454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2

тел. (351)263-44-81, факс (351)266-72-10

E-mail: arsud@chel.surnet.ru , http: www.chel.arbitr.ru

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск

24  ноября   2010  года

Дело № А76-19225/2010-58-536

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2010

Решение в полном объеме изготовлено 24 ноября 2010

Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалгинбаевой М. К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Седова Владлена Александровича, г.  Челябинск

к  Государственному инспектору Челябинской области охраны окружающей среды Министерства по радиационной  и экологической безопасности челябинской области, г. Челябинск

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности предусмотренной  ст. 8.2 КоАП РФ

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Шилкова А. Н. - представителя по доверенности от 02.08.2010, паспорт;

от административного органа: Дороноженко Л. Р. – представителя по доверенности  от 15.11.2010 № 110, удостоверение; Трофименко Е. С. – представителя по доверенности от 03.08.2010 № 92, удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

        Индивидуальный предприниматель Седов Владлен Александрович, г.  Челябинск (далее,  заявитель –  ИП Седов В.А.), обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному инспектору Челябинской области охраны окружающей среды Министерства по радиационной  и экологической безопасности челябинской области, г. Челябинск о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности предусмотренной  ст. 8.2 КоАП РФ

Представитель заявителя в судебном заседании на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2-3), пояснил, что состав правонарушения отсутствует, в связи, с чем постановление подлежит отмене.

Представители административного органа в судебном заседании заявленными требованиями не согласились, просили отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании 16.11.2010 объявлялся перерыв до 22.11.2010. Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет.

Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью, в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в  материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Седов Владлен Александрович, 06.08.1988 года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя  ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска за основным государственным регистрационным номером 310744801100024, место регистрации (жительства): г. Челябинск, ул. Чичерина, 8-277 (л.д. 37-39).

В отношении предпринимателя  старшим помощником прокурора Советского района г. Челябинска Дунаевым Н. Е и главным специалистом отдела управления отходами и контроля Управления экологии  и природопользования  администрации г. Челябинска Свечниковой И. Г. проведена проверка автозаправочной станции, принадлежащей ИП Седову, расположенной по адресу: г. Челябинск, Советский район, пос. Новосинеглазовский, ул. Челябинская, 42. Цель проверки: выполнение предпринимателем требований природоохранного законодательства.

Проверкой обнаружено, что на территории автозаправочной станции образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и бракованные, мусор от бытовых помещений. На момент проверки паспортов на опасные отходы представлено не было. Эксплуатируемое предпринимателем автозаправочное оборудование и резервуар для хранении топлива является неорганизованными стационарными источниками выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

По результатам проверки должностными лицами 10.08.2010 составлен акт, в котором отражены выявленные нарушения природоохранного законодательства (л.д. 4-6). Проверка проведена в присутствии ИП Седова, о чем в акте имеется соответствующая отметка (л.д. 6).

На основании акта проверки в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 7-9), по результатам рассмотрения которого постановлением № 215 от 17.09.2010 ИП Седов привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 10-13). Постановление вынесено в присутствии ИП Седова В. А. с соблюдением требований законодательства: предпринимателю разъяснены права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.4, 29.11 КоАП РФ. Копия постановления вручена предпринимателю лично, о чем в постановлении имеется соответствующая отметка (л.д. 13).

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Поскольку указанная норма расположена в главе 8 Особенной части КоАП РФ, следовательно, данное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

В соответствии с ч.1 ст. 4.5.  КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (ст. 1 Закона об отходах).

Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (хранение - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, и захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду) (ст. 1 Закона об отходах).

При осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, в том числе и их хранением, должны соблюдаться экологические и иные требования, установленные санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Закона  об отходах   юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Как следует  из  содержания ст.  18  Закона  об  отходах  нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. В случае нарушения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность   юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002. «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

Согласно  ст.  39 Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от  10.01.2002 года юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено нормирование в области обращения с отходами.

На основании ст.24 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002. «Об охране окружающей среды», нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

 Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

 Исследовав представленные в материалы дела доказательства совершения правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, суд приходит к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях заявителя.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических  требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

Таким образом, при вынесении оспариваемого постановления административный орган должен был установить факты осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности по обращению с опасными отходами, и установить наличие самих отходов сверх нормативов.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственности, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Процессуальных нарушений в действиях административного органа судом не выявлено, сроки привлечения к административной ответственности не истекли.

При производстве по делу об административном правонарушении подлежит доказыванию не только факт самого нарушения требований Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», но и  вина лица, привлекаемого к административной ответственности  (п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ).

Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Виновность лица, привлекаемого к ответственности может быть определена совокупностью доказательств, содержащихся в материалах административного дела.

Как следует из оспариваемого постановления, административным органом не установлена объективная сторона правонарушения, а именно: не установлено наличие отходов (в мусорном контейнере обнаружена 1 лампа), их вид, класс опасности и т.п.; не установлен  источник  образования отходов – производственная деятельность, технологический процесс, какие либо объекты (недвижимые, промышленные, сельскохозяйственные и др.) Также,  административным органом не установлено обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении  предпринимателем деятельности, связанной с обращением с отходами – деятельности, связанной со сбором, хранением, транспортировкой, переработкой, реализацией и т.п. опасных отходов.

Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и бракованные, мусор от бытовых помещений образуются в результате деятельности предпринимателя, исходя из бытовых потребностей (освещение площадки автозаправочной станции и помещения оператора).Следовательно, выводы административного органа о наличии в действиях ИП Седова деятельности в области обращения с опасными отходами, несостоятельны.

На основании изложенного суд считает, требования ИП Седова В. А. подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░,  ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░  ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 17.09.2010, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░  ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░  ░░░░░░░  ░░░░░░ ░░░░  ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:                                                             ░. ░. ░░░░

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ www.18.aas.arbitr.ru ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ www.fasuo.arbitr.ru.

А76-19225/2010

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: Иск удовлетворить полностью
Ответчики
Седов Владлен Александрович
Суд
АС Челябинской области
Судья
Мрез Ирина Владимировна

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее