Дело № 2а-2472/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 16 мая 2019 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе
председательствующего судьи Речич Е.С.,
при секретаре Царегородцевой Е.И.,
с участием представителя административного истца Фадеева М.В., действующего на основании доверенности,
представителей административного ответчиков Крупиной Н.А., Киреева С.А., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яромчука Сергея Владимировича к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Йошкар-Оле о признании незаконными решений жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ, решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Яромчук С.В. обратился в суд с административным иском, указанным выше, просил признать незаконными решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ, решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что Яромчук С.В. был уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ с должности начальника тыла УМВД России по г. Йошкар-Оле по состоянию здоровья приказом МВД по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ №. На учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы состоял в ЖБК России по г. Йошкар-Оле с ДД.ММ.ГГГГ. Решением центральной жилищно-бытовой комиссии МВД Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ Яромчук С.В. снят с учета граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с п.п. «а» п.5 раздела 1 и п.п. «а» п.22 раздела 2 Правил выпуска и реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Решением от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Йошкар-Оле Яромчук С.В. был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189 –ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, а именно в связи с улучшением жилищных условий – обеспеченность членов семьи истца. При учетной норме в размере 14,5 кв. метров, обеспеченность членов семьи Яромчук С.В. 14,6 кв.м. Не согласившись с указанными решениями административного ответчика, Яромчук С.В. вынужден был обратиться в суд.
Административный истец Яромчук С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель административного истца Фадеев М.В., действующий на основании доверенности, административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Представители административных ответчиков УМВД РФ по г. Йошкар-Оле Крупина Н.А., МВД по Республике Марий Эл - Киреев С.В., действующие на основании доверенностей, с административными исковыми требованиями Яромчука С.В. не согласились, просили в удовлетворении искового заявления отказать по изложенным в отзыве основаниям. Указали о пропуске Яромчуком С.В. срока на обращение в суд по требованию о признании решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий от 27 марта 2018 года, поскольку истцу направлялась копия решения.
Заинтересованное лицо Яромчук С.В., в судебное заседании не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Яромчук С.В. проходил службу в органах внутренних дел Республики Марий Эл с 1997 года на различных должностях.
В 2014 году приказом Министерства внутренних дел Республики Марий Эл истец уволен из органов внутренних дел по состоянию здоровья. Общая продолжительность службы на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, составляет 10 лет 2 месяца 26 дней.
ДД.ММ.ГГГГ Яромчук С.В. обращался с рапортом на имя председателя ЖБК УВД г. Йошкар-Олы о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Яромчук С.В. обращался с рапортом на имя председателя ЖБК УВД г. Йошкар-Олы о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий с даты подачи первого рапорта – ДД.ММ.ГГГГ
Решением жилищно-бытовой комиссии УВД по г. Йошкар-Ола (протокол №5 от 8 сентября 2008 года) Яромчук С.В. восстановлен в списке очередников на получение и улучшение жилья с даты подачи первого рапорта.
В судебном заседании установлено, что Яромчук С.В. и его супруга проживают в квартире, принадлежащей на праве общей долевой собственности матери Яромчук К.П. и сыну Яромчук М.С., общей площадью 58,4 кв.м. В собственности административный истец и его супруга жилых помещений не имеют. Обеспеченность жилым помещением на каждого члена семьи составляет 14,6 кв.м.
Согласно личному делу № Яромчука С.В., он состоял на учете по улучшению жилищных условий, поскольку он и члены его семьи были обеспечены жильем ниже учетной нормы, установленной Постановлением Правительства Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ № - менее 16 квадратных метров.
Постановлением главы администрации города Йошкар-Олы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в размере 14,5 кв. м общей площади на одного члена семьи.
Решением жилищно-бытовой комиссии УМВД по г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ Яромчук С.В. был снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, а именно в связи с улучшением жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения (п.1 ч.2 ст. 32 ЖК РСФСР).
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии МВД Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ Яромчук С.В. снят с учета граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством в соответствии с п.п. «а» п.5 раздела 1 и п.п. «а» п.22 раздела 2 Правил выпуска и реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Как следует из выписки из протокола № заседания центральной жилищно-бытовой комиссии МВД Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ снованием снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч.2 ст.6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» явилась обеспеченность членов семьи - в соответствии с п.1 постановления главы администрации города Йошкар-Олы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения» на территории муниципального образования «Город Йошкар-Ола» установлена учетная норма в размере 14,5 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
В части 1 ст.6 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ч.1 ст.51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее Правила»).
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил правом на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия обладают сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
П.п. «а» п. 22 Правил предусмотрено, что основанием для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил.
Основания увольнения Яромчука С.В. – по состоянию здоровья и срок службы в органах внутренних дел свыше 10 лет ответчиками не оспаривается.
Суд полагает, что оснований для снятия Яромчука С.В. с учета граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» не имелось, поскольку он был поставлен на льготную очередь для улучшения жилищных условий в 2001 году, задолго до введения в действие нормативных актов, послуживших основанием для снятия заявителя с учета.
Данные доводы подтверждаются п. 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 1549-О-П, который гласит: по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 01.03.2005 г. принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 23 декабря 2015 года «Обзор практики рассмотрения судами в 2013-2014 года дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда», в котором указано, что изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Изменение же органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может служить основанием для снятия таких граждан с учета на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
На основании указанных норм права основания, указанные в решениях Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл от 17 января 2019 года и жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Йошкар-Ола от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны законными, поскольку Яромчук С.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным ответчиком заявлено о пропуске Яромчуком С.В. срока на обращение в суд с заявлением о признании решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Суд полагает, что административный истец обратился с заявлением в суд в пределах установленного трехмесячного срока, после получения сведений о принятии решения Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для отказа в удовлетворении требований о признании решения жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в связи с пропуском срока на обращение в суд не имеется, поскольку административным ответчиком УМВД России по г. Йошкар-Оле не представлено достоверных сведений, подтверждающих, что Яромчук С.В. был извещен о решении жилищно-бытовой комиссии УМВД России по г. Йошкар-Оле от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку из журнала исходящей корреспонденции №5929 не представляется возможным сделать однозначный вывод о направленном письме, факт его получения (возврата) административным ответчиком не подтвержден.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативно-правовым актам и нарушающими права и свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующе административное исковое заявление.
Таким образом, суд полагает возможным удовлетворить требования Яромчук С.В. о признании незаконными решения Центральной жилищно-бытовой комиссии внутренних дел по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ, решения Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 293-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными и отменить решение жилищно-бытовой комиссии УМВД по г. Йошкар-Ола от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Яромчука Сергея Владимировича с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Признать незаконным и отменить решение центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Яромчука Сергея Владимировича с учета – участника основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан», установленных федеральным законодательством.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Е.С. Речич
Мотивированное решение
составлено 20 мая 2019 года