Гр.дело №2-515/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2015 года. с.Новокаякент.
Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Магомедова А.М., с участием представителя истца ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш Г.М.М., представителя ответчика МР «Каякентский район» А.Н.А. при секретаре Амиргаджиевой Э.А., рассмотрев исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш к администрации МР «Каякентский район» об обязании МР «Каякентский район» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», разработать схему водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент, Каякентского района РД и согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении»,
У с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш обратился в суд с уточнёнными в ходе судебного разбирательства исковыми требованиями к администрации МР «Каякентский район» об обязании МР «Каякентский район» получить санитарно-эпидемиологическо заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», разработать схему водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент Каякентского района РД и согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении».
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш Г.М.М.действующий по доверенности №7 от 07 августа 2015года, в судебном заседании отказался от части исковых требований о признании незаконными бездействий администрации МР «Каякентский район», заключающиеся в не получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», о разработке схемы водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент Каякентского района РД и согласовании с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении» и просит удовлетворить иск в остальной части.
Из искового заявления следует, что ТО Роспотребнадзора в г.Избербаш 19.02.2014года была проведена плановая проверка соблюдения и исполнения законодательства о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент, Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», о разработке схемы водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент Каякентского района РД и согласовании с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении».
В результате проверки обнаружено отсутствие разработанной и утверждённой схемы водоснабжения и водоотведения, санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны хозяйственного и питьевого водоснабжения СанПин 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения на источнике, подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД, предусмотренной в соответствии со ст.38 ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении».
Указанные нарушения закона допущены по вине администрации МР «Каякентский район».
Между тем, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают, изменяют местные налоги и сборы, а также иные вопросы местного значения.
Для решения указанных вопросов органами местного самоуправления поселения п.п. 1,2 и 3 п. 1 ст. 14, п.п 3 п. 1 и п. 2 ст. 17 3 от 06.10.2003г.№ 11 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п.п. 1, 2 и 3 п. 1 ст. 13 Закона РД «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» даны соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов.
Однако, несмотря на неоднократные меры контрольно- надзорных органов, администрацией МР «Каякентский район» требования вышеуказанных нормативных актов по организации получения санитарно-эпидемиологическо заключения на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», разработке схемы водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент, Каякентского района РД и согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ №416 «О водоснабжении и водоотведении» не выполняются должным образом и по настоящее время.
Вследствие нарушения указанных правил создается угроза загрязнения места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения, подземных вод т.е, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, нарушаются предусмотренные ст.42 Конституции РФ права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, где существует на сегодняшний день реальная угроза жизни и здоровью жителей.
В соответствии с ч.2 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г.№ 2300-1, Государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей.
В силу ст. 46 указанного Закона, Федеральные органы исполнительной власти ( их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей), противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
В судебном заседании представитель ответчика МР «Каякентский район» А.Н.А., исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш не признала, подала свои возражения на исковое заявления, где указывает, что администрация МР «Каякентский район» не бездействовала, а приняла меры в решении указанной проблемы водоснабжения населённых пунктов района. Подготовлены и направлены письма главе Республики Дагестан, Председателю правительства РД, и в комитет народного собрания по РД по вопросам водоснабжения, где запрашивались денежные средства на устранение нарушений выявленных Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш.
Вместе с тем она признала, что выявленные нарушения не устранены, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», не разработана схема водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент Каякентского района РД и не согласована эта схема с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении» и пояснила, что администрация не бездействовала, об этом свидетельствует, что имеется разработанные график и план работа по указанным направлениям, однако из-за отсутствия денежных средств указанные нарушения закона остались не устранёнными.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В Постановлении Пленум Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что к действиям относится властное волеизъявление названных органов местного самоуправления, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан или создало препятствие к их осуществлению.
В соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» программа разрабатывается и утверждается представительными органами местного самоуправления поселения, на основании утвержденных генеральных планов таких поселений.
Согласно п.5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 №782, проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения.
Согласно ст.29 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 №8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и их должностными лицами принимаются муниципальные нормативные правовые акты.
Ответчиком, МР «Каякентский район» в нарушение приведенных норм закона не получено санитарно-эпидемиологического заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», не разработана схема водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент, Каякентского района РД о согласовании с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении».
Администрация МР «Каякентский район» ссылаясь на отсутствие денежных средств на указанные цели, не использовала для этого внутренний потенциал административного района и налоговую базу.
Требования ч.2 ст.42 Федерального закона от 7.12.2011 № 416 –ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которой уполномоченные органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности до 1 июля 2013 года истцом не выполнены.
Согласно ст. 14 ФЗ от 06.10.2003года №131 (ред. От 30.03.2015года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы водоснабжения и водоотвода указанным законом отнесены к компетенции муниципальных района, так как в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований» и приказом Федерального Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 1 октября 2013г. №359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и городских округов» программа разрабатывается и утверждается представительными органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных генеральных планов таких поселений, городских округов и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества оказываемых потребителям услуг в сферах электро,- газо,- тепло,- водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
Согласно п.5 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 №782, проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения в соответствии с документами территориального планирования поселения, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиям к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782.
В соответствии с п.6 Правил схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются на срок не менее 10 лет с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.
По смыслу п. 2 Правил схема водоснабжения и водоотведения - совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.
Целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий (п.3 Правил).
Согласно ст.43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Однако уполномоченными органами администрации МР «Каякентский район» в нарушение приведенных норм закона не разработана программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и схемы водоснабжения и водоотведения МО «сельсовет Алходжакентский».
Наличие указанных схем водоснабжения и водоотведения является обязательным предварительным условием принятия и осуществления инвестиционных программ организаций ЖКХ (ч. 2 ст.40 ФЗ от 07.12.2011 №416-ФЗ).
Суд признаёт обоснованными доводы ответчика МР «Каякентский район» об отказе в иске в части признания незаконными бездействий ответчика, так как им выполнен перечисленный выше, соответствующий объём работ во исполнения требований закона РФ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также отказ истца от иска в этой части и считает, что в удовлетворении требований истца в этой части следует отказать.
Определением суда от 11.09.2015года производство по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш к администрации МР «Каякентский район» в части признания незаконными бездействий администрации МР «Каякентский район», заключающиеся в не получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», о разработке схемы водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент Каякентского района РД и согласовании с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении», прекращено.
Те мероприятия, требующие больших денежных затрат, на которых средства в бюджете администрации МР «Каякентский район» отсутствуют, остались не выполненными, из-за отсутствия денежных средств и это не зависело от воли и желания ответчика. Следовательно, не было надлежащих условий для их выполнения.
Вместе с тем, суд признаёт требования истца о необходимости обязать ответчика устранить нарушения законодательства об обеспечении Федерального закона о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», о разработке схемы водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент, Каякентского района РД и согласовании этой схемы с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении» обоснованными и они полежат удовлетворению.
Неопределённому кругу лиц (гражданам) должно быть обеспечено восстановление в полном объёме его нарушенных прав и свобод и устранить препятствия к их осуществлению по указанным в исковом заявлении основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш удовлетворить частично.
В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш о признании незаконными, бездействий администрации МР «Каякентский район» - отказать.
Обязать ответчика, МР «Каякентский район» получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения в с.Алходжакент Каякентского района РД в соответствии со ст.18 ФЗ 52 «О санитарно-эпидемиологичеком благополучии населения», разработать схему водоснабжения и водоотведения в с.Алходжакент Каякентского района РД и согласовать с ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Избербаш в соответствии со ст. 38 ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через Каякентский районный суд.
Решение изготовлено и опечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьёй и приобщён к материалам дела.
Председательствующий А.М.Магомедов.