Дело № 2-230/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 20.04.2015 года
Мотивированное решение составлено 24.04.2015 года
г. Прокопьевск 20 апреля 2015 года
Прокопьевский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Пальцева Д.А.,
при секретаре Верлан О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прокопьевского района к администрации Прокопьевского муниципального района о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Прокопьевского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском о понуждении администрации Яснополянского сельского поселения Прокопьевского муниципального района к совершению действий по оформлению в муниципальную собственность лесных участков, расположенных на территориях населенных пунктов.
Требования мотивированы тем, что в нарушение требований лесного законодательства органами местного самоуправления Яснополянского сельского поселения не в полной мере исполняются полномочия при использовании, охране лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Так, по данным Прокопьевского отдела Управления Росреестра по Кемеровской области, в Прокопьевском районе общая площадь земель населенных пунктов составляет 11708 га, из них площадь земель населенных пунктов, покрытых лесом, составляет 1359,5 га. Лесные участки, не входящие в государственный лесной фонд и располагающиеся на территории населенных пунктов, имеются на территории Яснополянского сельского поселения: п. Маяковка – площадью 3 га, п. Школьный – площадью 8 га, п. Хлебозавод – площадью 2 га, п. Плодопитомник – 4 га. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений отнесена организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Осуществление муниципального лесного контроля также относится к решению вопросов местного значения поселений (п. 32 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131). В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; 2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; 3) установление ставок платы за единицу объема древесины; 4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; 5) осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков; 6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. В соответствии со ст. 98 ЛК РФ на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль. Проверкой установлено, что органы местного самоуправления проявляют бездействие в вопросах реализации полномочий, предоставленных им законодательством в сфере лесных отношений в отношении лесных участков, располагающихся в черте населенных пунктов Яснополянского сельского поселения. Так, органами местного самоуправления поселения не проводятся мероприятия по лесоустройству в отношении таких лесов; не осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов; не осуществляются должным образом меры противопожарной безопасности в таких лесах (в частности, не разрабатываются и не утверждаются планы тушения таких лесов). Кроме того, органы местного самоуправления поселения не осуществляют мероприятия по лесному контролю в отношении лесов, располагающихся на подведомственных территориях. Бездействие органов местного самоуправления в вопросах организации лесоустройства, разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов, разработки плана тушения лесов в границах населенных пунктов, а также не принятие иных, предусмотренных законодательством мер пожарной безопасности в лесах (к примеру, не принятие мер к организации противопожарного обустройства лесов, обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) создают реальную угрозу возникновения пожароопасной ситуации в населенных пунктах поселения, поскольку согласно части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются, среди прочего, в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Таким образом, бездействие органов местного самоуправления угрожает причинением вреда жизни и здоровью людей. В апреле 2014 года прокуратурой Прокопьевского района вносилось представление в администрацию Яснополянского сельского поселения, однако до настоящего времени никаких мер по организации лесоустройства, разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесных участков, расположенных в границах населенных пунктов поселения, не принято. Просит обязать администрацию Яснополянского сельского поселения Прокопьевского муниципального района в пределах своих полномочий в срок до 31.12.2015 года провести работы по организации лесоустройства, разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесных участков, расположенных в границах населенных пунктов Яснополянского сельского поселения: п. Маяковка – площадью 3 га, п. Школьный – площадью 8 га, п. Хлебозавод – площадью 2 га, п. Плодопитомник – 4 га.
В ходе рассмотрения дела прокурор Прокопьевского района уточнил заявленные исковые требования, просит обязать администрацию Прокопьевского муниципального района в пределах своих полномочий в срок до 31.01.2016 года провести работы по организации лесоустройства, разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесных участков, расположенных в границах населенных пунктов Яснополянского сельского поселения: п. Маяковка – площадью 3 га, п. Школьный – площадью 8 га, п. Хлебозавод – площадью 2 га, п. Плодопитомник – 4 га.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Прокопьевского района Киселев П.А. поддержал исковые требования, дал объяснения, аналогичные исковому заявлению, требования уточнил, просит обязать администрацию Прокопьевского муниципального района в пределах своих полномочий в срок до декабря 2016 года провести работы по организации лесоустройства, разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесных участков, расположенных в границах населенных пунктов Яснополянского сельского поселения: п. Маяковка, п. Школьный, п. Хлебозавод, п. Плодопитомник.
Представитель ответчика – администрации Прокопьевского муниципального района – Лада А.И., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, исковые требования не признала, суду пояснила, что установленный прокурором срок является нереальным для исполнения. Указанные полномочия были отнесены к вопросам местного значения только с начала 2015 года. При этом формирование бюджета муниципального образования с распределением статей расходных обязательств утверждается Советом народных депутатов Прокопьевского муниципального района в ноябре-декабре 2015 года. Кроме того, определение границ занятых лесами участков требует проведение кадастровых работ, а учитывая погодные условия, указанные работы начнутся не ранее мая 2016 года. Только после чего возможно проведение организации лесоустройства и разработки лесохозяйственных регламентов, что также требует продолжительного времени. Проведение указанных работ возможно не ранее декабря 2016 года. Кроме того, администрацией Прокопьевского муниципального района регулярно проводятся меры по противопожарной безопасности, что способствует сохранению лесов. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области Прокопьевский отдел – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – территориального отдела по Прокопьевскому лесничеству департамента лесного комплекса Кемеровской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, находит уточненные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131, ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, леса.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Городские леса относятся к категории защитных лесов (ч. 1 ст. 6, пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ), их сохранение касается интересов неопределенного круга лиц.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений отнесена организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Осуществление муниципального лесного контроля также относится к решению вопросов местного значения поселений (п. 32 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131).
В силу ч. 4 ст. 14 указанного Федерального закона, вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи (в том числе, предусмотренные п.п. 19 и 32), на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов
Статьей 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Порядок проведения лесоустройства определяется «Лесоустроительной инструкцией», утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 года № 516, согласно пункту 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ и статьей 10 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Это земли: обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) проектирование лесных участков; 4) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 5) таксацию лесов; 6) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков;
6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Судом установлено, что на территории населенных пунктов Яснополянского сельского поселения Прокопьевского муниципального района имеются лесные участки, не входящие в государственный лесной фонд, а именно: пос. Маяковка – площадью 3 га, пос. Школьный – площадью 8 га, пос. Хлебозавод – площадью 2 га, пос. Плодопитомник – 4 га. Данные сведения подтверждаются сообщением начальника Прокопьевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (л.д. №). Информация о площади земель населенных пунктов, покрытых лесом, предоставлена на основании ежегодного статистического отчета «О наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям» на территории Прокопьевского района и сведений государственного фонда данных Прокопьевского отдела (л.д. №). Указанные земли переданы в ведение сельских советов, что подтверждается выкопировкой с материалов по передаче земель (л.д. №).
Таким образом, администрация Прокопьевского муниципального района в силу действующего законодательства обязана осуществлять распоряжение лесными участками, а также проводить работы по лесоустройству в пределах своей компетенции.
В ходе осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления Прокопьевского муниципального района и Яснополянского сельского поселения установлено, что, в нарушение требований лесного законодательства, администрацией Прокопьевского муниципального района не в полной мере исполняются полномочия при использовании, охране лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Установлено, что органы местного самоуправления Прокопьевского муниципального района не предпринимают мер по вопросам реализации полномочий, предоставленных им законодательством в сфере лесных отношений в отношении лесных участков, располагающихся в черте населенных пунктов Яснополянского сельского поселения. Органами местного самоуправления Прокопьевского муниципального района не проводятся мероприятия по лесоустройству в отношении таких лесов, не осуществляется разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, не осуществляются должным образом меры противопожарной безопасности в таких лесах (в частности, не разрабатываются и не утверждаются планы тушения таких лесов). Кроме того, органы местного самоуправления не осуществляют мероприятия по лесному контролю в отношении лесов, располагающихся на подведомственных территориях.
Бездействие ответчика по вопросам организации лесоустройства подтверждается представлением прокурора Прокопьевского района от 18.04.2014 года об устранении нарушений Лесного кодекса РФ (л.д. №), а также не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Прокопьевского района о понуждении ответчика к совершению действий по организации лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов лесных участков, расположенных на территории населенных пунктов. Бездействие администрации Прокопьевского муниципального района в вопросах организации лесоустройства, разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов, разработки плана тушения лесов в границах населенных пунктов, а также не принятие иных, предусмотренных законодательством, мер пожарной безопасности в лесах (к примеру, не принятие мер к организации противопожарного обустройства лесов, обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) создают реальную угрозу возникновения пожароопасной ситуации в населенных пунктах поселения, поскольку согласно части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах осуществляются, среди прочего, в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Таким образом, бездействие органов местного самоуправления угрожает причинением вреда жизни и здоровью людей.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая порядок лесоустроительных работ, разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов, суд полагает срок, предложенный прокурором, – до 31.12.2016 года достаточным.
В силу п.п. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Прокопьевского района удовлетворить.
Обязать администрацию Прокопьевского муниципального района в пределах своих полномочий в срок до 31 декабря 2016 года провести работы по организации лесоустройства, разработки и утверждения лесохозяйственных регламентов лесных участков, расположенных в границах населенных пунктов Яснополянского сельского поселения: пос. Маяковка, пос. Школьный, пос. Хлебозавод, пос. Плодопитомник.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Прокопьевский районный суд Кемеровской области в течение месяца.
Председательствующий Д.А.Пальцев (На момент опубликования решение в законную силу не вступило.)