Судья Санжаровская Н.Ю. дело № 33-1434/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 3 марта 2016 года дело по апелляционным жалобам администрации МО ГО « ...» и представителя З на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 3 декабря 2015 года, которым заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «...», индивидуальным предпринимателям М, Г удовлетворено. Обязана администрацию МО ГО «...» оборудовать остановку маршрутных транспортных средств общего пользования, расположенную по адресу: ... с левой стороны автодороги ...» по ..., район жилого дома № ..., техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации и безопасности к объекту транспортной инфраструктуры в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязан индивидуальный предприниматель Г оборудовать торговый павильон № ... остановочного комплекса «...», расположенный по адресу: Республика ... с левой стороны автодороги «...» по пр. ..., район жилого дома № ..., техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации и безопасности к объекту социальной инфраструктуры в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязан индивидуальный предприниматель М оборудовать торговый павильон № ... остановочного комплекса «...», расположенный по адресу: ... с левой стороны автодороги «...» по пр. ..., район жилого дома № ..., техническими средствами реабилитации инвалидов, используемыми для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в соответствии с установленными требованиями действующей нормативно-технической документации и безопасности к объекту социальной инфраструктуры в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований прокурору ... в интересах неопределенного круга лиц к ... отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А, объяснения представителя администрации МО ГО « ...» ...., представителя З., мнение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор ..., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО ГО «...», индивидуальным предпринимателям ... о возложении обязанности по оборудованию остановки маршрутных транспортных средств с двумя торговыми павильонами, расположенных по адресу: ... с левой стороны автодороги «... по ..., район жилого дома ..., специальными приспособлениями и оборудованием для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденным Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, указав, что вход в торговые павильоны, а также на остановку общественного транспорта недоступен для инвалидов и других маломобильных групп населения.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации МО ГО ...» иск не признал.
Ответчик ... извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, его представитель ... с иском не согласилась, указав на то, что он не является надлежащим ответчиком.
Ответчики ... с иском согласились.
Ответчик ... в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Третьи лица ... районная организация Всероссийского общества ..., Дорожное агентство ..., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрация МО ГО « ...» не согласен с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, указывая, что остановочный комплекс является движимым имуществом, а экспертом при проведении экспертизы учтены требования СНиП35-01-2001 предъявляемые к недвижимому имуществу; полагает проведенную экспертизы недопустимым доказательством по делу; собственниками торгово- остановочного комплекса являются ...., которые должны обеспечить надлежащий доступ к объекту. В апелляционной жалобе представитель ... не согласен с решением суда и просит его отменить, ссылаясь, что экспертиза, проведенная в рамках рассмотрения дела является недопустимым доказательством по делу.
Иными лицами решение суда не обжалуется, в связи с чем, согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 вышеназванного Федерального закона, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения и др.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими приспособлениями и оборудованием: визуальной и звуковой информацией; специальными указателями около строящихся и ремонтируемых объектов; звуковой сигнализацией у светофоров; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов; санитарно-гигиеническими помещениями; пандусами и поручнями при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; специальными указателями переходов улиц и маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон; пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальными поручнями, ручками или другими приспособлениями для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах; специальными указателями мест для бесплатной парковки специальных автотранспортных средств инвалидов - на автостоянках и в местах парковки транспортных средств (до 10 процентов мест, но не менее одного места).
Судом по делу установлено, что в ... году администрация МО ГО «...» выдала ... разрешение демонтировать существующий остановочный навес на металлических опорах (тип «...») в ..., по ... в районе жилого дома ..., и установить на данном месте остановочный комплекс с двумя торговыми павильонами (движимое имущество) с подключением объекта к инженерным коммуникациям, что следует из представленного в материалы дела обоснования размещения объекта № ... от <Дата обезличена>, выданного Управлением ...» ( ...).
Указанный земельный участок находится в границах земельного участка, предоставленного для обслуживания автомобильной дороги «...», и является собственностью МО ГО «...».
Письмом от <Дата обезличена> Дорожное агентство ... согласовало ... строительство «...» на км ... с левой стороны автодороги «...» при условии расположения комплекса на расстоянии не менее 3,5 метров от кромки проезжей части автодороги.
<Дата обезличена> между ... и ГУ РК «...» заключен договор на право производства работ по строительству торгово-остановочного комплекса в полосе отвода автомобильных дорог.
На основании договора инвестирования строительства торгово-остановочного комплекса от <Дата обезличена> застройщик ... привлекла к долевому участию в строительстве торгово-остановочного комплекса, расположенного на км ... с левой стороны автодороги «...» по адресу: <Адрес обезличен>, З на условиях предоставления последнему имущественного права на получение и оформление в собственность после окончания строительства ? доли в праве собственности на данный объект.
На основании соглашения ... об установлении права ограниченного пользования чужим земельным участком (частного сервитута) от <Дата обезличена> администрация МО ГО «...» на правах собственника предоставила ... для размещения и обслуживания остановочного комплекса с установкой двух торговых павильонов право ограниченного пользования (сервитут) частью земельного участка площадью ... кв.м с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., в северо-западной части условного кадастрового квартала, границы которого совпадают с границами ... кадастрового района. Сервитут зарегистрирован в ЕГРП <Дата обезличена>.
Согласно п. 1.3 соглашения сервитут установлен на срок размещения остановочного комплекса с установкой двух торговых павильонов.
В соответствии с п. 6.1 соглашения сервитут сохраняет действие в случае перехода права пользования, владения или собственности к другому лицу.
<Дата обезличена> между .... и ... заключен договор купли-продажи нежилого строения торгово-остановочного павильона, в соответствии с которым ... передал в собственность .... торгово-остановочный павильон № ..., расположенный по адресу: ..., район жилого дома ..., на земельном участке с правом ограниченного пользования (сервитут) с кадастровым номером ....
Установлено, что в помещении торгового павильона № .... осуществляет деятельность по предоставлению населению услуг общественного питания.
<Дата обезличена> между ... и .... заключен договор купли-продажи нежилого строения торгово-остановочного павильона, в соответствии с которым ... передал в собственность ... торгово-остановочный павильон № 2, расположенный по адресу: ..., район жилого дома ... на земельном участке с правом ограниченного пользования (сервитут) с кадастровым номером ....
Установлено, что в помещении торгового павильона ... осуществляет розничную торговлю населению непродовольственными товарами.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, а также заключению эксперта ООО « ...» от <Дата обезличена> № ... и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу что остановка маршрутных транспортных средств общего пользования и торговые павильоны, расположенные по адресу: ... с левой стороны автодороги «...» по ..., район жилого дома ..., не приспособлены для доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, поскольку, как следует из заключения эксперта лестница с пандусом, ведущая к остановочному комплексу «Проспект» с двумя торговыми павильонами со стороны дворового входа (с задней стороны здания), не соответствует требованиям пунктов 4.1.15, 4.1.17 - 4.1.19, 4.1.21 СП 59.13330.2012 актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; лестница с пандусом, ведущая к остановочному комплексу с двумя торговыми павильонами со стороны проезжей части (пешеходного перехода), не соответствует требованиям пунктов 4.1.4, 4.1.12, 4.1.14, 4.1.19, 4.1.21 СП 59.13330.2012 актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и техническая возможность оборудования остановочного комплекса с двумя торговыми павильонами техническими средствами реабилитации инвалидов в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации имеется при соблюдении условий выделения земельного участка собственником.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы представителя ответчика о не распространении на торгово- остановочный комплекс требований СНиП35-01-2001, судебная коллегия находит не состоятельным, поскольку согласно п. 1.2 СП 59.13330.2012 ( актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Ссылки в жалобе на необоснованность возложения обязанности по приведению остановки общественного транспорта в соответствие с требованиями действующего законодательства на администрацию МО ГО « ...», также не могут быть приняты во внимание.
Из смысла ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что органы местного самоуправления наряду с Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению, в том числе и гражданам, являющимися инвалидами.
Судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 03 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации МО ГО « ...» и представителя З - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: