дело № 3а-3/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Микушевой А.И.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2018 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административным исковым заявлениям Поповой Людмилы Ивановны, Попова Ивана Николаевича, Штеюк Игоря Петровича, Евстафьевой Любовь Васильевны, Нуллет Александра Иосифовича, Соколова Василия Адольфовича, Елькина Николая Михайлович о признании недействующим решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года № 21/9-13,
установил:
Решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13 утвержден Генеральный план сельского поселения «Выльгорт».
По результатам рассмотрения протеста прокурора Сыктывдинского района Республики Коми от 11 сентября 2017 года с дополнениями от 18 сентября 2017 года решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года № 21/9-13 было признано утратившим силу решение Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт». Данный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте муниципального района «Сыктывдинский» в сети Интернет http://www.syktyvdin.ru и опубликован в информационном вестнике Совета и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», выпуск № 11, 2017 год.
Попова Л.И., Попов И.Н. обратились в суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года № 21/9-13 «О рассмотрении протеста прокурора Сыктывдинского района на решение «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми» и назначении даты публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми» в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт».
Определением судьи от 17 января 2018 года указанные дела объединены в одно производство.
Штеюк И.П., Евстафьева Л.В., Нуллет А.И., Соколов В.А., Елькин Н.М. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года № 21/9-13 «О рассмотрении протеста прокурора Сыктывдинского района на решение «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми» и назначении даты публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми» в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт».
Определением судьи от 30 января 2018 года указанные дела объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований истцами указано, что оспариваемое решение не соответствует положениям пункта 1 статьи 260, пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ и нарушает права и законные интересы истцов, как собственников земельных участков, расположенных на территории СП «Выльгорт».
В ходе рассмотрения дела административные истцы Попова Л.И., Попов И.Н., Штеюк И.П., Евстафьева Л.В., Нуллет А.И., Соколов В.А. исковые требования уточнили, просили признать недействующим полностью решение Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года № 21/9-13 «О рассмотрении протеста прокурора Сыктывдинского района на решение «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми» и назначении даты публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Выльгорт» Сыктывдинского района Республики Коми», ссылаясь на то, что данный нормативный правовой акт не опубликован в установленном законом порядке.
В судебном заседании административные истцы Попов И.Н., Штеюк И.П., Евстафьева Л.В. и их представитель Торлопов В.Г. административные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и заинтересованного лица администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Мамина Л.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, опубликован в установленном законом порядке и не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Административные истцы Попова Л.И., Нуллет А.И., Соколов В.А., Елькин Н.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица администрация муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, Правительство Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административных истцов Попова И.Н., Штеюк И.П., Евстафьеву Л.В. и их представителя Торлопова В.Г., представителя административного ответчика Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и заинтересованного лица администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Мамину Л.В., заслушав заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего, что административные исковые заявления не подлежат удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Данной норме корреспондирует статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечения свободы такого участия.
Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 г. № 10-П, регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
С учетом этих конституционно значимых целей законодательство о градостроительной деятельности, состоящее из Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также из других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить данному Кодексу, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений; в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации (статья 3, части 1 и 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
При этом суд учитывает правовые позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которым политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе внесение в него изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на дату принятия решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт», утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование на территории поселения Выльгорт имеет статус сельского поселения и входит в состав муниципального образования муниципальный район «Сыктывдинский» (статья 93 Закона Республики Коми от 05.03.2005 № 11-РЗ «О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми»).
Соответственно, на дату принятия решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт», утверждение данного генерального плана относилось к полномочиям представительного органа муниципального образования сельское поселение «Выльгорт», которым, согласно Уставу муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», являлся Совет сельского поселения «Выльгорт». При этом в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие передачу Совету муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Советом сельского поселения «Выльгорт» полномочий по утверждению Генерального плана названного сельского поселения. Вместе с тем не могут быть приняты в качестве таких доказательств решения Совета сельского поселения «Выльгорт» от 02.07.2009 № 10/07-14-108 и Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 15 октября 2009 года № 30/10-17, поскольку из буквального толкования данных решений следует, что речь в них идет о передаче и принятии части полномочий администрации сельского поселения «Выльгорт», не являющейся представительным органом сельского поселения «Выльгорт» и не имеющий, в связи с этим, полномочий по утверждению генерального плана поселения, в соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Тот факт, что формулировка полномочий, включенных в приложения к указанным решениям Советов, фактически воспроизводит полностью положения пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ сам по себе не наделяет администрацию сельского поселения «Выльгорт» полномочиями по утверждению генерального плана поселения, поскольку это противоречит статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план сельского поселения «Выльгорт» утвержден неуполномоченным органом.
Как усматривается из материалов дела, Попова Л.И., Попов И.Н., Штеюк И.П., Евстафьева Л.В., Нуллет А.И., Соколов В.А., Елькин Н.М. являются собственниками земельных участков, которые ранее, до утверждения решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13 Генерального плана сельского поселения «Выльгорт», относились к землям сельскохозяйственного назначения. Указанные земельные участки выделены в счет земельных долей, принадлежавших участникам общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в границах реорганизованного КСП «Совхоз Сыктывкарский».
Генеральным планом, утвержденным решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13, в границы сельского поселения «Выльгорт» включены земли сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли и мелиоративные системы, что подтверждается показаниями свидетелей Новиковой Л.В., Дорониной Л.Ю., а также материалами дела, в том числе представленными Министерством сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми и ФГБУ «Управление «Комимелиоводхоз» картографическими материалами по сельскому поселению «Выльгорт».
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений (населенных пунктов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1, 4 и 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно пункту 5 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 3 части 1 статьи 7 названного Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Статья 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа. Так, в пункте 2 части 2 названной статьи указано, что проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если в нем предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В период подготовки и утверждения указанного Генерального плана действовал порядок рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований в Республике Коми, утвержденный Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 111.
Пунктом 2 названного Порядка предусматривалось, что согласование проектов документов территориального планирования обеспечивается Правительством Республики Коми в случаях, указанных в части 2 статьи 16, части 2 статьи 21 и части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В данном случае в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации положительного согласования проекта Генерального плана, предусматривающего включения в границы сельского поселения «Выльгорт» земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации получено не было.
Вместе с тем в материалах дела имеются отрицательные сводные заключения Правительства Республики Коми по проекту Генерального плана сельского поселения «Выльгорт» и по проекту корректировки данного Генерального плана.
Наличие отрицательного заключения Правительства Республики Коми, являющегося в соответствии со статьей 89 Конституции Республики Коми, частью 1 статьи 17 Закона Республики Коми от 26.12.2013 № 140-РЗ «О Главе Республики Коми, Правительстве Республики Коми и органах в системе исполнительной власти Республики Коми» высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Коми, а также отрицательного заключения по проекту корректировки Генерального плана не подтверждает соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования и порядка принятия Генерального плана поселения. Иной подход означал бы, что достижение целей правоотношений по такому согласованию, направленных на охрану и защиту земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование природных ресурсов, и осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, а также охраны окружающей среды и экологической безопасности (пункты 2, 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации) не является обязательным.
Таким образом, утверждение неуполномоченным органом - Советом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» при наличии отрицательного заключения по проекту генерального плана свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки и принятия нормативного правового акта, и перевода земель из одной категории в другую.
Ссылка истца Евстафьевой Л.В. на часть 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, судом не может быть принята во внимание, поскольку содержание данной нормы не предполагает произвольных действий главы местной администрации поселения по направлению несогласованного проекта генерального плана в представительный орган местного самоуправления, равно как и утверждение несогласованного проекта представительным органом местного самоуправления.
Довод истца Попова И.Н. о том, что земли сельскохозяйственного назначения, включенные Генеральным планом, утвержденным решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13, в границы сельского поселения «Выльгорт» не востребованы для ведения сельскохозяйственной деятельности, подлежит отклонению, так как не имеет существенного значения при проверке правового акта в порядке абстрактного нормоконтроля.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.
С учетом изложенного, в данном случае Совет муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» рассмотрев протест прокурора Сыктывдинского района Республики Коми от 11 сентября 2017 года с дополнениями от 18 сентября 2017 года правомерно отменил собственный акт, принятый с нарушением указанных требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, таким образом, восстановив положение до его принятия, в связи с чем доводы административных истцов об отсутствии оснований для отмены решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт» являются несостоятельными.
Вопреки доводам административных истцов оспариваемый по настоящему делу нормативный правовой акт принят не в порядке самоконтроля, а по результатам рассмотрения протеста прокурора Сыктывдинского района Республики Коми о необходимости устранения нарушения земельного и градостроительного законодательства, допущенного при принятии решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 25 марта 2010 года № 35/3-13 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт».
Частью 3 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Пунктом 18 статьи 7 Устава муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», принятого решением Советом МО «Сыктывдинский район» от 17 февраля 2006 года № 29/2-2, действовавшего на дату принятия оспариваемого решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года № 21/9-13, предусмотрено, что муниципальные правовые акты муниципального района «Сыктывдинский» размещаются (публикуются) на официальном сайте администрации муниципального района «Сыктывдинский» www.syktyvdin.ru, а также либо в Информационном вестнике Совета и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», либо в районной газете «Наша жизнь» не позднее, чем через 7 дней после их подписания главой муниципального района - председателем Совета муниципального района.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования), необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
В данном случае судом установлено, что решение Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года № 21/9-13 было размещено на официальном сайте муниципального района «Сыктывдинский» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.syktyvdin.ru и опубликован в информационном вестнике Совета и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», выпуск № 11, 2017 год.
Указанный способ публикации позволяет обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием, и исключает возможность для выводов о нарушении порядка опубликования. При этом, как видно из материалов дела, на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обеспечен бесплатный доступ населения к сети «Интернет», в том числе к официальным сайтам органов местного самоуправления.
Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», подписан надлежащим должностным лицом с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, правил введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административных истцов, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Подлежат отклонению доводы административных истцов о том, что принятый акт нарушает их права как собственников земельных участков, поскольку отмена нормативного акта, принятого с нарушением законодательства и, соответственно, не подлежащего применению при реализации прав собственников, не влечет нарушения их прав и законных интересов.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте муниципального района «Сыктывдинский» и в информационном вестнике Совета и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», где был ранее опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых заявлений Поповой Людмилы Ивановны, Попова Ивана Николаевича, Штеюк Игоря Петровича, Евстафьевой Любовь Васильевны, Нуллет Александра Иосифовича, Соколова Василия Адольфовича, Елькина Николая Михайлович о признании недействующим решения Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 сентября 2017 года № 21/9-13», отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте муниципального района «Сыктывдинский» и в информационном вестнике Совета и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», где был ранее опубликован нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
В окончательной форме решение изготовлено 4 июня 2018 года.
...
Копия верна: судья - А.В. Кондратюк