Дело № 2- 299/ 2018
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 ноября 2018 года пос. Ильинский
Ильинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Стерховой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Поносовой Т.В.,
с участием помощника прокурора Ильинского района Дубова К.А.,
представителя ответчика администрации Посёрского сельского поселения Вайнштейна А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ильинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Посёрское ЖКХ», администрации Посёрского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить котельные резервирующими источниками электропитания,
установил:
прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением жилищно - коммунального законодательства при подготовке и прохождении отопительного периода 2018 - 2019 годов проведена проверка в части обеспечения бесперебойного функционирования котельных, расположенных на территории Ильинского муниципального района <адрес>.
Проверкой установлено, что МУП «Посёрское ЖКХ» осуществляет услуги по поставке тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные на территории Посёрского сельского поселения. Услуги по подаче тепловой энергии осуществляется МУП «Посёрское ЖКХ» с использованием котельных, расположенных по адресу: <адрес>ёр, <адрес>; <адрес>.
Указанные котельные переданы МУП «Посёрское ЖКХ» по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Посёрское ЖКХ» № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между администрацией Посёрского сельского поселения и МУП «Посёрское ЖКХ».
Проверкой установлено, что на указанных котельных резервные источники электропитания отсутствуют.
Обеспечение котельных двумя независимыми взаимно резервирующими источниками питания требуется в целях исключения случаев приостановления поставки электрической энергии на котельную, в том числе ввиду возможных непредвиденных аварийных ситуаций в электрооборудовании.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнил срок для исполнения решения суда, просил его установить до ДД.ММ.ГГГГ. Считает необходимым возложить данную обязанность на каждого из ответчика, поскольку котельная находится в управлении МУП «Посерское ЖКХ», которое также обязано осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции имущества, следовательно обеспечить бесперебойное функционирование котельных.
Представитель ответчика администрации Посёрского сельского поселения ФИО4 в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснил, что требование об обеспечении двух независимых резервирующих источников электропитания котельных обойдётся бюджету поселения в сумму примерно 500 000 рублей. Необходимые средства в бюджете отсутствуют, поскольку он полностью распланирован до 2021 года.
МУП «Посерское ЖКХ» своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Ходатайств об отложении не поступало.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п. п. г, ж п. 2 статьи 11).
В соответствии с п. 4.2 ч.1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов относится организация теплоснабжения, предусмотренным Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения на соответствующих территориях относиться организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязанностей либо отказа указанных органов от исполнения своих обязанностей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В свою очередь безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленным принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.
Пунктом 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 115 установлено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 204 (далее - Правила), в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Пунктами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Правил установлено, что электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно пункту 1.12 СНиП П-35-76 "Котельные установки" котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Таким образом, СНиП П-35-76 "Котельные установки" не предусматривают возможности отнесения котельных к третьей категории надежности электроустановок, котельные могут быть только первой или второй категории надежности.
Требования пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок, предусматривающего разделение электроприемников, в том числе, на третью категорию надежности, распространяются на иные электроустановки, поскольку в части котельных установок действуют специальные нормы и правила.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания.
Из указанных нормативных актов следует о необходимости и об обязанности установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания потребителем электроэнергии для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности, к каковым отнесены и электроприемники котельных.
Из материалов дела следует, что МУП «Посёрское ЖКХ» осуществляет услуги по поставке тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные на территории Посёрского сельского поселения. Услуги по подаче тепловой энергии осуществляется МУП «Посёрское ЖКХ» с использованием котельных, расположенных по адресам: <адрес>ёр, <адрес>; <адрес> (л.д. 6).
Указанные котельные переданы МУП «Посёрское ЖКХ» по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Посёрское ЖКХ» № от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между администрацией Посёрского сельского поселения и МУП «Посёрское ЖКХ» (л.д. 7-9).
Собственником указанных котельных является администрация Посерского сельского поселения (л.д. 23-24).
В ходе судебного заседания нашло своё подтверждение, что на указанных котельных резервные источники электропитания отсутствуют. Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиком.
Обеспечение котельной двумя независимыми взаимно резервирующими источниками питания требуется в целях исключения случаев приостановления поставки электрической энергии на котельную, в том числе ввиду возможных непредвиденных аварийных ситуаций в электрооборудовании, которые могут повлечь за собой перерыв в подаче тепла потребителям, а как следствие возникновение чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора к администрации Посерского сельского поселения обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку именно администрация Посерского сельского поселения, как собственник имущества (котельной), в силу требований ст. 210 ГК РФ, должна нести бремя содержания данного имущества. При этом указанная котельная не имеет резервного источника электропитания, что противоречит требованиям надежности электроснабжения данных котельных и теплоснабжения Посерского сельского поселения. Обязанность по организации электро-теплоснабжения населения отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Учитывая, что обеспечение котельных резервными источниками электроснабжения, не обусловлено необходимостью содержания объекта недвижимости, а связано с использованием органом местного самоуправления законодательных установлений, направленных на обеспечение предотвращения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации оборудования, посредством которого осуществляется теплоснабжение, то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к МУП «Посерское ЖКХ».
Тот факт, что спорные котельные закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП «Посерское ЖКХ» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием к удовлетворению иска, поскольку документов, подтверждающих регистрацию данного договора в органах Управления Росреестра, сторонами не представлено.
Кроме того, сам договор предусматривает только обязанность по сохранности переданного в управление имущества и поддержания его в рабочем состоянии, и не предусматривает каких-либо положений по действию МУП «Посесркое ЖКХ» в условиях возникновения отключения электроэнергии, что увеличивает вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям и может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций.
В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд находит, что срок для устранения допущенных нарушений до 15 сентября 2020 года является разумным и достаточным.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Ильинского района удовлетворить частично.
Обязать администрацию Посёрского сельского поселения Ильинского муниципального района Пермского края в срок до 15 сентября 2020 года обеспечить котельные, расположенные по адресам: Пермский край, Ильинский район, дер. Посёр, ул. Обвинская, д. 2; Пермский край, Ильинский район, дер. Садки, ул. Дениса Лузина, д. 18а, электроснабжением от двух независимых резервирующих источников электропитания.
В удовлетворении требований к МУП «Посерское ЖКХ» отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю. Стерхова