Дело № 2-968/2019
УИД 54RS0025-01-2019-001376-37
Поступило в суд 23.09.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2019 года г. Куйбышев, Новосибирская область
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Детко Н.Н.
при секретаре Бурундуковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Алтайсткого края к Шелемба М. В. о взыскании единовременной компенсационной выплаты и процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска представитель истца указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Шелемба М.В. был заключен договор № об осуществлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) в 2018 году на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс.человек. Согласно указанному договору, Шелемба М.В. обязалась в течение пяти лет осуществлять трудовую деятельность по основному месту на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с КГБУЗ «Центральная городская больница, г. Заринска», в связи с чем Министерство обязалось предоставить ей единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктами 2.1.3. договора - при прекращении трудового договора с КГБУЗ «Центральная городская больница, г. Заринска» до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1.2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1,2,5,6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса РФ) Шелемба М.В. обязалась незамедлительно уведомить об этом Министерство и возвратить в краевой бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, размер которой рассчитан с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному Медицинским работником периоду, течении 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора.
На основании п. 3 ст. 77 ТК РФ (собственное желание работника) трудовой договор с ответчиком был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет части компенсационной выплаты, подлежащей возврату Медицинским работников в краевой бюджет:
1000000 рублей - сумма единовременной компенсационной выплаты;
1826 дней - количество дней подлежащие отработке медицинским работником (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);
231 дня - количество отработанных дней медицинским работником (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);
1826 - 231 = 1595 день - количество дней неотработанный работником;
1000 000,00 * 1595/1826 = 873 493 рублей 98 копеек.
Таким образом, сумма, подлежащая возврату Медицинским работником согласно пропорционально неотработанному времени 873493 рублей 98 копеек.
Истец обращался с требованиями погасить задолженность, соответствующая претензия отправлена ответчику, однако, ответ на указанную претензию от ответчика так и не поступил. Добровольно погасить сумму долга ответчик отказывается.
В связи с изложенным, на основании ст. 395 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами, исходя из расчета:
873 493,98 руб. - сумма долга;
7,00% годовых с ДД.ММ.ГГГГ - Информация Банка России
7,25% годовых с ДД.ММ.ГГГГ - по ДД.ММ.ГГГГ Информация Банка России
Начало течения срока незаконного удержания денежных средств - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Начало течение срока указано с учетом положений ст. 190-192 ГК РФ и п. 2.1.2 договора.
Окончание срока пользования чужими денежными средствами - дата вынесения решения судом.
873 493,98 * 7,25%/365 *18 = 3 123,04 (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ)
873 493,98 * 7,00%/365 *3 = 502,55 (ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ)
Итого: 3 123,04 + 502,55 = 3 625,59.
Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца не возвращенные денежные средства в сумме 873493 рублей 98 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере, рассчитанном с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения по настоящему иску, а так же проценты на основании ст. 395 ГК РФ в размере, рассчитанном до момента фактического исполнения обязательства.
В судебном заседании представитель истца участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддержал.
Ответчик Шелемба М.В. в судебном заседании участия не принимала, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила ходатайство, в котором просила оставить иск без рассмотрения в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора, кроме того, представила возражения на иск, в которых считала, что отработанный период времени должен исчисляться с момента заключения с ней трудового договора, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, она должна быть освобождена от уплаты процентов по ст. 395 ГК РФ, в связи с чем просила снизить размер взыскания до 823658 рублей 27 копеек.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
В силу ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В настоящем судебном заседании установлено, что Шелемба М.В. с ДД.ММ.ГГГГ работала на должности врача – терапевта участкового в Голухинской врачебной амбулатории (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ с ней, как с медицинским работником, соответствующим требованиям, установленным постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в 2018 году единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников в сельских населенных пунктах либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с населением до 50 тыс. человек», заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей (л.д. 13-16).
В соответствии с пп. 2.3.1 и 2.2.1 указанного договора Министерство здравоохранения Алтайского края обязалось в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора предоставить Шелемба М.В. единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 рублей, а Шелемба М.В. обязалась в течение пяти лет с момента заключения договора исполнять трудовые обязанности на должности врача – терапевта участкового в соответствии с договором, заключенным с КГБУЗ ЦГБ г. Заринск.
В силу п.п. 2.1.3 договора ответчик обязалась возвратить в течение 30 календарных дней в краевой бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора с указанной организацией до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случаях перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что обязательство по перечисления ответчику единовременной компенсационной выплаты Министерством здравоохранения Алтайского края исполнено (л.д. 12).
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к Шелемба М.В. уволена с должности врача – терапевта участкового Голухинской врачебной амбулатории по собственному желанию на основании п. 3 ст. 77 ТК РФ (л.д. 11)
Министерством здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шелемба М.В. было направлено уведомление о возврате единовременной компенсационной выплаты пропорционально не отработанному времени (л.д. 6-7, 18).
Доказательств исполнения указанного требования ответчиком не представлено.
На основании изложенного, поскольку Шелемба М.В. уволена с должности врача – терапевта участкового Голухинской врачебной амбулатории на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ – по инициативе работника, при этом, до истечения пятилетнего срока, установленного Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № и п.п. 2.1.1 вышеуказанного договора, обязательство о возврате единовременной денежной выплаты в установленный постановлением Правительства и п.п. 2.1.3. договора срок ответчиком не исполнены, исковые требования о взыскании с Шелемба М.В. компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени подлежат удовлетворению.
При этом доводы Шелемба М.В. о том, что неотработанный срок должен исчисляться с момента заключения с ней трудового, а не с момента заключения договора о предоставлении единовременной выплаты суд считает основанными на неправильном толковании закона.
В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Развитие здравоохранения» Медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, принимает обязательства исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 – 107 ТК РФ.
На основании изложенных положений закона, истцом обоснованно произведен расчет неотработанного времени с момента заключения договора № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Проверяя расчет компенсационной выплаты, подлежащей возврату ответчиком в краевой бюджет, суд приходит к выводу, что он произведен верно.
Доводы ответчика о том, что иск подлежит оставлению без рассмотрения в связи с тем, что истцом не соблюден установленный федеральный законом досудебный порядок урегулирования спора суд считает несостоятельными, поскольку для данной категории дел таковой не предусмотрен, договором сторон обязательный досудебный порядок не установлен.
Кроме того, из материалов дела следует, что Министерством здравоохранения Алтайского края в адрес Шелемба М.В. было направлено извещение о необходимости перечислить в адрес истца остаток денежных средств в сумме 873493 рубля 98 копеек, с приложением расчета и указанием реквизитов для перечисления (л.д. 6,7).
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
В соответствии с п. 3.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, в случае просрочки исполнения обязательства по возврату части единовременной компенсационной выплаты, предусмотренного пп. 2.1.3, 2.1.4 настоящего договора, медицинский работник уплачивает проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
Поскольку в настоящем судебном заседании установлено, что обязательство по возврату единовременной компенсационной выплаты пропорционально не отработанному времени ответчиком в срок, установленные договором, не исполнено, с Шелемба М.В. подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами.
Проверяя расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, суд, с учетом положений ст. ст. 190 – 192 и п. 2.1.2 договора № от ДД.ММ.ГГГГ, считает обоснованным указание на начало течения срока пользования чужими денежными средствами – с ДД.ММ.ГГГГ, считает указанный расчет, произведенный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, верным.
В силу ч. 1 ст. 408 обязательство прекращается надлежащим его исполнением.
В соответствии с п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 ГК РФ). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
На основании изложенных положений закона, суд считает обоснованными требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами с ДД.ММ.ГГГГ и до полного исполнения обязательства.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ и на момент вынесения решения по делу (ДД.ММ.ГГГГ), проценты за пользование чужими денежными средствами составляют:
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 873493,98 х 7% (ставка рефинансирования в соответствии с Информационным сообщением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ) /365 х47 дней = 7873 рубля 41 копейка.
- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 873493,98 х 6,5 (ставка рефинансирования в соответствии с Информационным сообщением Банка России от ДД.ММ.ГГГГ) / 365 х 26 дней = 4044 рубля 39 копеек.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 15543 рубля 39 копеек (3123,04 + 502,55 + 7873,41 + 4044,39), а так же проценты за пользование чужими денежными средствами, рассчитанные до момента фактического исполнения обязательства.
Доводы ответчика о том, что она должна быть освобождена от уплаты процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ на основании п. 47 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7, поскольку в заключенном между истцом и ответчиком договоре отсутствуют реквизиты истца, не указан порядок возврата денежных средств, в связи с чем она не имела возможности исполнить обязательство перед истцом, суд считает несостоятельными.
В соответствии с указанным пунктом Постановления Пленума, должник освобождается от уплаты процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ, в том случае, когда кредитор отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства, например, не сообщил данные о счете, на который должны быть зачислены средства, и т.п. (пункт 3 статьи 405, пункт 3 статьи 406 ГК РФ).
Как указано выше, Министерством здравоохранения Алтайского края в адрес Шелемба М.В. было направлено извещение о необходимости перечислить в адрес истца остаток денежных средств в сумме 873493 рубля 98 копеек, с приложением расчета и указанием реквизитов для перечисления.
По смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Как следует из материалов дела, извещение направлено ответчику по адресу, указанному в договоре от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд считает доводы ответчика о том, что указанное извещение она не получала, несостоятельными.
В соответствии с п. 8 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец, освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком, (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
На основании изложенных положений закона, с ответчика в пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11950 рублей 48 копеек.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 873493 ░░░░░ 98 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ 15543 ░░░░░ 39 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 11950 ░░░░░░ 48 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>