Егорлыкский районный суд Ростовской области Дело № 2-510/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2014 года станица Егорлыкская Ростовской области
Егорлыкский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Колесниковой И.В.,
с участием:
прокурора - помощника прокурора Егорлыкского района Ростовской области Бочаровой Е.В.,
представителя Управления социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района Ростовской области Администрации Егорлыкского района Ростовской области Солодовниковой И.В.,
при секретаре Поповой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района в интересах Шаповаловой Н.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района Ростовской области об обязании произвести перерасчет размера льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство труда и социального развития Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
В Егорлыкский районный суд Ростовской области суд обратился прокурор Егорлыкского района в интересах Шаповаловой Н.А. с иском к УСЗН Администрации Егорлыкского района об обязании произвести перерасчет размера льгот по оплате жилья и коммунальных услуг Шаповаловой Н.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из 100% компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, без учета доли занимаемой Шаповаловой Н.А. общей площади жилого помещения (с учетом уточненных исковых требований), ссылаясь в обоснование исковых требований на то, что Шаповалова Н.А. является педагогическим работником, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем МДОУ № «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является преподавателем в МБДОУ ДОД <данные изъяты> ЦВР; с ДД.ММ.ГГГГ является получателем адресной социальной помощи в виде социальных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение действующего законодательства Шаповаловой Н.А. до ДД.ММ.ГГГГ расчет данных выплат производился только на долю педагогического работника, из расчета четырех зарегистрированных и совместно проживающих с ней членов семьи.
В судебном заседании прокурор Бочарова Е.В. уточненные исковые требования и доводы искового заявления поддержала, просила иск прокурора удовлетворить.
Представитель УСЗН Администрации Егорлыкского района Ростовской области Солодовникова И.В. исковые требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на исковое заявление, согласно которому расчет Шаповаловй Н.А. в ДД.ММ.ГГГГ производился в зависимости от количества зарегистрированных и проживающих совместно с ней членов семьи, в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем оснований для обязания УСЗН произвести перерасчет в указанный в иске период размера льгот Шаповаловой Н.А. не имеется. Шаповалова Н.А. состоит на учете в УСЗН Администрации Егорлыкского района и пользуется мерами социальной поддержки как педагогический работник с ДД.ММ.ГГГГ, с момента постановки на учет соглашалась и не оспаривала выплачиваемые суммы, в связи с чем иск заявлен с пропуском срока исковой давности.
Дело рассмотрено в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца Шаповаловой Н.А., третьего лица, извещенных о месте и времени судебного заседания, ходатайствовавших о рассмотрении дела без их участия (л.д. 46,51, 62).
Министерство труда и социального развития в возражениях на исковое заявление прокурора просило в удовлетворении исковых требований отказать, полагая, что правомерных оснований для перерасчета размера компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Шаповаловй Н.А. за указанный в исковом заявлении период не имеется, поскольку с Шаповаловой Н.А. зарегистрированы три члена семьи, которые к льготным категориям граждан не относятся. Размер ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шаповаловой Н.А., как работнику образования, проживающему в сельской местности, составлял <данные изъяты> рублей.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Шаповалова Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем в МДОУ детский сад № «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ работает педагогом дополнительного образования в МБОУ ДОД <данные изъяты> центр внешкольной работы, что подтверждается: копией трудовой книжки (л.д. 9-10), справкой МБОУ ДОД <данные изъяты> ЦВР (л.д. 7).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шаповалова Н.А. проживала в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме по <адрес>, с ней были зарегистрированы и проживали: муж Ш.С.В., сын Ш.И.С., дочь Ш.А.С. (л.д. 8, 7 оборот,11,12).
ДД.ММ.ГГГГ Шаповалова Н.А. обратилась в УСЗН Администрации Егорлыкского района с заявлением о предоставлении ей адресной социальной помощи в виде социальных льгот как педагогическому работнику (л.д. 31) и с этого времени состоит на учете в УСЗН, является получателем компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д. 29-20).
В соответствии с абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года N3266-1 «Об образовании» (в редакции, действовавшей по 10.01.2011 года.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
То есть указанной правовой нормой педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, при том, что указанные положения федерального законодательства не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размером занимаемой жилой площади и нормативами потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29.12.2010 года N439-ФЗ абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N3266-1 «Об образовании» был изложен в новой редакции, в соответствии с которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодательством право педагогических работников на их получение. Это подтверждается ст. 3 этого же Федерального закона, в соответствии с которой нормативные правовые акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года N3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из указанных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако не наделены правом снижать уровень социальных гарантий для указанной категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В силу ст.ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года N274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" (в редакциях, действующих в спорный период) педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным Администрацией (Правительством) Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.
Уровень социальных гарантий педагогический работников остался прежним и в связи с внесением изменений в указанные положения Областного закона РО от 17.01.2005 года N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области"
Так, согласно положений ст. ст. 1, 2 Областного закона компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат производится педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности), в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения с учетом совместно проживающих с педагогическим работников членов его семьи.
Следовательно, указанный Областной закон не устанавливает и ранее не устанавливал никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника; размер возмещаемых затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг до 01.07.2013 года зависел только от регионального стандарта стоимости услуг ЖКХ на один квадратный метр жилого помещения, но не зависел от размера самого жилья.
Из указанных правовых норм следует, что Шаповалова Н.А. имела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ право на 100-процентную компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг вне зависимости от количественного состава членов ее семей, проживающих с ней в жилом помещении.
Согласно предоставленному ответчиком расчету (л.д. 29) размер ЕДВ по оплате коммунальных услуг по региональным стандартам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шаповаловой Н.А., проживающей по <адрес>, рассчитывался с учетом норматива жилой площади, приходящейся на ее долю. Так с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шаповаловй Н.А. выплачено ЕДВ в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно с учетом норматива площади, исчисленной, исходя из состава семьи – 4 человека. Аналогичным образом расчет производился и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ЕДВ составила <данные изъяты> рублей ежемесячно, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ЕДВ – <данные изъяты> рублей, что противоречит вышеуказанным правовым нормам.
При таких обстоятельствах требования прокурора, предъявившего иск в интересах Шаповаловой Н.А. о необходимости перерасчета льгот по оплате жилья и услуг ЖКХ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованы представленными и исследованными в суде доказательствами.
Доводы Управления социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района Ростовской области о законности произведенных выплат истцу суд отвергает, так как они основаны на неверном толковании вышеназванных правовых норм. Также судом отклоняются доводы УСЗН Администрации Егорлыкского района о пропуске прокурором срока исковой давности, так как исковые требования прокурором предъявлены в пределах срока, предусмотренного ст. 196 ГК РФ.
Прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины, Управление социальной защиты населения Администрации Егорлыкского района Ростовской области, как структурное подразделение органа местного самоуправления – Администрации Егорлыкского района в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ также подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░