Дело № 2-1500/2015 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 декабря 2015 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Чащиной Ю.А.,
при секретаре Зыряновой Т.А.,
с участием истца Епишиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре гражданское дело по иску Епишиной Н.Н. к Администрации г. Кудымкара о возложении обязанности поставить на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении,
у с т а н о в и л:
Епишина Н.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кудымкара о возложении обязанности поставить на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении. Исковые требования мотивирует тем, что не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не имеет в собственности жилых помещений, нуждается в жилье. Неоднократно обращалась в ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако ей было отказано. С решением Администрации г. Кудымкара Епишина Н.Н. не согласна, считает, что имеет право состоять на учете с последующим предоставлением ей жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании Епишина Н.Н. исковые требования поддержала. Суду дополнительно пояснила, что с 2011 года проживает в съемном жилье на территории г. Кудымкара, в настоящее время вынужденно снимает жилье в д. <адрес>, однако своим местом жительства считает г. Кудымкар, поскольку здесь она преимущественно находится, постоянно работает и удовлетворяет свои жизненные потребности.
Представитель Администрации г. Кудымкара в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях на иск ссылался на отсутствие правовых оснований для постановки Епишиной Н.Н. на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении в Администрации г. Кудымкара, поскольку Епишина Н.Н. проживает на территории Кудымкарского района и не признана малоимущей в установленном порядке. Просил в иске отказать.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право:
малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде;
иные определенные федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в государственном жилищном фонде.
В силу требований ст. 6 Закона Пермской области от 30.11.2005 № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление о постановке на учет по месту своего жительства в орган местного самоуправления. К заявлению помимо прочего должны прилагаться решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и (или) документы, подтверждающие принадлежность заявителя к определенной федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Епишина Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование заявлений Епишина Н.Н. ссылалась на отсутствие собственного жилья, находящегося в собственности либо занимаемого по договору социального найма.
По результатам рассмотрения заявлений Администрация г. Кудымкара отказала Епишиной Н.Н. в их удовлетворении, посчитав, что поскольку местом жительства истца является Кудымкарский муниципальный район, основания для постановки на учет в Администрации г. Кудымкара отсутствуют.
Не согласившись с принятым решением, Епишина Н.Н. обратилась в суд.
В судебном заседании на основе объяснений истца также установлено, что Епишина Н.Н. не была признана малоимущей.
Доказательства, подтверждающие принадлежность Епишиной Н.Н. к определенной федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, суду не представлены.
Из материалов дела также следует, что при обращении в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о постановке на учет Епишина Н.Н. также не представляла решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим и (или) документы, подтверждающие принадлежность к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие у Епишиной Н.Н. статуса малоимущей, суд не усматривает правовых оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ссылки истца на постоянное проживание на территории г. Кудымкара и отсутствие собственного жилья правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку, как указывалось выше, право на предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами принадлежит не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Епишина Н.Н. свою принадлежность к указанным категориям граждан не доказала.
При таких обстоятельствах, исковые требования Епишиной Н.Н. к Администрации г. Кудымкара о возложении обязанности поставить на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Епишиной Н.Н. к Администрации г. Кудымкара о возложении обязанности поставить на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Ю.А.Чащина