балашове Саратовской области – плановая дата завершения работ 31 декабря 2018 года.

Однако работы по капитальному ремонту крыши в указанном многоквартирном доме не проведены.

Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 31 января 2019 года, составленного старшим помощником прокурора г. Балашова, генеральным директором ООО «Балашовская ЖЭК» и не оспаривалось стороной ответчика.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг, выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;

В соответствии с частью 6 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Не проведение капитального ремонта имущества в указанном выше многоквартирном доме, финансирование которого осуществляется за счет целевых средств граждан, существенно нарушает их жилищные права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Судом установлено, что действия, направленные на организацию проведения капитального ремонта указанного дома в форме объявления электронных аукционов на привлечение подрядчика либо заключения договора с единственной подрядной организацией, Фонд капитального ремонта в полном объеме не предпринимал, контракт до настоящего времени не заключен.

Закупка работ для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ).

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 55 Закона № 44-ФЗ в случае, если повторный конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 данной статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с Законом №44-ФЗ. Запрос предложений - в случае осуществления закупки проектных и изыскательных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (пункт 6 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе), а также признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе (пункт 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе).

Указанные положения Закона ответчиком соблюдены не были, сроки проведения работ по капитальному ремонту в данном доме нарушены.

Обстоятельств, препятствующих ответчику исполнить обязанность проведения отбора подрядных организаций и закупок работ и услуг в части необходимого запланированного капитального ремонта домов судом не установлено.

Учитывая изложенное, соблюдая право граждан на благоустроенное помещение, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на ответчика обязанность обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 17 А по ул. Романова в г. Балашове Саратовской области.

При этом суд считает, что заявленный прокурором срок для исполнения указанной обязанности не является достаточным, поскольку при выполнении работ предполагается привлечение подрядной организации, интересы которой также необходимо соблюдать.

Обязанность по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту крыши в указанно многоквартирном доме должна быть исполнена ответчиком в порядке и сроки, предусмотренные нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01 июля 2016 года № 615.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора г. Балашова Саратовской области в защиту прав и законных интересов Стручалиной Нины ФИО7 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» об обязании обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме удовлетворить частично.

Обязать некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 17 А по ул. Романова г.Балашова Саратовской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 15апреля 2019 года.

Судья Г.А. Шевчук

2-1266/2019 ~ М-700/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура города Балашова Саратовской области
Стручалина Нина Васильевна
Ответчики
Но Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области
Другие
ООО "ФКС"
Суд
Кировский районный суд г. Саратова
Судья
Шевчук Геннадий Александрович
12.02.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2019[И] Передача материалов судье
15.02.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2019[И] Судебное заседание
09.04.2019[И] Судебное заседание
15.04.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее