Решение по делу № 2-625/2016 от 18.10.2016

дело №2-625/2016 г. Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 ноября 2016 года г. Бежецк

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Бойцовой Н.А.

при секретаре судебного заседания Лагусевой С.С.,

с участием помощника прокурора Военной прокуратуры Тверского гарнизона Мурзина Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-625/2016 г. по иску Шутова А.Н. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Шутов А.Н. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указал следующее. Он является нанимателем квартиры <адрес>. Квартира была предоставлена на основании договора социального найма , выданного ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района» Минобороны России ***, состоит из 2 жилых комнат и имеет после уточнения Бежецкого филиала ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ» жилую площадь <данные изъяты> кв. м. Он в квартире проживает один. Квартира является единственным местом его проживания. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» он принял решение приватизировать занимаемую им квартиру. Он с другими жителями <адрес> обратился к начальнику ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района» Минобороны РФ с заявлением о заключении договора передачи в частную собственность спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, на что тот ответил отказом, сославшись на разъяснения Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ: «квартирно-эксплуатационные органы (в том числе, ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района») не уполномочены напрямую заключать договоры передачи жилых помещений физическим лицам в порядке приватизации». В то же время рекомендовал обратиться в суд для признания права собственности на квартиру в порядке приватизации. Нормы п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» свидетельствуют об отсутствии запрета на приватизацию занимаемого им жилого помещения, поэтому отказ в удовлетворении требований нельзя считать правомерным. В связи с тем, что занимаемая им квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, считает, что отказ ответчика в приватизации указанной квартиры нарушает его право на приватизацию жилого помещения и является неправомерным. Просил признать за ним право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Истец Шутов А.Н., его представитель Бушуев А.Ю. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены заранее и надлежащим образом (л.д.13, 15 том 2), об отложении дела не ходатайствовали.

Представитель ответчика – Министерства обороны РФ, в судебное не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен заранее, надлежащим образом (л.д.19 том 2), согласно заявлению просил дело рассмотреть без своего участия, против иска возражает, просит в его удовлетворении отказать, поскольку спорная квартира отнесена к числу служебных, документов об изменении ее статуса не имеется. Кроме того, в законную силу вступил приговор Бежецкого городского суда от 04 июля 2016 г., согласно которому Шутов А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. Материалами уголовного дела в отношении Шутова подтверждено, что документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывал свои требования, являются фиктивными (л.д. 24-26 том 2).

Представители третьих лиц - Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, территориальное отделение ФГКУ «Западное региональное Управление жилищного обеспечения» в Тверской области, - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены заранее, надлежащим образом, об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, об отложении дела слушанием не ходатайствовали, возражений по существу заявленных требований не представили.

Суд, изучив доводы искового заявления, отзывов на него, заслушав заключение прокурора,полагавшего необходимым в иске отказать,исследовав письменные материалы дела в совокупности, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Установлено, что *** Шутов А.Н. обратился в Бежецкий городской суд Тверской области с исковым заявлением о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 4 т.1).

Решением Бежецкого городского суда Тверской области от 27 марта 2015 г. по делу №2-127/2015 г. исковые требования Шутова А.Н. удовлетворены. За Шутовым А.Н. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 150-158 т.1). Решение не обжаловано, вступило в законную силу 06 мая 2015 г.

Приговором Бежецкого городского суда Тверской области от 04.07.2016 г., вступившим в силу 15.07.2016 г., Шутов А.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев без дополнительных наказаний. На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком в 1 год 6 месяцев (с возложением ряда обязанностей).

Определением Бежецкого городского суда от 18.10.2016 г. удовлетворены заявления ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации о пересмотре решения Бежецкого городского суда Тверской области от 27 марта 2015 г. по гражданскому делу №2-127/2015 г. по вновь открывшимся обстоятельствам. Указанный судебный акт отменен, дело определено рассмотреть по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (л.д. 226-231 т.1).

Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Статья 1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает, что приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со статьей 2 этого Закона РФ граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 4 данного Закона РФ не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Срок на бесплатную приватизацию жилых помещений гражданами ограничен законом. Иных ограничений для проведения бесплатной приватизации законом не предусмотрено.

