АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Логинова, д. 17, г. Архангельск, 163000, тел. (8182) 420-980, факс (8182) 201-050
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
15 мая 2013 года
г. Архангельск
Дело № А05-3109/2013
Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.
рассмотрел в порядке упрощённого производства дело № А05-3109/2013
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1022900536010; место нахождения: 163060, г.Архангельск, ул.Урицкого, дом 47)
к предпринимателю Крылову Александру Геннадьевичу (ОГРН 304290221200022; место жительства: 164500, Архангельская область, г.Северодвинск)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Крылова Александра Геннадьевича (далее – предприниматель; привлекаемое к ответственности лицо) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту общего пользования с нарушением условий лицензии.
Ввиду наличия в заявлении предусмотренных частями 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) признаков, при которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощённого производства и отсутствия ограничений, установленных частью 4 статьи 227 АПК РФ, заявление было принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства, о чём стороны извещены надлежащим образом.
Крылов Александр Геннадьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290221200022.
В соответствии со статьёй 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
Поводом к возбуждению заявителем дела об административном правонарушении в отношении ответчика послужили следующие обстоятельства.
Государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по АО и НАО Насоновым М.Р. 21.02.2013 в 11 час. 10 мин. при проведении внеплановой проверки деятельности предпринимателя Крылова А.Г. по перевозке пассажиров автотранспортом автобусом ПАЗ-4234 с государственным номером АВ 543 29 в г.Северодвинске по пр. Морской, д.68 были выявлены нарушения лицензионных требований, отраженные в акте осмотра автобуса №342 от 21.02.2013. Акт подписан и получен водителем Куценко Н.В., что подтверждается его подписью на копии акта проверки.
Извещением от 05.03.2013 №05-15/554, полученным предпринимателем 11.03.2013 согласно копии уведомления о вручении заказной корреспонденции, Управлением известило предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В извещении от 05.03.2013 предпринимателю были разъяснены права и обязанности лиц, привлекаемых к административной ответственности, содержащиеся в статьях 24.4, 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также содержание статьи 51 Конституции Российской Федерации.
По факту нарушения условий лицензии при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров 19.03.2013 в отношении предпринимателя Крылова А.Г. в его отсутствие (надлежащим образом извещён) составлен протокол об административном правонарушении №74.
В протоколе об административном правонарушении отражено, что Крылов А.Г. осуществлял предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), так как не выполнил требования по надлежащему оформлению салона транспортного средства, по надлежащему оформлению путевой документации, по обеспечению эксплуатации исправного технически транспортного средства.
К протоколу приложены следующие документы: акт осмотра автобуса №42 от 21.02.2013, договор безвозмездного пользования автобусом от 15.10.2009, путевой лист №1161 от 21.02.2013, свидетельство о регистрации транспортного средства, фотоматериалы транспортного средства, постановление 29 КВ №153588 по привлечению к ответственности водителя Куценко Н.В. по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Судом установлено, что Крылов Александр Геннадьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 06.05.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Северодвинску Архангельской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290221200022, оказывает транспортные услуги на основании полученной лицензии. При осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в период 21.02.2013 использовал транспортное средство автобус ПАЗ-4234 с государственным регистрационным номером АВ 543 29, собственником которого является Макаров Евгений Николаевич согласно данных свидетельства о регистрации ТС 29 от 870323, ответчик использует транспортное средство на основании договора безвозмездного пользования автобусом без экипажа от 15.10.2009 со сроком действия по 15.10.2013.
Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Абзацем 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона №99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3 статьи 2 Федерального закона №99-ФЗ).
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона №99-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, определены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637 (далее – Положение о лицензировании).
Подпунктами «б» и «в» пункта 4 Положения о лицензировании в качестве лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров предусмотрена необходимость соблюдения лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Из статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон N 196-ФЗ) следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В силу пункта 1 статьи 19 указанного Закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») устанавливает Перечень неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация, в частности, в случае, если: количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства (п. 3.1). Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели (п. 3.3). Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей - 1 мм, автобусов - 2 мм, мотоциклов и мопедов - 0,8 мм (п. 5.1). Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий (п. 5.3).
Согласно пункту 1.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии является основной задачей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами. Техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения. Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами (пункт 3.2).
Согласно постановлению Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
в) на заднем окне транспортного средства (подпункты "а, в" пункта 29),
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов (пункт 32),
Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика (пункт 36),
Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа (пп. «а.г» пункта 37).
В соответствии с пунктом 13 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
На осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозки более 8 человек, Крылов А.Г. в УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу получил лицензию серии ДА №106193 (регистрационный номер АСС-29-200705) со сроком действия - бессрочно. Среди условий осуществления лицензии обязанность по выполнению установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом.
Материалами дела подтверждается, что предпринимателем допущены нарушения лицензионных требований, установленных законодательством РФ, а также нормативно - правовыми актами, поскольку автобус ПАЗ-4234 с государственным регистрационным номером АВ 543 29 используется с техническими неисправностями в виде неработающих внешних световых приборов (топ-сигнал, фонарь заднего хода), шина заднего левого наружного колеса имеет остаточную высоту рисунка протектора менее 2 мм (рисунок отсутствует), отсутствует бол крепления колеса. Анализ содержания путевого листа №1161 от 21.02.2013 позволяет установить отсутствие подписи с указанием инициалов и фамилии или штампа уполномоченного лица, назначенного предпринимателем, организовавшем перевозки, под данными о дате, времени выезда транспортного средства с месте постоянной стоянки, показаний одометра. На автобусе ПАЗ-4234 АВ543/29 отсутствуют: указатели маршрута над лобовым стеклом в верхней части и заднем окне, на правой стороне по ходу транспортного средства на автотранспорте не указаны основные остановочные пункты маршрута, не указано полное наименование или краткое наименование перевозчика над лобовым стеклом и правой стороне по ходу движения транспортного средства, в салоне транспортного средства не размещена информация о водителе и кондукторе (фамилии), а также о стоимости провоза ручной клади и стоимости перевозки багажа.
Как установлено в ходе проверки и подтверждается материалами дела, предпринимателем допущены нарушения требований действующего законодательства по осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Предпринимателем факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не оспариваются.
Материалами дела установлено, что именно предприниматель является ответственным за организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Таким образом, ответчик выступает в качестве должностного лица, ответственным за выпуск автомобилей на линию.
Представленными в дело доказательствами подтверждается, что имело место событие административного правонарушения, и документально подтверждён факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен лицом, обладающим полномочиями на составление протокола.
Вина Крылова А.Г. в данном случае выражается в том, что, занимаясь лицензируемым видом предпринимательской деятельности, он мог и должен был соблюдать лицензионные требования, установленные нормативными правовыми актами и обязательные для исполнения лицензиатами, но не сделал этого.
Совершенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения, жизнь и здоровье граждан и подтверждено материалами дела. Следовательно, Крылов А.Г. не может быть освобожден от ответственности ввиду отсутствия признаков малозначительности правонарушения.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях Крылова А.Г. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании изложенного с учетом характера совершенного административного правонарушения, с учётом факта привлечения предпринимателя к ответственности на основании решения арбитражного суда от 31.05.2012 по делу №А05-4645/2012, суд считает, что предприниматель Крылов А.Г. подлежит привлечению к административной ответственности, установленной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3 500 рублей.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа – Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчётный счёт 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области, БИК 041117001, ОКАТО 11401000000, ИНН/КПП 2901043148/290101001, код бюджетной классификации 10611690040046000140.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Руководствуясь статьями 202-206, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Крылова Александра Геннадьевича, 27.11.1968 года рождения, уроженца г.Северодвинска Архангельской области, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290221200022, проживающего по адресу: 164500, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Коновалова, дом 7А, кв. 68, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3500 рублей.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья
Е.И. Бекарова