Дело № 2-72/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Дубровка 27 марта 2014 года
Дубровский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Дворецкой О.А., с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Кусановой С.В., при секретаре Свиридовой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубровского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Дубровской поселковой администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дубровского района Брянкой области обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что прокуратурой Дубровского района Брянской области была проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства, а именно, по размещению контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора на территории <адрес>. На момент проведения проверки установлено, что на соответствующей территории не реализуются в полном объеме нормы экологического законодательства, при размещении контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора.
В нарушение данных требований мусорные контейнеры, расположенные около жилых домов, по адресу: <адрес>, не имеют бетонированной или асфальтированной площадки, не ограничены зелеными насаждениями (кустарниками), не ограничены бордюром.
В нарушение данных требований около жилых домов по адресу: <адрес>, не расположен ранее находившийся мусорный контейнер, не имеется бетонированной или асфальтированной площадки, который должен быть ограничен зелеными насаждениями (кустарниками) и бордюром. Близ данных домов таких контейнеров также не имеется.
В связи с тем, что несоблюдение ответчиком экологического законодательства создает угрозу правам неопределенного круга граждан, находящихся на территории Дубровского района, на благоприятную среду и условия из жизнедеятельности, прокурор Дубровского района Брянской области просит суд признать незаконным бездействие Дубровской поселковой администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, и обязать Дубровскую поселковую администрацию оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром, для установки мусорных контейнеров, расположенных около жилых домов по адресу: <адрес>, обязать Дубровскую поселковую администрацию оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром, для установки мусорных контейнеров, установить мусорный контейнер около жилых домов, по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области Кусанова С.В. исковые требования поддержала в части - обязать Дубровскую поселковую администрацию оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром, для установки мусорных контейнеров, установить мусорный контейнер около жилых домов, по адресу: <адрес>, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В части - обязать Дубровскую поселковую администрацию оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром, для установки мусорных контейнеров, расположенных около жилых домов по адресу: <адрес>, от исковых требований отказалась в связи с выполнением администрацией требований законодательства, а именно: оборудована специальная площадка, установлены мусорные контейнеры.
Пояснила, что указанные нарушения требований экологического законодательства угрожают правам неопределенного круг граждан, находящихся на территории Дубровского района, на благоприятную окружающую среду и условия их жизнедеятельности. Обязанность по организации и вывозу бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Вывоз мусора, осуществляемый от жилых домов, по адресу: <адрес> два раза в неделю недостаточен. Рядом с указанными домами складываются мешки с мусором, которые во время не убираются.
Представитель ответчика – Дубровской поселковой администрации Дубровского района Брянской области Самохин И.В. (доверенность от 23.01.2014 г.) уточненные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области не признал. Пояснил, что установка контейнеров для сбора мусора входит в обязанность ООО «Рем-Сервис». На общем собрании собственников жилых помещений в домах № и № по <адрес> в <адрес> было принято решение отказаться от установки контейнеров для сбора мусора и специальной площадки под них во дворе домов № и №. Жителей данных домов устраивает график сбора мусора (мусорных мешков) специальной машиной в определенное время.
17 февраля 2014 года на основании определения Дубровского районного суда Брянской области ООО «Рем-Сервис» привлечен в качестве соответчика по настоящему гражданскому делу.
Представитель соответчика – ООО «Рем-Сервис» Колодезная А.Ю. (доверенность от 11.03.2014 г.) уточненные исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области не признала и показала, что собственники жилых помещений в домах № и № по <адрес> в <адрес> отказываются от установки контейнеров для сбора мусора и специальной площадки под них во дворе домов № и №, так как захламляется территория. Они изъявили желание, чтобы мусор забирала машина. Машина осуществляет сбор мусора около домов 2 раза в неделю в определенное время. Мусор из контейнеров вывозится ежедневно.
Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурором защищаются личные неимущественные права граждан, т.е. интересы и права граждан, закрепленных Конституцией РФ.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Согласно Правил благоустройства территории муниципального образования «Дубровское городское поселение», утвержденных решением Дубровской поселковой администрации Дубровского района Брянской области от 28.06.2012 г. № юридические, должностные и физические лица в целях выполнения указанных правил обязаны обеспечить (заключить договоры со специализированными предприятиями) сбор, вывоз и утилизацию отходов и мусора. Сбор, вывоз ТБО от юридических, физических лиц и населения осуществляется только специализированными организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности. Ответственность за организацию и функционирование системы сбора и вывоза ТБО от населения возлагается на Дубровскую поселковую администрацию и специализированные организации. Сбор бытовых отходов от населения осуществляется по планово-регулярной системе путем накопления и временного хранения бытовых отходов в контейнерах или путем непосредственного сбора ТБО в мусороуборочную технику в соответствии с графиком, утвержденным Решением Дубровского поселкового Совета народных депутатов № от 26 февраля 2010 года.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пунктам 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе: безопасность для жизни и здоровья граждан, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Пунктами 3.6.1 и 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. №170, установлено, что уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. (ред. от 25.11.2013 г.) №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Правил благоустройства территории муниципального образования «Дубровское городское поселение» площадки для установки контейнеров для сбора бытовых отходов должны быть удалены от жилых домов, образовательных и дошкольных учреждений, спортивных площадок и мест отдыха на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок рассчитывается из необходимого количества контейнеров. Площадка должна иметь твердое покрытие и ограждается с трех сторон ограждениями типов, согласованных с Дубровской поселковой администрацией (п. 2.11.1).
Согласно п.п. 1.2, 1.8 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из п. 8.2.5 «СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № следует, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Дубровского района Брянской области была проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства, а именно, по размещению контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора на территории <адрес>. На момент проведения проверки установлено, что на соответствующей территории не реализуются в полном объеме нормы экологического законодательства, при размещении контейнеров для сбора бытовых отходов и мусора. А именно, в нарушение данных требований около жилых домов по адресу: <адрес>, не расположен ранее находившийся мусорный контейнер, не имеется бетонированной или асфальтированной площадки, который должен быть ограничен зелеными насаждениями (кустарниками) и бордюром. Близ данных домов таких контейнеров также не имеется.
Представитель соответчика ООО «Рем-Сервис» Колодезная А.Ю. в судебном заседании пояснила, что в обязанности ООО «Рем-Сервис» входит установка контейнеров для мусора, которые имеются в наличии. Жители указанных домов на общем собрании отказались от установки контейнеров, согласились на сбор мусора машиной 2 раза в неделю в определенное время.
Между ООО «Рем-Сервис» и Дубровской поселковой администрацией заключен договор на оказание услуг, согласно которому ООО «Рем-Сервис» принимает на себя обязательства своими средствами, транспортом и рабочей силой производить сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории муниципального образования «Дубровское городское поселение». ООО «Рем-Сервис» обязуется: производить сбор и вывоз ТБО с контейнерных площадок многоквартирных домов на территории муниципального образования «Дубровское городское поселение»; производить сбор и вывоз ТБО из частного сектора, согласно графика уборки ТБО в населенных пунктах муниципального образования «Дубровское городское поселение».
С учетом изложенных в судебном заседании обстоятельств, суд считает, что данные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Каких-либо доказательств в порядке названной нормы, свидетельствующих об отсутствии обязанности по выполнению указанных мероприятий, ответчиками суду не представлено.
В связи с тем, что выявленное нарушение нарушает права неопределенного круга граждан, находящихся на территории Дубровского района на благоприятную среду и условиях их жизнедеятельности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области, признать незаконным бездействие Дубровской поселковой администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; обязать Дубровскую поселковую администрацию оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром, для установки мусорных контейнеров около жилых домов, по адресу: <адрес>; обязать ООО «Рем-Сервис» установить мусорный контейнер около жилых домов по указанному адресу.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Дубровской поселковой администрации Дубровского района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Обязать Дубровскую поселковую администрацию Дубровского района Брянской области оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром, для установки мусорных контейнеров около многоквартирных жилых домов по адресу: <адрес>.
Обязать ООО «Рем-Сервис» установить мусорные контейнеры около жилых домов по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Дубровский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.А.Дворецкая