Дело № 2-1386/2015
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
01 июня 2015 года.
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего Ман-за О.В.,
при секретаре Лобановой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску прокурора Акшинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Попов об исполнении обязанности по обеспечению прав инвалидов на доступное пользование объектом социальной инфраструктуры,
у с т а н о в и л :
Прокурор Акшинского района Забайкальского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее:
Прокуратурой Акшинского района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав инвалидов на доступное пользование объектами социальной инфраструктуры. Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что в нарушение действующего законодательства вход в магазин «Промтовары», расположенного по адресу: <адрес>, не приспособлен для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения, т.к. не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание магазина. На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 75 АА № № собственником указанного здания является Попов По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сведениям Акшинского отдела социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на территории Акшинского района зарегистрировано всего 1173 инвалида, из них инвалиды по зрению – 65, инвалиды-колясочники – 29. Таким образом, бездействие ответчика в виде непринятия мер по надлежащему обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе детей-инвалидов) нарушает права указанной категории лиц и противоречии действующему законодательству.
Просит суд обязать Попов в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу оборудовать вход в магазин «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, специальными конструкциями либо приспособлениями, в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13320.2012. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для малолмобильных групп населения.
В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора Черновского района г.Читы Попова Г.В. исковые требования поддержала полностью и пояснила аналогичное вышеизложенному.
Ответчик Попов в суд не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд отмечает, что перечисленные в статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Из материалов дела следует, что собственником нежилого помещения магазина "<данные изъяты>" расположенного по адресу: <адрес>, является ответчик Попов
К объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения, сооружения, к которым относится и здание помещения магазина "Промтовары", расположенное по адресу: <адрес>, а, значит, оно подлежит оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой установлено, что вход в указанный магазин не приспособлен для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения, т.к. не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание магазина, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.
Доказательств обратного в ходе судебного разбирательства не добыто.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в редакции от 02.07.2013), жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Деятельность ответчика относится к сфере по оказанию услуг населению, и соответственно, магазин ООО "Промтовары" является объектом социальной инфраструктуры, а обязанность организаций по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры прямо предусмотрена статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, учитывая, что обязанность по оборудованию здания магазина «<данные изъяты>» специальными конструкциями возложена на собственника в силу закона, суд считает необходимым возложить обязанность по обеспечению прав инвалидов на доступное пользование объектом социальной инфраструктуры на ответчика Попов
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Акшинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд находит возможным удовлетворить требования прокурора об установлении ответчикам срока по исполнению обязанности по обеспечению прав инвалидов на доступное пользование объектом социальной инфраструктуры в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, как указано в исковом заявлении, поскольку данное условие не противоречит положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и не нарушает права ответчика.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Акшинского района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать Попов в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу оборудовать вход в магазин «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, специальными конструкциями либо приспособлениями, в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13320.2012. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для малолмобильных групп населения.
Взыскать с Попов государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение одного месяца через Черновский районный суд г.Читы.
Судья: