САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №... |
Судья: Бабикова А.Н. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего |
Цыганковой В.А., |
судей |
Осининой Н.А., Овчинниковой Л.Д, |
при секретаре |
Дыченковой М.Т. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 сентября 2018 года апелляционную жалобу ПАО энергетики и электрификации «Ленэнерго» на решение Калининского районного суда Санкт –Петербурга от 22 января 2018 года по иску Михайлова Евгения Валентиновича к ПАО «Ленэнерго» о защите прав потребителей,
Заслушав доклад судьи Цыганковой В.А., выслушав объяснения представителя ПАО «Ленэнерго» - Бойко Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлов Е.В. обратился в суд с иском к ПАО «Ленэнерго», указав, что 05.10.2010 между сторонами заключен договор на осуществление технологического присоединения для электроснабжения жилого дома, расположенного в <адрес> Согласно условиям договора ответчик принял на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств истца со следующими характеристиками: максимальная мощность 15 кВт, категория сложности 3, класс напряжения энергетических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 кВт, а истец обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение согласно условиям договора. Срок выполнения мероприятий 6 месяцев со дня его заключения, который истек 05.04.2016. Досудебная претензия направленная истцом в адрес компании оставлена без удовлетворения, обязательства по договору не исполнены.
В связи с изложенным, истец просил суд обязать ответчика выполнить условия договора и осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, предоставить документы о технологическом присоединении и подать мощность не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, взыскать с ответчика договорную неустойку в размере 289 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, штраф, неустойку в размере 5 000 рублей за каждый день просрочками до момента фактического исполнения ответчиком судебного решения.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 22 января 2018 года на ПАО «Ленэнерго» возложена обязанность по выполнению условий договора № ОД-ПрЭС-16666-15/27477-Э-15, заключенного 05.12.2015 с Михайловым Е.В. и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>. Также решением суда на ответчика возложена обязанность предоставить документы о технологическим присоединении и подать мощность не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Кроме того, с ПАО «Ленэнерго» в пользу Михайлова Е.В. взыскана неустойка в размере 289 рублей, компенсация морального вреда в размере 50 000 рублей, штраф в размере 25 144,50 рублей, а всего 75 433, 50 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, в апелляционной жалобе представитель ПАО «Ленэнерго» просит отменить решение суда.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. в связи с чем, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьего лица Евстигнеевой Л.Г.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что 05.10.2015 между Михайловым Е.В. и ПАО «Ленэнерго» заключен договор № ОД-ПрЭС-16666-15/27477-Э-15 по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям в пределах заявленной максимальной мощности потребления 15 кВт, категория сложности 3, класс напряжения энергетических сетей, к которым осуществляется присоединение 0,4 кВт.
Обязанность сетевой организации надлежащим образом исполнить выполнение возложенных на нее мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях, и сроки выполнения определены в п. 6 Договора. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В соответствии с п. 4 Договора, технические условия для присоединения к электрическим сетям являются неотъемлемой частью Договора и приведены в приложении. Срок действия технических условий составляет 2 года.
Истец выполнил обязательства, предусмотренные договором, что сторонами не оспаривалось.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. Федерального закона от 04 ноября 2007 года N 250-ФЗ) регулирует порядок доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии. Данный порядок предусматривает технологическое присоединение на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; необходимость затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе затрат сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства; соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения; оказание услуг по передаче электрической энергии покупателю на основании договора возмездного оказания услуг, исполнение обязательств по которому должно осуществляться надлежащим образом; права на ограничения режима потребления электрической энергии.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, установил, что предусмотренный договором срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек, ответчик принятые на себя обязательства по технологическому присоединению не исполнил, что представителем ответчика также не оспорено, при этом, доказательств, которые свидетельствовали бы об отсутствии вины ответчика в ненадлежащем исполнении обязательств по договору, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска об обязании ответчика исполнить обязательства по договору от 24 июня 2013 года N ОД-ВЭС-7104-13/36128-Э-12 в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует положениям законодательства применяемого к спорным правоотношениям, и установленным обстоятельствам дела.
В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации, то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.
В соответствии со статьей 27 ФЗ "О защите прав потребителей", исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Учитывая положения законодательства, суд, руководствуясь ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" суд правомерно взыскал штраф за несоблюдение ответчиком в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Статьей 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено взыскание компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, при наличии его вины.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 45 своего Постановления от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя, при этом размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Судебная коллегия полагает, что при решении вопроса о размере подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд обоснованно воспользовался своим правом, предусмотренным п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 45 указанного выше Постановления Пленума, и уменьшил до 50 000 рублей размер компенсации морального вреда, причиненного в результате нарушения обществом прав истца, как потребителя, приняв во внимание степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости.
Учитывая, что размер денежной компенсации морального вреда является оценочной категорией, только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства, на которые ссылается ответчик, как на препятствие в осуществлении присоединения, не являются основанием для неисполнения принятых на себя по договору обязательств.
Документы, подтверждающие исполнение договора, представлены ответчиком после состоявшегося решения и с нарушением срока договорных обязательства, в связи с чем оснований для изменения или отмены решения у судебной коллегии не имеется.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: