Дело № 2-2331/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.03.2015 года г. Петрозаводск
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
в составе судьи |
Е.В. Лазаревой |
при секретаре |
А.А. Куценко |
при участии представителя заявителя |
адвоката А.Ю. Дегтева, действующего на основании удостоверения и ордера № 132 от 27.02.2015 |
представителя заинтересованного лица |
М.В. Калачевой, действующей на основании доверенности от 31.12.2014 |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мамедова Т.А.о. о признании незаконным решения Администрации Петрозаводского городского округа, оформленного письмом №5.3-08-876-М от 16.12.2014, об отказе в выдаче градостроительного плана на земельные участки, имеющие кадастровые номера <данные изъяты>, понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Мамедов Т.А.о. (далее – заявитель, собственник) обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Петрозаводского городского округа (далее – заинтересованное лицо, Администрация), оформленного письмом № 5.3-08-876-М от 16.12.2014 (далее – оспариваемое решение, решение от 16.12.2014), которым заявителю было отказано в выдаче градостроительного плана на земельные участки, имеющие кадастровые номера <данные изъяты> (далее – участок 24), <данные изъяты> (далее – участок 27), расположенные по адресу: <адрес>, в котором располагается магазин, (далее – здание магазина, дом 2), собственником которых, равно как и собственником дома 2 является заявитель, полагая, что указанное в оспариваемом решении основания отказа в выдаче градостроительного плана спорного участка, противоречат положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и нарушает права и законные интересы собственника на использование земельными участками, в связи с чем просит признать незаконным оспариваемое решение, а также обязать администрацию устранить допущенные нарушения посредством понуждения Администрации выдать в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда градостроительный план спорного земельного участка для реконструкции здания магазина.
Заявитель, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Его представитель на доводах, изложенных в заявлении, настаивал, пояснив, что здание магазина нуждается в реконструкции и ремонте, для чего и потребовалось получение градостроительного плана.
Представитель Администрации в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях, дополнительно пояснив, что получение разрешения на строительство для выполнения указанных заявителем работ и, как следствие, получение градостроительного плана, не требуется.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Заявитель с 14.10.2009 является собственником земельных участков 24 и 27, на которых располагается здание магазина, неоднократно перестраивавшееся и реконструировавшееся, притом что последний раз было введено в эксплуатацию на основании разрешения от 27.04.2009, а право собственности было зарегистрировано за заявителем 24.03.2010. Земельный участок 24 находился в собственности у правопредшественника заявителя с 2004 года, при этом он относится к категории земель – земли поселений, разрешенное использование – для эксплуатации здания магазина. Земельный участок № 27 предоставлен правопредшественнику заявителя 07.02.2007, при этом указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для реконструкции с расширением в виде пристройки здания магазина.
Собственник 05.12.2014 обратился в Администрацию с заявлением, которым просил выдать градостроительный план на спорные участки для реконструкции здания магазина, однако оспариваемым решением в выдаче градостроительного плана было отказано на основании п.п. 2.8.1 п. 2.8 Административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 638 от 14.02.2012 (далее – Регламент № 638) ввиду того, что земельный участок 27 полностью, а земельный участок 24 – частично, в соответствие Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденного решением Петрозаводского городского Совета № 26/38-771 от 11.03.2010 (далее – Правила землепользования и застройки) расположены в природно-рекреационной зоне, в которой реконструкция здания магазина не допускается.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
При этом согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - постановление от 10.02.2009), при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности ч. 3 ст. 8 ГрК РФ отнесены, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов и др.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.
По смыслу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.
В ч.ч. 1 и 2 ст. 44 ГрК РФ указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст.ст. 44 и 46 ГрК РФ. Так подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч.ч. 1-16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Оснований для отказа в утверждении и выдачи градостроительного плана Градостроительный кодекс РФ не содержит. Доказательств непредставления заявителем необходимых документов Администрацией не представлено. Однако, суд отмечает, что оспариваемое решение не содержит данных об отсутствии конкретных документов либо об отсутствии документов, подтверждающих конкретные обстоятельства, которые необходимы для подготовки градостроительного плана, в связи с чем данное основание для отказа в выдаче градостроительного плана является, по сути, необоснованным, имея ввиду и то обстоятельство, что Градостроительный кодекс РФ не предусматривает обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также его правомочий в отношении земельного участка.
При этом учитывается, что в силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его владелец вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов.
В материалы гражданского дела Администрацией представлена выкопировка из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки, согласно которой спорные участки находятся (участок 24 – частично) в природно-рекреационной зоне.
В ст. 60 Правил землепользования и застройки указаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, среди которых отсутствует индивидуальное жилищное строительство.
Согласно ст. 43 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Могут устанавливаться такие ограничения прав на землю: как в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Анализ указанных положений Градостроительного кодекса РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом сложившегося землепользования и разрешенного использования земельных участков при соблюдении прав граждан на принадлежащее им имущество, в том числе предназначенное для проживания. Иное толкование указанных положений закона может привести к нарушению конституционных прав граждан.
Кроме того судом установлено, что спорные участки являются ранее учтенными, решения о предоставлении которых были приняты задолго до введения Правил землепользования и застройки, притом что право собственности на них у заявителя возникло 14.10.2009.
Более того, оба земельных участка предоставлялись (самое позднее – 07.02.2007) и длительное время (вплоть до настоящего времени) использовались для эксплуатации здания магазина, то есть до 11.03.2010 (начала действия Правил землепользования и застройки).
Таким образом, с учетом буквального содержания абзаца шестого подпункта 2.8.1 пункта 2.8 Регламента № 638 Администрация была не вправе отказывать в предоставлении муниципальной услуги по подготовке, утверждению и выдаче градостроительных планов спорных участков в том числе ввиду несоответствие представленных документов Правилам землепользования и застройки.
Как в момент предоставления земельных участков, так и в настоящее время единственным видом его разрешенного использования является использование для эксплуатации магазина. Помимо этого, учитывается, что на земельном участке располагается принадлежащее заявителю здание магазина, право на который зарегистрировано в ЕГРП.
Доводы заинтересованного лица относительно отсутствия необходимости в получении разрешения на выполнение работ, рекомендованных проектной организацией в целях поддержания надлежащего технического состояния здания не могут являться основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, поскольку наличие или отсутствие оснований для получения разрешения на строительство (реконструкцию) здания магазина на стадии получения градостроительного плана на земельные участки не входит в компетенцию Администрации.
При этом учитывается и то обстоятельство, что право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана – документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод.
Кроме того, ограничения на использование земельного участка (помимо ограничения в целях индивидуального жилищного строительства) в силу ч. 2 ст. 44 ГрК РФ могут быть установлены градостроительным планом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о неправомерности отказа Администрации в выдаче градостроительного плана спорных земельных участков, нарушающим право заявителя на получение градостроительного плана на находящиеся в его собственности земельные участки и о возложении на заинтересованное лицо обязанности устранить допущенное нарушение посредством понуждения выдать градостроительный план на него.
При этом, с учетом того обстоятельства, что при обращении в Администрацию заявитель испрашивал о выдаче градостроительного плана для реконструкции магазина, суд полагает необходимым обязать заинтересованное лицо выдать градостроительный план земельного участка для реконструкции магазина.
Определяя срок, в течение которого Администрации следует устранить допущенное нарушение, суд исходит из срока, установленного ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, а также из необходимости получения всех необходимых сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка в силу ч.ч. 3 и 4 ст. 46 ГрК РФ, притом что ранее заинтересованное лицо имело возможность получить необходимые документы и сведения, в связи с чем полагает необходимым установить его равным 10 дням со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 199ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа, оформленное письмом №5.3-08-876-М от 16.12.2014, об отказе выдать градостроительный план на земельные участки, имеющие кадастровые номера <данные изъяты>, для реконструкции здания магазина, расположенного по адресу: Республика Карелия, <адрес>.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу выдать Мамедову Т.А.о. градостроительный план на земельные участки, имеющие кадастровые номера 10:01:140171:024, 10:01:140171:027, для реконструкции здания магазина, расположенного по адресу: Республика Карелия, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Лазарева
Решение в окончательной форме принято 11.03.2015.
Последний день подачи апелляционной жалобы – 13.04.2015.