Решение по делу № 2-2377/2016 от 09.03.2016

Дело №2-2377/2016

копия

РЕШЕНИЕ (Заочное)

Именем Российской Федерации

31 мая 2016 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Смирновой И.С.,

при секретаре Карпий О.В.,

с участием истца Байдуловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байдуловой О.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Байдулова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка, обосновывая свои требования тем, что является собственником жилого <адрес> в <адрес>, оставшегося после смерти ее <данные изъяты> Ш.П.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> доли в праве собственности на который принадлежали последней на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> доли – на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с М.З.Е., впоследствии включенные в наследственную массу решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Первоначально земельный участок по указанному адресу был предоставлен Я.М.А. на основании договора об установлении права застройки от ДД.ММ.ГГГГ и решения исполкома Красноярского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ под строительство бревенчатого жилого одноквартирного дома по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. В связи с тем, что Я.М.А. не воспользовался своим правом, данный земельный участок был передан М.З.Е. Решением исполкома <адрес> Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ Ш.В.Е. признано считать принадлежащими <данные изъяты> доли к общему дому площадью <данные изъяты> кв.м., М.З.Е.<данные изъяты> доли к общему дому площадью <данные изъяты> кв.м. Право собственности истца на указанный жилой дом зарегистрировано в установленном порядке. С целью реализации своих прав истица в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Департамент письмом отказал истцу в согласовании земельного участка, так как данный земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) и зоны зеленых насаждений общего пользования (). Использование испрашиваемого земельного участка для размещения жилого дома соответствует основному виду разрешенного использования участка, участок не изъят из оборота либо ограничен в обороте, не зарегистрирован для муниципальных нужд. Истец владеет жилым домом по <адрес>, на законном основании, в связи с чем имеет право предварительного согласования, занятого указанным объектом недвижимости земельного участка, в целях образования формирования земельного участка как объекта прав. Считая данные действия Департамента нарушающими ее права, из-за чего дальнейшее оформление права собственности на спорный земельный участок не представляется возможным, просит признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании земельного участка, обязать Департамент согласовать предоставление земельного участка по адресу: <адрес>, занимаемого жилым домом, для оформления земельного участка на праве собственности.

В судебном заседании истец Байдулова О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что жилой <адрес> в <адрес> находится в ее собственности, в связи с чем она имеет право приобрести спорный земельный участок в собственность или аренду под жилым домом и постройками для чего были собраны все необходимые документы, кроме схемы его расположения на кадастровом плане территории, в чем Департаментом истцу было отказано, поскольку земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта, зоны зеленых насаждений общего пользования. На рассмотрении дела в порядке заочного производства согласна.

Ответчик Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, третье лицо Муниципальное образование город Красноярск в лице администрации г. Красноярска в зал суда своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, возражения относительно заявленных требований не представили.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

В этой связи, полагая, что ответчик, третье лицо, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, с согласия истца, рассмотрел дело в отсутствие ответчика, третьего лица, в порядке заочного производства, в силу ст. ст. 167, 233 ГПК РФ.

Заслушав доводы истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.

Согласно ст. ст. 58, 59 Устава города Красноярска (принятого Решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 года № В-62), распоряжению администрации города Красноярска от 22 декабря 2006 года № 270-р, издание распоряжений о предоставлении земельных участков в собственность относится к компетенции заместителя Главы города - руководителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.

Согласно положениям Устава г. Красноярска, администрация г. Красноярска осуществляет свои функции через свои органы, к которым вышеназванным документом отнесены соответствующие департаменты, управления, комитеты, которые образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Последние осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города (ст. 46 Устава).

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 23 мая 2013 г. N 110-р, является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками, а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Во исполнение указанных функций департамент наделен полномочием по контролю над пользованием земельными участками на территории г. Красноярска.

Как установлено в судебном заседании, Байдулова О.В. является на основании решения Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом А.Э.Н. ДД.ММ.ГГГГ собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Права собственности истца зарегистрировано в установленном порядке, о чем выданы свидетельства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, взамен ранее выданного.

Решением Исполкома Красноярского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ Я.М.А. разрешено построить одноквартирный дом на усадьбе по <адрес>.

План отвода земельного участка под строительство бревенчатого индивидуального жилдома на усадьбе по <адрес> согласно решению горсовета от ДД.ММ.ГГГГ с расположением строения, выполняемого застройщиком Я.М.А., утвержден Постановлением Горкомхоза от ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ между Горкоммунхозом и Я.М.А. заключен договор о праве застройки, по которому последнему на право застройки предоставлен в бессрочное пользование земельный участок по адресу: <адрес>, с отводом земельной старой усадьбы, общей площадью <данные изъяты> кв.м., под строительство бревенчатого жилдома, согласно приложенному к договору генплану.

В материалах инвентарного дела, представленного ФГУП «<данные изъяты>», имеется нотариально удостоверенный договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что М.З.Е. подарила своему <данные изъяты> Ш.В.Е. <данные изъяты> долю целого домовладения по адресу: <адрес>, заключающегося в одном одноэтажном каркасном жилом доме с надворными постройками, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на участке земли мерой <данные изъяты> кв.м.

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ Управления <данные изъяты> архитектора утвержден проект планировки земельного участка на строительство жилого бревенчатого дома в <данные изъяты> квартале по <адрес>, , с расположением строения, выполняемый застройщиками М.З.Е. и Ш.В.Е., при условии выполнения всех работ и соблюдения всех санитарно-технических, строительных, противопожарных правил, с обязательным сносом старого ветхого бревенчатого жилого дома.

Факт отведения Ш.В.Е. земельного участка по <адрес> в квартале для постройки жилого дома подтверждается справкой отдела Бюро технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с нарушением условий договора при строительстве жилых домов индивидуальными застройщиками решением исполнительного комитета <адрес> Совета Депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ изменена внутренняя перепланировка и утверждена жилая площадь в индивидуальных жилых домах владельцам усадьбы по <адрес> Ш.В.Е. и М.З.Е. в <данные изъяты> кв.м.; долевое распределение произведено в следующем порядке: часть дома, принадлежащая Ш.В.Е. общеполезной площадью <данные изъяты>.м. считать <данные изъяты> доли к общему дому; часть дома, принадлежащая М.З.Е., общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м. считать <данные изъяты> доли к общему дому.

ДД.ММ.ГГГГ М.З.Е. по договору подарила М.Ю.П. <данные изъяты> доли жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке размером <данные изъяты> кв.м..

ДД.ММ.ГГГГ Ш.В.Е. умер. После смерти Ш.В.Е. принадлежащие ему <данные изъяты> доли в праве собственности на <данные изъяты> дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками, перешли в порядке наследования по закону Ш.П.Е., о чем выдано свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ. После смерти ДД.ММ.ГГГГ Ш.П.Е. указанные доли в праве собственности на жилой дом перешли в порядке наследования по закону Байдуловой О.В., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановлено:

Включить в наследственную массу оставшуюся после смерти Ш.П.Е., умершей ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> доли жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. с холодными пристроями, надворными постройками и сооружениями, находящегося по адресу <адрес> (кадастровый ).

Признать за Байдуловой О.В. право собственности в порядке наследования на <данные изъяты> доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), общей площадью <данные изъяты> кв.м., с холодными пристроями, надворными постройками и сооружениями.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, судом установлено, что Байдулова О.В. в ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда и свидетельства о праве на наследство Ш.П.Е., которая являлась собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на жилой брусчатый дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., с надворными постройками, расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> долей в праве собственности на указанный жилой дом, как установлено решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, приобрела в собственность указанный жилой дом. С момента приобретения недвижимости продолжала использовать земельный участок по назначению в соответствии с разрешенным порядком пользования.

Из имеющихся карточек на домовладение видно, что указанный одноэтажный жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ постройки, по данным технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., в том числе жилую <данные изъяты> кв.м., расположен на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно техническим паспортам от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> в <адрес> состоит из <данные изъяты>

Байдулова О.В. обратилась в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, общей площадью <данные изъяты> кв.м., занимаемого жилым домом, на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>

Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> было отказано, с указанием, что испрашиваемый к образованию земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), зоны зеленых насаждений общего пользования (З-1). Кроме того, основанием для отказа в утверждении схемы участка в соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ ее несоответствие форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленные в соответствии с п. 12 настоящей статьи. Приложенная к заявлению схема не соответствует требованиям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ.

Из сведений из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, представленных 27.01.2016 года Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска, следует, что земельный участок по адресу: г. Красноярск, ул. Луначарского, 3, находится в зонах зеленых насаждений общего пользования (3-1), зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ) с наложением зон с особыми условиями использования территорий, согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 года №В-122, что подтверждается также топографическим планом территории. На момент подготовки заключения, сведений о том, что участок изъят и зарезервирован для муниципальных нужд, не имеется.

Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

П. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии пп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка.

В силу ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК РФ).

В статье 14 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" от 04.12.2008 года N 7-2542 урегулированы вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в пункте 1 предусмотрено право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами Российской Федерации, к которым право собственности на жилые дома перешло в результате: совершения сделок, в случае, если до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений органов местного самоуправления земельные участки были предоставлены в аренду прежним собственникам жилых домов; наследования, при этом наследодатель имел право на получение земельного участка в собственность бесплатно, но данное право надлежащим образом не реализовал.

Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 08.03.2015) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 08.03.2015), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с со ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ вступившим в действие с 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Статьями 39.14, 39.15 ЗК РФ предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов) в случае, если земельный участок на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению.

Согласно ст. 39.15 п. п. 7, 8 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В силу ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.

В силу положений ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. В частности п. п. 1 приведенной нормы предусматривает, что если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в. п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании. Кроме того, основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (п.п. 2); земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (п.п. 3).

Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи, либо утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 1 и 4 п. 16 ст. 11.10).

Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте.

В соответствии с п. 15 административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 07.11.2011 года № 1311-ж, основаниями для отказа в предоставлении услуги являются в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Основанием для отказа Байдуловой О.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилым домом явилось его попадание согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 года №В-122, в зоны зеленых насаждений общего пользования (3-1) и территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), а также несоответствие схемы утверждения земельного участка на кадастровом плане территории п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Истец оспаривает отказ в предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка на том основании, что испрашиваемый земельный участок попадает в две территориальные зоны: зоны зеленых насаждений общего пользования (3-1) и зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как разъяснено в п. 5 ч. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.

Как установлено судом, фактически на спорном земельном участке в настоящее время не расположены никакие зоны общего пользования, земельный участок предоставлен под строительство жилого дома. Кроме того, на момент предоставления земельного участка в 1949 году он был предоставлен для строительства и эксплуатации домовладения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами

Доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, суду не представлено. Каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, расположен лишь жилой дом, который находится в собственности истца.

Отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска со ссылкой на Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 года №В-122, суд находит необоснованным, так как несмотря на то, что спорный земельный участок расположен в территориальных зонах с индексом ИТ и З-1, на данном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который принадлежит Байдуловой О.В. и отказ ответчика нарушает исключительное право истца на приобретение земельного участка в собственность или аренду как гражданина, являющегося собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.

В данном случае к отношениям сторон следует применять положения ст. 39.1 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии препятствий к рациональному использованию и охране земель в случае образования испрашиваемого участка, несмотря на его нахождение в двух территориальных зонах с индексом ИТ и З-1, не имеется. Соответствующих доказательств этому вопреки ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на спорном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности Байдуловой О.В., отсутствия доказательств нахождения на нем объектов, которые свидетельствовали об отнесении данного участка к земельным участкам общего пользования, а также того, что данный земельный участок не изъят из оборота, и не зарезервирован в установленном законном порядке, суд приходит к выводу об отсутствии у Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> законных оснований для отказа в предоставлении Байдуловой О.В. услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка по основанию попадания испрашиваемого к образованию спорного земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 года №В-122, в две территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), зоны зеленых насаждений общего пользования (З-1), и принимает решение о возложении на Департамент обязанности по предварительному согласованию предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, занимаемого жилым домом, без учета указанных положений Правил, в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 - 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу<адрес> занимаемого жилым домом, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, без учета положений Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 года №В-122, о попадании испрашиваемого к образованию указанного земельного участка в территориальные зоны: зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), зоны зеленых насаждений общего пользования (З-1).

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий И.С. Смирнова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна

Судья И.С. Смирнова

2-2377/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Байдулова О.В.
Ответчики
Администрация г. Красноярска
ДМИ и ЗО
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
09.03.2016Передача материалов судье
09.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2016Предварительное судебное заседание
05.05.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
31.05.2016Предварительное судебное заседание
31.05.2016Судебное заседание
06.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее