Судья: Торбик А.В. Дело № 33а-16847/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Соколовой Н.М., Мишина И.Н.,
при секретаре Портнове Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июня 2016 г. апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии пол Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 29 января 2016 г. по административному исковому заявлению Бондарук <данные изъяты> о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии пол Московской области от 18 декабря 2015 г. об отказе в государственной регистрации изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя Бондарук Ю.М. – Голышева А.Ю.,
у с т а н о в и л а:
решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра по Московской области) от 18 декабря 2015 г. <данные изъяты> отказано Бондарук Ю.М. в государственной регистрации изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) подраздел I на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». Отказ мотивирован тем, что не представлены документы, подтверждающие перевод органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации земельного участка с категории земель – земли сельскохозяйственного назначения на – земли населенных пунктов и изменение вида разрешенного использования с «для селькохозяйственного производства» на «гостиничное обслуживание».
Бондарук Ю.М. оспорила в суде данное решение, в обоснование своего нарушенного права ссылалась на то, что органами местного самоуправления сельского поселения Огудневский её земельный участок переведен с категории земли сельскохозяйственного назначения на земли населенных пунктов и изменен вид разрешенного использования земельного участка на «гостиничное обслуживание». С данными категорией и видом использования земельный участок поставлен на кадастровый учет. Оспариваемое решение нарушает её права собственника объекта недвижимости. Просила возложить на Щелковский отдел Управления Росреестра по Московской области обязанность зарегистрировать изменения в записи ЕГРП в отношении указанного земельного участка согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 29 января 2016 г. административный иск удовлетворен.
Управление Росреестра по Московской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, указывая на то, что согласно письменному ответу первого заместителя министра имущественных отношений Московской области от 11 января 2016 г. на его запрос проект постановления администрации Щелковского муниципального района об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> на согласование в комиссию не поступал.
В судебное заседание апелляционной инстанции Управление Росреестра по Московской области, извещенное в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя не направило. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, исходил из того, что Бондарук Ю.М. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>. Согласно Генеральному плану сельского поселения Огудневское земельный участок находится в границах населенного пункта Огуднево и является ранее учтенным. На кадастровый учет поставлен с категорией земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование «под гостиничное обслуживание». Сведения, содержащиеся в представленной кадастровой выписке, полностью соответствуют сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, находящейся на официальном сайте органа кадастрового учета в сети «Интернет». Бондарук Ю.М. представила в регистрирующий орган все необходимые документы и оснований для отказа по подпункту 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» у регистрирующего органа не имелось.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия признает, что при разрешении заявленного требования судом не учтены положения части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных норм и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в категорию – земли населенных пунктов.
Включение этих земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В силу части 5 статьи 41 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» подготовка заключения о возможности и целесообразности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в поданном заявлении – прерогатива органа местного самоуправления.
Орган местного самоуправления проводит публичные слушания по вопросу установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования (пункт 2 части 5 статьи 41 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
Процедура согласования с заинтересованными органами государственной власти регламентирована частями 14–17 статьи 41 названного Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы сельского поселения Огудневское Щелковского муниципального района Московской области от 19 декабря 2014 г. № 694 вид разрешенного использования земельного участка был изменен с «для сельскохозяйственного производства» на «под размещение объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения» в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Огудневское Щелковского муниципального района, утвержденными решением Совета депутатов сельского поселения Огудневского муниципального района Московской области от 24 марта 2011 г. № 93 (в редакции решения от 29 ноября 2012 г. № 195), поскольку данный земельный участок входит в территориальную зону «Р-1. Зона рекреационно-природных категорий».
26 июня 2015 г. глава администрации сельского поселения Огудневское Щелковского муниципального района Московской области сообщил Бондарук Ю.М., что вид разрешенного использования указанного выше земельного участка изменен с «под размещение объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения» на «гостиничное обслуживание».
Доказательств того, что орган местного самоуправления проводил публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с «под размещение объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения» на «гостиничное обслуживание» и согласования данного вопроса с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представлено. Следовательно, Управление Росреестра по Московской области правомерно отказало в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП подраздел I о виде разрешенного использования указанного земельного участка.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что земельный участок поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием «гостиничное обслуживание», не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого решения, поскольку органом местного самоуправления при изменении вида разрешенного использования были нарушены требования закона.
Исходя из изложенного, судебная коллегия признает решение суда подлежащим отмене в части признания незаконным решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации изменений в записи ЕГРП подраздел I относительно вида разрешенного использования объекта недвижимости и возложения на регистрирующий орган обязанности зарегистрировать внесение изменений в записи ЕГРП подраздел I в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с видом разрешенного использования земельного участка «гостиничное обслуживание» согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Щелковского городского суда Московской области от 29 января 2016 г. отменить, принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Бондарук <данные изъяты> удовлетворить частично. Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии пол Московской области от 18 декабря 2015 г. в части отказа в государственной регистрации внесения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подраздел I на объект недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> относительно категории земель.
Обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию внесения изменений в записи ЕГРП подраздел I в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, указав категорию земель – земли населенных пунктов. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления – отказать.
Председательствующий
Судьи