В соответствии со ст. 8 названного Закона РФ решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Установлено, что с *** истец Шутов был принят на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>, что подтверждено данными его трудовой книжки (л.д.140 том 1), а также срочного трудового договора от ***, заключенного на период с *** по *** (л.д.79-80 том 1), в связи с чем согласно выписке из протокола от *** заседания жилищной комиссии войсковой части (л.д.117 том 1) на период трудовых отношений по договору найма служебного жилого помещения от *** ему в закрытом военном городке поселка <адрес> была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 114-116 том 1).

В соответствии с данными трудовой книжки истца Шутова А.Н. *** он был уволен из войсковой части в связи с истечением срока трудового договора (л.д.140 том 1).

Постановлением администрации Бежецкого района №96 от 23 марта 2004 г. <адрес> была включена в число служебных (л.д.58 том 1).

Факт проживания истца, регистрации его в спорном жилом помещении и обеспечения его содержания подтвержден, соответственно, справками <данные изъяты> (л.д. 13 том 1), УФМС по Тверской области (л.д.55 том 1) и карточкой лицевого счета (л.д. 27 том 1).

Согласно техническому паспорту ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ» Бежецкий филиал <адрес> является жилым помещением общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой – <данные изъяты> кв.м. Сведения о правообладателях отсутствуют (л.д. 21-25 том 1). Справкой ГУП Тверской области «Тверское областное БТИ» Бежецкий филиал от 02.02.2015 г. сообщено, что площадь квартиры по адресу: <адрес>, составляет общая – <данные изъяты> кв.м, жилая – <данные изъяты> кв.м. Площадь квартиры определена вследствие уточнения при проведении технической инвентаризации по состоянию на *** (л.д. 26 том 1).

Согласно договору хранения от ***, заключенному между администрацией Бежецкого района и ФГКУ Ржевская КЭЧ Министерства обороны РФ, а также акту приема-передачи объектов недвижимого имущества <адрес> не передавалась на хранение администрации Бежецкого района (л.д. 59-64 том 1).

Распоряжением Правительства РФ №349-р от 17 марта 2010 года военный городок в <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков.

Из заявлений Шутова А.Н. в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, Министерство обороны РФ, направление которых подтверждается почтовыми квитанциями (л.д. 9-11 том 1), следует, что он просит передать ему в собственность в порядке приватизации квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

В соответствии с сообщением директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. Департаментом прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации (л.д.12 том 1).

Сообщением администрации Филиппковского сельского поселения Бежецкого района от 19.02.2015 г. установлено, что <адрес> в муниципальную собственность поселения не передавалась, в Едином реестре муниципальной собственности Филиппковского сельского поселения не значится (л.д. 54 том 1).

Комитетом по управлению имуществом Бежецкого района сообщается, что <адрес> в реестре муниципальной собственности не значится (л.д. 50-51 том 1).

Справками БТИ сообщается, что Шутов А.Н. в приватизации жилья не участвовал и приватизированного жилья не имеет (л.д. 14, 85 том 1).

По правилам ст. 6 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

На основании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ, и подведомственных Министерству обороны организаций. Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.

В силу пункта "и" ч. 2 настоящего постановления Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Учитывая изложенное, Министерство обороны РФ в силу закона является органом, на который возложена обязанность по передаче в собственность граждан жилых помещений, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, в порядке приватизации.

В соответствии с ч.1 ст.101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 г.), жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ч. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 ноября 1998 года N25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", вводящих ограничения права на приватизации жилых помещений, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации; ограничение прав и свобод гражданина и человека путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Аналогичная правовая позиция изложена и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2000 года N13-П, поскольку исходя из конституционного принципа равной защиты прав граждан особый правовой режим жилого помещения предполагает определение законодателем не только специального целевого назначения жилого помещения, но и других критериев допустимости введения такого режима, в частности необходимость его введения должна быть обусловлена особенностями служебных обязанностей работников, для проживания которых предназначено жилое помещение.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14 декабря 1999 года N229-О, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право на судебную защиту прав граждан.

Согласно статьи 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены, в том числе для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы.

Установлено, что сведений об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда в порядке, установленном ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, не имеется. Шутову как военнослужащему в связи со службой в ВС РФ была предоставлена по договору служебного найма на период службы <адрес>.

Как следует из определений судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ14-173 от 27.01.2015, N 16-КГ15-27 от 17.11.2015, N 41-КФ15-1126 от 21.12.2015, N 41-КГ15-36 от 26.01.2016 года, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат, право на приватизацию отсутствует, поскольку спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения об его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось, решения об исключении жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом также не принималось. Решение о предоставлении истцу спорной квартиры в качестве служебного помещения в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.

Суду истцом представлен договор социального найма жилого помещения от ***, по которому ФГКЭУ «Ржевская КЭЧ района» Министерства обороны РФ предоставило Шутову А.Н. в бессрочное возмездное владение и пользование жилое помещение, относящееся к государственной собственности и закрепленное за Минобороны России, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой – <данные изъяты> кв. м.

Из вышеприведенного приговора суда от 04 июля 2016 г. по уголовному делу №1-62/2016 г. следует, что в период с декабря 2014 года по август 2015 года, Шутов А.Н. в <адрес> и в <адрес>, действуя умышлено по предварительному сговору группой лиц с иными лицами, с корыстной целью противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужого имущества - жилого помещения, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации, в свою пользу, для его дальнейшей продажи и получения денежных средств, незаконно, на основании судебного решения Бежецкого городского суда от 27 марта 2015 года, полученного путем обмана федерального судьи Бежецкого городского суда при рассмотрении гражданского дела № 2-127/2015г., вынесенного на основании представленных стороной истца фиктивных документов, в том числе фиктивного договора социального найма жилого помещения, и получения *** иным лицом в Бежецком отделении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области свидетельства о государственной регистрации права собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, получив от иного лица за свои незаконные действия <данные изъяты> рублей, приобрел право на указанную выше квартиру, стоимостью 909736 рублей, причинив своими действиями Министерству обороны Российской Федерации материальный ущерб в крупном размере на общую сумму 909736 рублей.

Как отмечалось, приговор суда от 04 июля 2016 г. по уголовному делу №1-62/2016 в отношении Шутова А.Н. не обжалован, вступил в законную силу.

В силу положений ч. 2 и ч. 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Таким образом, допустимых доказательств, подтверждающих предоставление истцу спорной квартиры на условиях договора социального найма жилого помещения в материалах дела нет. Такой договор с Шутовым А.Н. уполномоченным на то органом не заключался. Изложенное не опровергнуто, доказательств обратного, как и доказательств, подтверждающих исключение спорной квартиры из числа служебных, суду не представлено.

Стороной истца суду предъявлены списки служебных квартир по войсковой части и открытого военного городка № в <адрес> по состоянию на 22 декабря 2014 года с изменениями, согласованными с ФГКУ «Западрегионжилье» в Тверской области, по которым спорная <адрес> в числе служебных не значится (л.д.76-78 том 1).

Однако данный документ не может быть принят во внимание как доказательство, подтверждающее изменение статуса спорной квартиры.

По общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Каких-либо оснований, позволяющих отнести спорное жилое помещение к жилищному фонду социального использования на условиях договора социального найма, у суда на данный момент не имеется.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что жилое помещение, занимаемое Шутовым и расположенное по адресу: <адрес>, обладает статусом служебного жилья; договор социального найма спорной квартиры с истцом соответствующим уполномоченным органом Министерства обороны РФ не заключался, жилое помещение было предоставлено по договору служебного найма на период службы Шутова в Вооруженных Силах России; к категории жилых помещений, которые могут быть переданы в собственность граждан в порядке приватизации, не отнесено. Указанное стороной истца не опровергнуто, обратного не доказано.

В силу установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Шутова А.Н. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

По правилам ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

Ввиду изложенного данное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности Шутова на спорную квартиру.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Шутова А.Н. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Данное решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности Шутова А.Н. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

2-625/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Шутов А.Н.
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ
ФГКУ "Западное региональное управления жилищного обеспечения" Минобороны РФ
Территориальное отделение ФГКУ "Западрегионжилье" в Тверской области
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ
Западное региональное управление правового обеспечения" Минобороны РФ
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области
Суд
Бежецкий межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
bezhecky.twr.sudrf.ru
18.10.2016Передача материалов судье
18.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2016Судебное заседание
14.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее