Решение по делу № А76-24151/2008 от 05.12.2008

Арбитражный суд Челябинской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 г. Челябинск

 «05»     декабря      2008 года                                     Дело № А76-24151/2008-51-645

Судья Арбитражного суда Челябинской области Забутырина Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем  судебного заседания Богатыревой С.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Инспекции Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г.Челябинска

к Индивидуальному предпринимателю Вихареву Денису Валерьевичу, с. Долгодеревенское

о привлечении к административной ответственности  по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ

при участии в заседании:

от заявителя: Миргородцевой И.А. – представителя, доверенность от 23.01.008 № 05-27/1708 (удостоверение)

от лица, привлекаемого к ответственности: не явился, извещен (л.д. 50)

УСТАНОВИЛ:

          Инспекция Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г. Челябинска (далее – инспекция, заявитель, административный орган) обратилась  в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Индивидуального предпринимателя Вихарева Дениса Валерьевича, с. Долгодеревенское (далее – предприниматель, лицо, привлекаемое к административной ответственности).

Представитель административного органа в судебном заседании требования поддержал, пояснил, что имеются основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Предприниматель в судебное заседание не явился, представителя не направил, документов, затребованных определениями суда, не представил, о причинах невозможности обеспечения явки, невозможности представления документов не уведомил суд, ходатайства об отложении, объявлении перерыва не заявил. В материалах дела имеются доказательства извещения указанного лица о времени и месте разбирательства дел (л.д. 50).

Неявка или уклонение предпринимателя от участия при рассмотрении дела об административном правонарушении не свидетельствует о нарушении предоставленных ему Кодексом гарантий защиты и не может служить препятствием для рассмотрения дела по существу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела с соблюдением требований ст.ст.121-123 АПК РФ.

Заслушав представителя заявителя, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Инспекцией МНС РФ по Сосновскому району Челябинской области 19.02.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе - Вихареве Денисе Валерьевиче, 25.09.1981 года рождения, уроженца г. Челябинска, как об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, что подтверждается свидетельством серии 74 № 002783135 (л.д. 8).

Сотрудниками Инспекции ФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска 24.09.2008 на основании поручений заместителя начальника инспекции от 24.09.2008  № 601, 602 (л.д. 15, 16) при участии сотрудников Министерства сельского хозяйства Челябинской области была проведена проверка в торговой точке – магазин «Продукты», расположенном на территории Колхозного рынка, расположенной по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, 348, принадлежащей ИП Вихареву Д.В. на основании договора аренды (л.д. 11-14)  на предмет соблюдения законодательства РФ о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В ходе проверки было установлено, что в отделе   осуществлялась реализация  алкогольной продукции:

–  водка «Пять озер», емк. 1 л., креп. 40 %, дата розлива 04.08.2008, в количестве 4 бутылок по цене 245 руб. за бутылку;

- водка «Родник» Лимон, емк. 0,5 л, креп. 40 %, дата розлива 20.05.2008, г. Самара в количестве 5 бутылок по цене 130 руб. за бутылку;

- настойка Черемуха душистая на коньяке», емк. 0,5 л, креп. 24 %, Омск, в количестве 40 бутылок по цене 84 руб. за бутылку;

- водка «Национальная валюта. Люкс», емк. 1л. Креп. 40 %, дата розлива 29.07.2008, г. Омск в количестве 4 бутылок по цене 192 руб. за бутылку;

- водка «Зеленая марка. Кедровая», емк. 0,5 л., креп. 40 %, дата розлива 26.08.2008 в количестве 12 бутылок по цене 125 руб. за бутылку,

всего в ходе проверки выявлено 889 бутылок 57 наименований алкогольной продукции.

при отсутствии на данную алкогольную продукцию сопроводительных документов: товарно-транспортных накладных, справок к товарно-транспортным накладным (раздел А и Б), справок к грузовым таможенным декларациям, сертификатов соответствия.

Данный факт был зафиксирован в акте № 107 проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции от 24.09.2008 (л.д. 5-6). Акт проверки подписан продавцом Коневой Т.Л. без замечаний.

07.10.2008 в присутствии предпринимателя старшим государственным налоговым инспектором Инспекции ФНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска был составлен протокол об административном правонарушении № 107/1 (л.д. 4). Протокол составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ: права и обязанности предпринимателю разъяснены, объяснения им даны, замечаний к протоколу им представлено не было, с копией протокола он ознакомлен, копию протокола получил, о чем свидетельствуют соответствующие отметки и подписи (л.д. 4).

Поскольку в действиях предпринимателя были обнаружены признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ, а рассмотрение указанной категории дел в соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ в отношении индивидуальных предпринимателей отнесено к подведомственности арбитражного суда, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении предпринимателя  к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с ч.1 ст. 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

При этом, в соответствии с ч.2. указанной статьи помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, в том числе  должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 23. Федерального закона от 22.11.1995  №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, в соответствии с п.1 которого Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства, в том числе за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов (п. 4 Положения).

Согласно статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 г.  РФ № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции  без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995  №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», оборот этилового спирта осуществляется при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2006 года № 80 были утверждены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

Правила были дополнены новым разделом XIX «Особенности продажи алкогольной продукции, в пункте 138 которых указано, что информация об алкогольной продукции помимо сведений, указанных в пунктах 11 - 12 настоящих Правил, должна содержать:

наименование входящих в состав алкогольной продукции ингредиентов, в том числе наименование использованных в процессе изготовления продукции пищевых добавок, биологически активных пищевых добавок, сведения о наличии в продукции компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов, о содержании в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ, определяемых в соответствии с обязательными требованиями стандартов и технических регламентов;

пищевую ценность алкогольной продукции;

объем алкогольной продукции в потребительской таре;

противопоказания к применению алкогольной продукции;

дату, место изготовления и розлива алкогольной продукции.

Согласно пункту 139 Правил на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:

товарно-транспортная накладная;

копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;

копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Факт совершения предпринимателем правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вышеназванными нормами, подтверждается материалами дела: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, объяснениями предпринимателя (л.д. 4, 5-6), на алкогольную продукцию, указанную в акте проверки,  предпринимателем не представлены документы ни в ходе проведения проверки, ни в ходе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности.

Указанный факт не оспаривается предпринимателем.

В силу ч.5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с ч.6. ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, что в нарушение ст.28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен за пределами временных рамок, установленных законодательством, (нарушение выявлено 24.09.2008, а протокол составлен 07.10.2008), административное расследование не производилось.

В соответствии с п.10  Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Как следует из пояснений представителя административного органа, пропуск срока составления протокола был вызван объективными причинами - необходимостью обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нарушение срока составления протокола не носит существенного характера, поскольку было вызвано необходимостью обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ. Кроме того, само по себе нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, установленных ст. 28.5 Кодекса, не может являться основанием для отказа в привлечении предпринимателя к административной ответственности, если этим протоколом подтверждается факт совершения правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 Кодекса.

Иных нарушений судом не установлено.

Однако, заявление инспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, правонарушение было выявлено 24.09.2008 (л.д. 5), протокол составлен 07.10.2008 (л.д.4), заявление о привлечении к административной ответственности поступило в арбитражный суд 14.10.2008, о чем свидетельствует соответствующий штамп (л.д. 2). Определением от 21.10.2008 принято к производству и назначено к слушанию на 05 ноября 2008 года (л.д. 1). 05.11.2008 в связи с неявкой представителей лиц, участвующих в деле, и отсутствием у суда сведений об извещении о времени и месте судебного заседания, срок рассмотрения о привлечении к административной ответственности продлен на месяц, судебное заседание отложено на 21.11.2008 (л.д. 20). 21.11.2008 определением суда рассмотрение дела было отложено по причине неявки предпринимателя и отсутствием у суда сведений об извещении указанного лица о времени и месте разбирательства дела (л.д.43).

Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде (05.12.2008) двухмесячный срок, установленный ч.1 ст. 4.5. КоАП РФ, истек.

В силу п.6 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных ст. 4.5 КоАП РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и в силу ст. 206 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требований о привлечении лица к административной ответственности.

Указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя о привлечении индивидуального предпринимателя Вихарева Д.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Именем РФ, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 202, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

          В удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г. Челябинска о привлечении Индивидуального предпринимателя Вихарева Дениса Валерьевича, с. Долгодеревенское  к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в течение  десяти дней в Восемнадцатый  арбитражный апелляционный суд и в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Уральского округа путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru  или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

          Судья:                                                                                    Л.В. Забутырина

А76-24151/2008

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: В иске отказать полностью
Ответчики
Вихарев Денис Валерьевич
Суд
АС Челябинской области
Судья
Забутырин Л. В.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее