Дело 2-496/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 ноября 2017 года п. Кизнер Удмуртской Республики
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Насибулиной Н.Л.,
при секретаре Чернышевой А.Н.,
с участием истца Белозёровой Екатерины Рамилевны,
представителя истцов – адвоката Куренкова Л.Н., предоставившего удостоверение №264 и ордер №000645,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарасова Руслана Олеговича, Белозёровой Екатерины Рамилевны к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казённому учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности на квартиру и включении в состав наследственной массы недвижимого имущества,
установил:
Истцы Тарасов Р.О. и Белозёрова Е.Р. обратились в суд к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казённому учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ с исковыми требованиями: признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на квартиру под кадастровым номером 18:13:023001:687, площадью 29,7 кв.м, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> включить указанную квартиру в наследственную массу имущества, оставшегося после смерти ФИО1, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами.
ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка истцов по линии матери ФИО1, которая проживала в вышеуказанной квартире. Право собственности на эту квартиру было признано за ней по решению Кизнерского районного суда УР от 25.02.2015 года, но своё право в установленном законом порядке она не зарегистрировала по причине престарелого возраста и болезни. Истцы считают, что регистрация права на спорную квартиру 02.05.2017 года за ответчиками произведена ошибочно, так как Министерство обороны РФ и ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» являлись ответчиками по иску ФИО1 о признании права собственности на квартиру, решение суда не обжаловали. Исковые требования основаны на положениях ст.8, 218, 1142, 1152, 1153 ГК РФ.
В судебном заседании истец Белозёрова Е.Р. полностью поддержала исковое заявление. Суду пояснила, что ее бабушка всю жизнь проживала и работала в войсковой части, получила за работу указанную квартиру, в которой на день смерти проживала одна. По решению суда в 2015 году на квартиру было установлено за ФИО1 право собственности в порядке приватизации, решение суда вступило в законную силу. Бабушка заболела и не зарегистрировала право собственности. После смерти бабушки узнали, что право собственности за ней на квартиру не зарегистрировано. В настоящее время в квартире бабушки никто не проживает. Других наследников кроме ее и брата Тарасова Р.О. нет, их мать и брат матери умерли ранее бабушки.
Представитель истцов адвокат Куренков А.Л. полностью поддержал исковое заявление на основании изложенных в нём обстоятельств, суду дополнил, что согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости право оперативного управления данной квартирой зарегистрировано за Федеральным казенным учреждением «Приволжско-Уральским территориальным управлением имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Документы-основания регистрации права собственности за Российской Федерацией и оперативного управления Минобороны РФ не указаны. Регистрация произведена ошибочно, поскольку МО РФ и ФГКУ Приволжско-Уральское ТУИО были ответчиками по иску ФИО1 о признании права собственности в порядке приватизации на спорную квартиру, решение суда не обжаловали. Право собственности не было зарегистрировано за ФИО1 по причине ее престарелого возраста и болезни. В силу ст.218 ГК РФ квартира является наследственным имуществом и переходит к наследникам.
Истец Тарасов Р.О. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены о дате рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, ходатайство об отложении дела не направили, каких-либо возражений по иску в суд не прислали. Копия искового заявления получена ответчиками 06.09.2017г., 14.09.2017г., что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.
Представитель третьего лица Управления Россреестра по УР в судебное заседание не явился, направил в суд заявление об отсутствие возражений по иску и рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третье лицо нотариус нотариального округа «Кизнерский район УР» Решетникова Е.С. в судебное заседание не явилась, извещена о дате рассмотрения дела надлежащим образом.
При изложенных обстоятельствах, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и оценив их в совокупности, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.ст. 217, 235 ГК РФ имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ, а также в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Решением Кизнерского районного суда от 25.02.2015г. за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано право собственности на <адрес> УР. Вступившее в законную силу 03.04.2015г. решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности ФИО1 на жилое помещение.
Согласно свидетельства о смерти II-НИ № 574814 от 28.06.2017г. ФИО1 умерла 27.06.2017г.
Как видно из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости право оперативного управления спорной квартирой зарегистрировано за Федеральным государственным казенным учреждением «Приволжско-Уральским территориальным управлением имущественных отношений» Министерства обороны РФ 02.05.2017г. Документы-основания регистрации права собственности за Российской Федерацией и оперативного управления Минобороны РФ не указаны.
Таким образом, на момент регистрации квартиры ответчиками право собственности на эту квартиру было признано за ФИО1 по решению суда, которое не обжаловано и вступило в законную силу.
Между тем, гражданское законодательство РФ не предусматривает возможность регистрации права за лицом, не являющимся собственником недвижимого имущества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанная регистрация права собственности не может быть признана действительной, поскольку состоялась за учреждениями, не являющимися собственниками квартиры.
В связи с этим, то обстоятельство, что правоспособность Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ до совершения регистрации права собственности на долю в жилом помещении на законных основаниях отсутствовала, то запись о такой регистрации подлежит исключению из ЕГРП.
Исходя из разъяснений, данных в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" -граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, в состав наследственной массы ФИО1 подлежит включению квартира по адресу <адрес>3, право собственности на которую установлено решением Кизнерского районного суда УР.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии со ст.1141, ст.1142 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 ГК РФ. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления. Наследники одной очереди наследуют в равных долях.
Согласно ч.1 ст.1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Согласно указанным выше нормам законодательства Тарасов Р.О. и Белозёрова Е.Р. является наследниками имущества умершей ФИО1, как её внуки. Наследников первой очереди нет, мать истцов ФИО1 (ФИО1, ФИО1 ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Факт родства истцов и умершей ФИО1 подтверждается свидетельством о рождении ФИО2, где матерью указана ФИО1. Свидетельствами о рождении Тарасова Р.О. и Гафаровой (Белозёровой) Е.Р., где матерью указана соответственно ФИО10 и ФИО11, справками о заключении брака ФИО2, ФИО10, свидетельствами о расторжении брака между ФИО10 и ФИО12, ФИО11и ФИО13
Согласно ч.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Исходя из изложенных выше норм права и установленных обстоятельств, суд считает необходимым признать недействительность записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» на квартиру по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>3 и включить указанную квартиру в состав наследственной массы имущества, оставшегося после смерти ФИО1
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Тарасова Руслана Олеговича, Белозёровой Екатерины Рамилевны к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казённому учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности на квартиру и включении в состав наследственной массы недвижимого имущества, удовлетворить.
Признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на квартиру под кадастровым номером 18:13:023001:687, площадью 29,7 кв.м, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Включить в наследственную массу имущества, оставшегося после смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, квартиру, расположенную по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кизнерский районный суд УР.
Решение суда в окончательной форме принято 24 ноября 2017 года.
Председательствующий судья Н.Л. Насибулина