АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 апреля 2015 года                                г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего Ивановой И.Е.,

судей: Данилова А.В., Степановой М.Г.,

при секретаре Чайка Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Березовскому району о признании незаконным решения об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках нуждающихся, возложении обязанности по включению в очередь сотрудников УМВД России по ХМАО - Югре, исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы, признании незаконным решения об отказе в постановке в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы для получения государственного жилищного сертификата в 2014 году, признании незаконным решения об исключении из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы на 2011 - 2015 годы, возложении обязанности по включению в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата в 2014 году и в список участников подпрограммы на 2011 - 2015 годы,

по апелляционным жалобам Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Березовскому району на решение Ханты-Мансийского районного суда от 28 ноября 2014 года, которым постановлено:

«исковые требования Семенова Петра Васильевича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Березовскому району о признании незаконным решения об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении в списках нуждающихся, возложении обязанности по включению в очередь сотрудников УМВД России по ХМАО - Югре, исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы, признании незаконным решения об отказе в постановке в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы для получения государственного жилищного сертификата в 2014 году, признании незаконным решения об исключении из списка участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы на 2011 - 2015 годы, возложении обязанности по включению в список участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата в 2014 году и в список участников подпрограммы на 2011 - 2015 годы, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Березовскому району от 3 июня 2014 года об исключении (ФИО)1 из списков очередности сотрудников ОМВД России по Березовскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре включить (ФИО)1 с составом семьи - жена (ФИО)2, сын (ФИО)3 в очередь сотрудников УМВД России по ХМАО - Югре, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до (дата), со дня первоначальной постановки на учет - (дата).

Признать незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре от (дата) об отказе в постановке (ФИО)1 в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы для получения государственного жильного сертификата в 2014 году.

Признать незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре от (дата) об исключении (ФИО)1 из списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре включить (ФИО)1 в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре включить (ФИО)1 в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы для получения государственного жильного сертификата в 2014 году.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Данилова А.В., объяснения представителя Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Березовскому району Дискиной В.Н., поддержавшую апелляционную жалобу, объяснения истца Семенова П.В., представителей истца Ларман А.А., Рудик О.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Семенов П.В. обратился в суд с иском к УМВД РФ по ХМАО-Югре, ОМВД РФ по Березовскому району. В обосновании иска указал, что с (дата) проходил службу в ОВД, (дата) был уволен по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила 29 лет 10 месяцев 29 дней, в льготном-36 лет 9 месяцев 4 дня. На территории РФ жилого помещения не имеет, с 1999 года проживал с семьей в служебной квартире в п. Игрим. (дата) истец был принят в общую очередь сотрудников Игримского ОВД по Березовскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с переводом в г. Нижневартовск, истцу было предоставлено служебное жилье. (дата) он был уведомлен о включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. (дата) он был уведомлен об отказе во включении в список граждан - участников подпрограммы на 2014 год, так как стаж службы в ОВД составляет 6 лет 10 месяцев 17 дней. 03.06.14 г. решением жилищно- бытовой комиссии ОМВД России по Березовскому району истец исключен из списка очередности в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование. Однако законных оснований для снятия с учета не имелось. Ответчиком пропущен срок исковой давности, поскольку истец состоял в очереди более 10 лет, проходил перерегистрацию. Трудовой стаж истца с учетом службы в армии, обучением в высшей школе милиции, ОВД по Березовскому району с (дата) по (дата) составляет более 10 лет, в связи с чем, отсутствовали основания для отказа во включение в список на 2014 год.

В ходе рассмотрения дела истец неоднократно заявлял дополнительные требования, в последнем варианте, просил суд признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ОМВД РФ по Березовскому району от (дата) об исключении из списков очередности сотрудников ОМВД России по Березовскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до (дата); восстановить его с членами семьи в списке очередности сотрудников Игримского ГЮМ при ОВД по Березовскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до (дата) г., на дату постановки на учет (дата) г.; обязать УМВД РФ по ХМАО - Югры включить его с составом семьи в очередь сотрудников УМВД России по ХМАО - Югре, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до (дата) г., со дня первоначальной постановки на учет – (дата) г.; признать незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД РФ по ХМАО - Югры от (дата) об отказе в постановке его в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы для получения государственного жильного сертификата в 2014 году; признать незаконным решение центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД РФ по ХМАО - Югры от (дата) об его исключении из списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы; обязать УМВД РФ по ХМАО - Югры включить его в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы; обязать УМВД РФ по ХМАО - Югры включить его в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы для получения государственного жильного сертификата в 2014 году.

Представитель истца Рудик О.С. дала пояснений согласно доводам, изложенным в иске.

Истец Семенов П.В., третье лицо Семенов П.П. поддержали позицию представителя.

Представитель ответчика ОМВД по Березовскому району, третье лицо Семенова JI.B. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Представитель ответчика УМВД России по ХМАО - Югре Дискина В.Н. заявленные требования не признала, просила отказать истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по ХМАО-Югре указывая на то, что судом неверно истолкован закон подлежащий применению, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Также указывает, что одним из основных условий для получения государственного жилищного сертификата, согласно п. ч. 7 пп. а п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, гражданам уволенным со службы необходимо состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. Однако истец Семенов П.В. на данном учете не состоял, в связи с чем, он не может претендовать на получение государственного жилищного сертификата. Также указывает, что решение суда в части включения Семенова П.В. с составом семьи в очередь сотрудников УМВД России по ХМАО-Югре исполнить не возможно, поскольку с момента вступления 01.03.2005 г. ЖК РФ, формирование очереди в УМВД России по ХМАО-Югре не осуществляется, то есть после указанной даты постановка на учет нуждающихся сотрудников в улучшении жилищных условий не производится. Согласно ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилищных условиях осуществляется органом местного самоуправления на основании данных граждан. Кроме того, указывает, что указанные выводы об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца подтверждает аналогичная судебная практика.

В возражении на апелляционную жалобу Семенов П.В., Семенова Л.П., Семенов П.П. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по ХМАО-Югре – без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ОМВД России по Березовскому просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Доводы, указанные в апелляционной жалобе на решение суда аналогичны доводам, изложенным в жалобе УМВД России по ХМАО-Югре.

Возражений на апелляционную жалобу ОМВД России по Березовскому не поступило.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения явившихся лиц по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплено, что определенным категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Некоторые категории граждан, в том числе сотрудники, уволенные либо увольняемые из органов внутренних дел, могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правительство РФ в соответствии с действующими конституционными нормами формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

В целях выполнения возложенных функций Правительство РФ приняло Постановление от 17.12.2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в которую включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

Целью подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан РФ, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ. Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках указанной подпрограммы осуществляется в порядке, установленном Правилами.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.

В число данных граждан включены сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг., утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление, (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложения N 1.1 с приложением следующих документов:

а) граждане, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил:

справка об общей продолжительности военной службы (службы);

выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;

выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Участие в подпрограмме добровольное.

В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Семенов П.В. с 1984 года проходил службу в органах внутренних дел.

В период прохождения службы в органах внутренних дел РФ Семенов П.В. решением жилищно-бытовой комиссии УМВД России по ХМАО-Югре от 18.10.2011 г. с составом семьи три человека включен в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

В 2013 году Семенову П.В. выделены денежные средства на получение государственного жилищного сертификата, но он отказался по причине не согласия с размером суммы в 960 861 руб., подлежащей ему к выдаче как участнику подпрограммы.

В 2013 году Семенов П.В. вновь обратился в УМВД России по округу с заявлением о получении государственного жилищного сертификата в 2014 году.

21.02.14 г. Семенову П.В. отказано в постановке в список граждан -участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, для получения жилищного сертификата в 2014 году в связи с наличием стажа 6 лет 10 месяцев 17 дней при необходимом стаже службы в ОВД не менее 10 лет.

Решением жилищно-бытовой комиссии ОМВД России по Березовскому району от (дата) Семенов П.В. исключен из списка очередности сотрудников ОМВД России по Березовскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, действующих сотрудников и пенсионеров МВД России, на основании п. 3 ст. 56 ЖК РФ (в связи с выездом на место жительство в другое муниципальное образование).

(дата) ЦЖБК УМВД России по округу принято решение об исключении их участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, для получения жилищного сертификата пенсионера МВД России Семенова П.В. в связи с отсутствием необходимого стажа, а также исключением из списка сотрудников ОМВД России по Березовскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий (переезд на постоянное место жительства в г(адрес)).

Не согласившись с указанными решениями, Семенов П.В. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Разрешая исковые требования, суд применил Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", постановил решение об удовлетворении требований, при этом указал, что препятствий участия истца в подпрограмме не имеется, поскольку он на день подачи заявления являлся сотрудником, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 10 лет, ранее ему какая-либо безвозмездная помощь в получении жилья не оказывалась. Выводы суда основаны на нормах закона и согласуются с материалами дела.

В данном случае, судебная коллегия полагает, что произвольное снятие истца, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, является нарушением его прав на жилище, установленных ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Кроме этого, лишение при таких обстоятельствах права на социальную выплату на приобретение жилища не согласуется со статьей 25 Всеобщей декларации прав человека, о том, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Судебная коллегия также считает, что судом верно отклонен довод стороны ответчиков о том, что после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации Семенов П.В. не мог быть поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилищных условий, поскольку истец, как сотрудник системы органов внутренних дел, будучи принятым на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до (дата) г., своего статуса и гарантий, в связи с изменением места службы не утратил, в связи с чем, должен был быть принят на соответствующий учет по новому месту службы. При этом особенность работы, которую исполнял Семенов П.В., требовала изменения места прохождения службы и, следовательно, жительства, поэтому изменение места жительства, для истца предопределялись интересами службы и не может повлечь за собой лишение истца права состоять в очереди на улучшение жилищных условий, умалять его права на обеспечение жилым помещением.

Исходя из изложенного, Семенов П.В. подлежит включению в очередь сотрудников УМВД России по ХМАО - Югре, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до (дата), со дня первоначальной постановки на учет - (дата).

Вместе с тем, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеет достаточный срок службы, уволен со службы по состоянию здоровья, то есть подпадает под категорию лиц, указанных в п. 5 Правил, решение ЦЖБК УМВД по округу об исключении истца из списков граждан - участников подпрограммы является незаконным, он подлежит включению в указанный список, а также список граждан-участников подпрограммы для получения государственного жилищного сертификата в 2014 году.

Ссылка апелляционных жалоб на невозможность исполнения решения в 2014 году основанием к отмене решения не является.

Таким образом, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Доводы апелляционных жалоб аналогичны тем, которые были изложены в письменных возражениях на иск, им судом дана надлежащая оценка, оснований для иной оценки не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты-Мансийского районного суда от 28 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Березовскому району - без удовлетворения.

Председательствующий                                                 Иванова И.Е.

Судьи:                                                                              Данилов А.В.

                                                                                                   Степанова М.Г.

33-1618/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Семенов П.в.
Ответчики
ОМВД России по Березовскому району
УМВД России по ХМАО - Югре
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Судья
Данилов Алексей Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
07.04.2015Судебное заседание
13.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2015Передано в экспедицию
07.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее